Эффективность МТК «Север–Юг» повысят лишь комплексные межгосударственные решения - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 05.07.2024 |

Эффективность МТК «Север–Юг» повысят лишь комплексные межгосударственные решения

Более эффективное использование МТК «Север – Юг» обретает, можно сказать, сверхвысокую значимость в современных геополитических и экономических условиях. Тем более с учетом активно развивающегося партнерства России – ЕАЭС с Ираном и сохраняющейся полублокадной ситуации на важнейшем международном торговом маршруте Индийский океан – Красное море – Суэцкий канал.

В то же время ряд сохраняющихся проблем в ареале МТК, взаимосвязанных друг с другом, сдерживают рост конкурентоспособности этой транзитной системы. Решение этих проблем невозможно только на национальном уровне и требует в буквальном смысле межгосударственной синхронности.

Означенная проблематика была отражена на состоявшемся в конце мая в Москве форуме LOGISTIKA EXPO, а конкретно – в рамках сессии «Как выстроить эффективную логистику в коридоре "Север –Юг"?». Большинство экспертов в ходе дискуссии высказали, образно говоря, стержневое мнение об основных проблемах в данной сфере. Во-первых, это по-прежнему существующие нестыковки в железнодорожных эксплуатационных нормативах стран-участниц МТК. Так, фактические резервы (и нормативы) по ж/д провозной способности в Иране пока ниже, чем в других странах коридора. Сохраняются различия и в портовых правилах эксплуатации/перевалки грузов, что, естественно, сдерживает увеличение грузопотоков в обе стороны.

Во-вторых, это разрывы в железнодорожной сети Ирана, прежде всего отсутствие высокомощной стыковки (или вообще стыковки) между стальным магистралями, ведущими к южноиранским портам. В первую очередь отмечен давний «долгострой» с соединительной прикаспийской линией Решт – порт Астара всего лишь в 160 км.

В-третьих, это слабая достоверность прогнозов по конкретным объемам грузопотоков по МТК. Отмечено в этой связи, что многие прогнозы в данной сфере нередко декларативные, ибо строятся в основном на уверенности, что, например, подавляющая часть грузов с «транссуэцкого» маршрута будет неизбежно переходить на МТК «Север – Юг».

По данным Андрея Нараевского, директора по развитию Silmar (транспортно-экспедиторская компания РФ), с начала текущего года «часть китайских и арабских морских линий переориентировались с доставки в Россию и через Россию на альтернативные направления. Так как выгоднее стало доставлять грузы в порты, например, Саудовской Аравии и других стран Ближнего Востока». Это обусловлено в том числе санкционной политикой Запада в отношении РФ и Ирана, военно-политической напряженностью в бассейне Персидского залива (ПЗ), особенно в Ормузском проливе между ПЗ и Индийским океаном. Соответственно, «из-за ухода некоторых международных линий, тарифы на морскую доставку в Россию продолжат расти» (эти тарифы растут с середины 2023 г.).

Схожая тенденция и в секторе морских перевозок из Китая в Россию: часть этих грузов затем подключается через КНР к ж/д артериям МТК в Казахстане и РФ. Как отметил Сергей Сафонников, операционный директор азиатского направления «Первой экспедиционной компании GLOBAL» (РФ), «в среднем стоимость морских грузоперевозок из КНР в Россию только в сравнении с апрелем с. г. увеличилась на 30-50% – до 1200-1500 и до 1600-2200 долл. за стандартный груженый контейнер». Это связано, по оценке эксперта, с ростом спроса на контейнеры и «с проблемами в финансовой логистике» (ввиду проблемности взаиморасчетов с рядом банков КНР, проявляющейся с апреля-мая с. г. из-за западных санкций против РФ).

В МТК-ареале «расчёты с Ираном до сих пор идут в основном наличными. Оплата осуществляется главным образом по факту, взаиморасчеты производятся поквартально», – поясняет Марат Зембатов, директор Центра междисциплинарных исследований ИГМУ НИУ Высшей школы экономики. Но государствам это невыгодно и, «если решится проблема «обеления» импортно-экспортных операций, ожидается всплеск торговли между РФ и Ираном».

Задержка межбанковских внешнеэкономических платежей, особенно безналичных, происходит не только из-за западных санкций против Тегерана, но и ввиду принципиально иной схемы бизнесрасчетов в Иране (и с Ираном), основанной на исламском праве. По данным Аркадия Иванова, директора по развитию ГК TransAsia Logistics, «идут переговоры (с ноября 2023 г. – Ред.) по совмещению карты «Мир» с иранской картой «Шетаб». В случае успеха это станет стимулом к развитию взаимосвязей мелкого и среднего бизнеса, основного сегмента в обоюдной торговле». По имеющейся информации, переговоры продолжаются: стороны уже согласовали большинство вопросов по этому проекту.

В то же время Тегеран и Москва «прорабатывают инновационные решения для взаимных расчетов», об этом в начале мая сообщил торговый атташе Ирана в РФ Рахими Мохсен. Обе стороны «изучают опыт использование цифровых активов, таких как цифровой рубль и крипто-риал». Эти варианты, по мнению торгового атташе, «могут упростить межгосударственную торговлю, потенциально смягчить последствия санкций». Но в этих проработках «пока остаются сложности: нужно создать инфраструктуру и нормативные акты для новых методов платежей».

В свою очередь, директор Центра экономики инфраструктурных отраслей Центра стратегических разработок Бегляр Новрузов в ходе упомянутого ранее форума предложил ряд радикальных развязок проблем в МТК. Он отметил, например, многочисленные перегрузки с одного вида транспорта на другой, что повышает риски удорожания и потери грузов. По мнению эксперта, целесообразно сквозные перевозки осуществлять одним видом транспорта, то есть автомобильным или железнодорожным, с доставкой конечному потребителю. В последнем случае – в направлении на Индию/из Индии – подразумевается железнодорожный и автомобильный транзит через Пакистан.

Кроме того, предложено активнее развивать МТК-мощности в Прикаспийском регионе ввиду известной военно-политической ситуации в Азовско-Черноморском бассейне. А в связи с заинтересованностью частного бизнеса в строительстве транспортной инфраструктуры «необходимо строительство дублирующего Азово-Донской канал еще одного канала». Имеются в виду параллельная линия уже имеющегося Волго-Донского канала (Волго-Дон – 2) или лоббируемый ранее Казахстаном канал «Евразия» (Каспий – озеро Маныч – Азов).

В этой связи напомним, что на рубеже 2010-2020-х годов профильные экспертные организации РФ признали эти проекты преждевременными (ввиду неясности с перспективными грузопотоками) и экологически проблемными. Причем наибольший ущерб экологии будет нанесен строительством и использованием канала «Евразия».

Так или иначе, для повышения конкурентоспособности МТК «Север –  Юг» требуются комплексные межгосударственные решения. И не только в сфере транспортно-логистической инфраструктуры.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
605
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика