В мае этого года западные СМИ сообщили о возвращении в Россию 40-45% релокантов, покинувших страну в 2022 году. В свете этих оценок представляет интерес вопрос о том, каковы вообще миграционные итоги 2023 г. для России, тем более на фоне предыдущего 2022 г., в котором она столкнулась с массовым оттоком релокантов.
Вопрос этот непростой в связи с тем, что сама по себе миграция – крайне сложный для изучения объект. Люди могут переселиться на протяжении года несколько раз и попасть в связи с этим в поле зрения различных государственных органов, которые нередко учитывают их в своей статистике повторно. Разные властные институты, фиксирующие миграцию, учитывают разные ее категории, в связи с чем их данные не сходятся, а зачастую вообще противоречат друг другу. Сама по себе миграция очень часто отнюдь не является «завершенным» процессом. Один раз сменив место жительства, люди впоследствии могут вернуться на родину или же вообще переехать на другое место, что затрудняет оценку конечных результатов переселения.
Из доступных источников, которые позволяют оценить миграцию за весь 2023 г., на сегодняшний день можно воспользоваться данными Росстата, который фиксирует только «постоянную» миграцию (то есть тех, кто снялся или был поставлен на миграционный учет по месту жительства, а также по месту пребывания на 9 месяцев и более), а также сведениями Пограничной службы ФСБ по пересечению границ. Первый из этих источников фиксирует лишь «долгосрочных» мигрантов, которые озаботились оформлением необходимых документов, а второй – количество фактов пересечения границ, которое в течение года может быть неоднократным. Есть еще различные «косвенные» сведения – количество резюме соискателей в тех странах, куда уезжали релоканты, данные операторов сотовой связи по числу SIM-карт и т. п.
В 2023 г., по данным Росстата, наблюдалось сокращение числа как прибывших из зарубежных стран в Россию (с 730,3 до 560,4 тыс.), так и выбывших за границу (с 668,4 до 450,4 тыс.). Сокращение объема эмиграции почти в полтора раза – показатель спада волны релокантов, активно покидавших страну после начала СВО, хотя в уменьшенных масштабах она наблюдалась и в прошлом году. Как следствие, положительное сальдо миграционного обмена с зарубежными странами для России в сравнении с 2022 г. увеличилось почти вдвое – с 61,9 тыс. до 110,1 тыс. чел.
Причем миграционный прирост у России наблюдался как по странам СНГ, где он был положительным и в предыдущем году, так и по странам дальнего зарубежья. В 2022 г. миграционная убыль РФ из-за оттока населения в страны вне СНГ, по данным Росстата, составила 16,5 тыс., а 2023 г. она сменилась приростом в размере 10 тыс. чел.
При этом «страновая» структура миграционных потоков между Россией и ее ближним зарубежьем по-прежнему выглядит достаточно тревожной. В 2022 г. из России наблюдался отток населения в семь из 10 стран СНГ, а положительным сальдо миграционного обмена было лишь с тремя из них – Таджикистаном (+87,3 тыс.), Украиной (+27,3 тыс.) и Молдавией (+2,4 тыс.). Именно Таджикистан в 2022 г. обеспечил России миграционный прирост населения за счет государств ближнего зарубежья, с лихвой перекрыв его отток в Закавказье и другие страны Средней Азии. Результатом этого стал быстрый рост таджикских диаспор в России, последствия которого в последние годы стали все более явственно ощущаться как в глубинке, так и в крупных городах, где наметилось формирование среднеазиатских анклавов.
В 2023 г. Россия теряла население в миграционном обмене только с двумя странами СНГ – Белоруссией (-258 чел.) и Украиной (-29,6 тыс.). Причем отток мигрантов на Украину с лихвой перекрыл их приток в предыдущем году. По всем прочим странам СНГ отток населения сменился его притоком. Как и ранее, самым масштабным он был из Таджикистана (+81,7 тыс.), который по чистой эмиграции в РФ в несколько раз опередил все прочие страны СНГ, вместе взятые. Второе место по притоку населения в РФ по итогам прошлого года занял Казахстан (+11,4 тыс.), лишь незначительно опередивший Армению (+11,2 тыс.). По масштабам чистого притока населения в РФ Таджикистан опередил Казахстан в семь (!) раз при том, что большая часть казахстанской эмиграции представлена этническими русскими, тогда как из РТ в Россию едет только таджикское и узбекское население.
Причина массовой таджикской иммиграции заключается в бесконтрольной, а зачатую и незаконной раздаче выходцам из этой республики российского гражданства, условия для которой создает договор о двойном гражданстве между Россией и Таджикистаном 1995 г. В 2022 г. таджикистанцы получили 173,6 тыс. российских паспортов, что стало абсолютным рекордом за всю историю их натурализации в России, а в первом полугодии 2023 г. – 87 тыс. При этом количество прибывших в РФ из этой республики за 2022 г. (+186,5 тыс.) практически совпало с числом случаев предоставления им гражданства.
В 2023 г. «постоянная» иммиграция из Таджикистана в Россию сохранилась практически на том же уровне (+171,2 тыс.), а число выданных гражданам республики паспортов за январь-июнь составило около половины от этой цифры. При сохранении тех же темпов натурализации граждан Таджикистана ее масштабы в 2023 г. могут оказаться такими же, как и в 2022 г.
В прошлом году Россия имела положительное сальдо миграционного обмена с подавляющим большинством государств дальнего зарубежья, куда годом ранее наблюдался отток населения. По итогам 2022 г. единственной страной вне СНГ, с которой у России сложился плюсовой миграционный баланс, была Абхазия. В 2023 г. Росстат зафиксировал небольшое отрицательное сальдо миграционного обмена лишь с семью странами дальнего зарубежья – США, Сербией, Финляндией, Израилем, Канадой, КНДР и Афганистаном. Чистая миграционная убыль населения в обмене с этими странами составила 1,2 тыс. чел. Со всеми остальными странами дальнего зарубежья, представленными в данных Росстата, миграционный баланс был положительным. Лидерами по этому показателю стали Китай (+3,9 тыс.) и Индия (+3,1 тыс.). Вместе с тем приток населения наблюдался и из таких типичных для российских релокантов стран исхода, как Германия, Грузия, Литва, Латвия, Эстония и Турция.
Сокращение эмиграции в большинство стран Запада подтверждают и данные Пограничной службы ФСБ по выезду российских граждан за рубеж. В некоторые страны ЕС выезд из России вообще прекратился. Так, в Чехию в 2022 г. из РФ выехало 9 тыс. чел., а в 2023 г. – ни одного. Не зафиксировано выезда граждан РФ в Словакию, Македонию, Черногорию и Канаду. В Швейцарию за 2022 г. выехало 17,1 тыс. чел., а в 2023 г. – только двое. В ФРГ, которая является одной из основных стран притяжения релокантов, выезд сократился более чем в 40 раз (с 63,1 до 1,5 тыс.).
Схожая ситуация наблюдается по большинству других западных государств. Так, выезд из России в США сократился в 45 раз (с 18,1 до 0,4 тыс.), в Испанию – в 17 раз (с 23,6 до 1,4 тыс.), во Францию – в 16 раз (с 20,2 до 1,3 тыс.) и т. д. В группу стран дальнего зарубежья, куда выезд граждан России продолжал расти, вошли Израиль, Польша, Норвегия, Сербия и Литва. Любопытно, что наиболее значительным в прошлом году было увеличение числа выездов в Сербию (на 41,3%, с 100 до 141,3 тыс.) и Польшу (на 29,6%, со 133,7 до 173,3 тыс.).
Несмотря на начало боевых действий в секторе Газа, в прошлом году увеличился и выезд в Израиль (на 13,6%, со 100,4 до 114 тыс.). Вместе с тем в четвертом квартале число тех, кто выехал из России в эту страну, по сравнению с тем же периодом 2022 г. сократилось более чем в полтора раза (с 33,8 до 20,3 тыс. чел.), что свидетельствовало о заметном сжатии миграционного потока.
В целом миграционные итоги 2023 г. для России оказались более благоприятными, чем 2022 г., когда страна из-за резкого обострения военного конфликта на Украине впервые за долгое время столкнулась с массовым оттоком релокантов. В прошлом году эти процессы в основном развернулись в обратном направлении, и с большинством государств СНГ и дальнего зарубежья у РФ сложился положительный миграционный баланс. По оценке Росстата, это позволило на 41,3% компенсировать естественную убыль населения, сгладив последствия демографического кризиса.
В то же время в структуре миграционного притока в РФ по-прежнему преобладают выходцы из стран Средней Азии, а первое место по числу «постоянных» мигрантов в прошлом году вновь занял Таджикистан. Такой состав иммигрантов ведет к изменению этнической структуры наиболее «мигрантозависимых» регионов, формированию этнических анклавов и обострению межэтнических противоречий, которое в последние годы заметно невооруженным глазом.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram