Узбекистан: какие преимущества стране даст постоянное членство в ЕАЭС - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 02.07.2024 |

Узбекистан: какие преимущества стране даст постоянное членство в ЕАЭС

Евразийский экономический союз продолжает привлекать к себе все больше внимания, постепенно становясь одним из центров экономического притяжения на континенте. Немаловажную роль ЕАЭС играет и для стран постсоветского пространства, в первую очередь Центральной Азии, где в данном объединении видят реальный шанс для своего развития. Одним из таких государств сегодня является Узбекистан, который вплотную приблизился к тому, чтобы стать полноправным участником объединения.

О возможности присоединения Узбекистана к Евразийскому экономическому союзу власти этой страны говорят не первый год. После создания объедения, когда Ташкент решил проявить излишнюю осторожность и проследить, как в дальнейшем сложится судьба ЕАЭС, узбекское руководство практически никогда не скрывало, что видит серьёзные перспективы в развитии сотрудничества с союзом, вплоть до полноправного в нем участия. В 2019 году в Концепции комплексного социально-экономического развития республики до 2030 года прямо указывалось на необходимость сближения с ЕАЭС. Сначала на этапе до 2021 года планировалось подписать соглашение о свободной торговле, а затем до 2025 года «последовательно изучить вхождение страны в ЕАЭС».

Уже на следующий год Узбекистан получил статус страны-наблюдателя при объединении, а в апреле 2021 года был подписан Меморандум о взаимодействии между Евразийской экономической комиссией и правительством республики, а также утвержден План совместных мероприятий на 2021–2023 годы. Последний документ был призван помочь Ташкенту на практике изучить требования союза, чтобы в случае заинтересованности начать постепенную гармонизацию с правом ЕАЭС. И, как показали последующие события, в узбекской столице всерьез взялись за работу. Как отмечал в феврале текущего года посол РФ в Узбекистане Олег Мальгинов, в стране активно работает двусторонняя рабочая группа, которая занимается подготовкой проекта реформ законодательства, процедур и других нюансов для того, чтобы республика могла полноценно войти в ЕАЭС.

Более того, Ташкент прекрасно понимает все перспективы более тесного сотрудничества с объединением, хотя и пытается создать для себя максимально комфортные условия при потенциальном вхождении. Как заявил 8 мая на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Москве президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, его страну волнуют сразу несколько ключевых аспектов: устранение барьеров в торговле, развитие промышленной и сельскохозяйственной кооперации, расширение транспортных коридоров, в первую очередь маршрута «Север-Юг», а также социальные гарантии для трудовых мигрантов и туристический обмен.

Вместе с тем, помимо многочисленных слов и заявлений, а также идущей кропотливой работы по созданию условий для сближения с Евразийским экономическим союзом, Узбекистан за последние годы на деле показал, насколько для его экономики и социальной сферы важно евразийское объединение. В частности, за три года сотрудничества РУз с ЕАЭС только в статусе наблюдателя объёмы взаимного товарооборота выросли на 60%. Так, уже в 2020 году торговля увеличилась по сравнению с 2019 годом на 3,9%, достигнув $ 9,4 млрд. В 2021 году данный показатель составил $11,6 млрд, через год – $15,7 млрд, в 2023 году – $15,8 млрд, а четыре месяца текущего года – уже $5,5 млрд. Кроме того, за последние несколько лет в стране было запущено свыше 1000 совместных со странами ЕАЭС предприятий и проектов, значительно увеличились объемы грузоперевозок и даже удвоилась частота регулярных авиарейсов.

Нельзя забывать и о начавшихся с октября 2023 года поставках российского газа в Узбекистан через территорию Казахстана, что с учётом сложной ситуации в топливно-энергетической сфере страны должно содействовать решению многих проблем в данной отрасли. И все это узбекские власти сделали в статусе страны-наблюдателя, прекрасно понимая, что эффект от вхождения в сообщество на полноправной основе будет более значительным. Особенно, если помнить, что Ташкент в нынешних сложных геополитических условиях сохраняет дружественную Москве и Минску политику, что в последующем может сыграть не последнюю роль в развитии местной экономики.

Стоит отметить, что сегодня на ЕАЭС приходится около 30% внешней торговли Узбекистана, что говорит о важности союза для его экономического развития. Однако данные цифры не отражают всего потенциала двустороннего сотрудничества. При этом выгода от возможного вступления Узбекистана в ЕАЭС, помимо сиюминутных возможностей, которые появились перед Ташкентом в результате развернувшейся санкционной войны против РФ и Белоруссии, видна невооруженным глазом.

Во-первых, речь идет о снятии большинства барьеров для торговли на евразийском пространстве. По различным подсчётам, вхождение в ЕАЭС и использование инструментов союза в качестве полноправного его участника позволит Узбекистану увеличить экспорт в страны-члены сообщества как минимум на $1,2 млрд, в первую очередь за счет ряда позиций сельхозпродукции, главными из которых являются фрукты и овощи. И если ранее среди поставщиков плодоовощной продукции в ЕАЭС на долю Узбекистана приходилось не более 10%, то в перспективе эти показатели могут вырасти в разы, так как именно фрукты, овощи и хлопок обладают наибольшим нереализованным потенциалом в узбекском экспорте. Кроме того, вырастет и их конкурентоспособность, так как при вхождении в ЕАЭС снизятся издержки на пути узбекской продукции на рынки стран союза, которые, по экспертным оценкам, могут достигать 20-30% от ее стоимости. Помимо этого, за счет отмены таможенных пошлин, а также открытия границ автоматически увеличатся и общие возможности узбекского бизнеса, который получит дополнительные возможности расширить свое присутствие не только на рынке союза, но и государств, сотрудничающих с ним, например Сингапура, Вьетнама, Египта, Кубы, Ирана и даже Китая.

Во-вторых, расширение транспортно-логистических возможностей страны. Узбекское правительство и ранее инициировало проекты строительства новых транспортных коридоров из Китая в Европу или из России в страны Персидского залива через территорию республики. Однако после вхождения в ЕАЭС у Ташкента появится больше возможностей для обсуждения логистических проектов со своими партнёрами, в первую очередь с Москвой, особенно если помнить, что страна обладает довольно развитой транспортной инфраструктурой, которая иногда выглядит лучше, чем у некоторых государств ЕАЭС, например Армении и Киргизии. По сути, у Узбекистана, расположенного в центре ЦА, появится шанс превратить страну в важнейший транспортный хаб через создание своеобразной смычки между маршрутами «Восток – Запад» и «Север – Юг». Это, в свою очередь, подтолкнет республику к развитию цифровых технологий, необходимых для реализации крупномасштабных проектов, что может положительно сказаться не только на развитии высоких технологий в стране, но и борьбе с коррупцией, когда человеческий фактор во многих сферах экономики будет постепенно сводиться к нулю.

В-третьих, что немаловажно, вхождение Узбекистана в ЕАЭС позволит решить и социальный вопрос, связанный с трудовыми мигрантами. Страна традиционно играет роль экспортера трудовых ресурсов для России, из которой поступает до 80% всех денежных переводов физлиц. В данном случае следует напомнить, что, по данным узбекского Центрального банка, объем денежных переводов из РФ по итогам 2022 года составлял $14,5 млрд, однако после начала специальной военной операции и введения антироссийских санкций он резко снизился и в 2023 году был чуть более $8,5 млрд. Многие аналитики связывают это в том числе и с тем, что миграционная политика России для стран, не входящих в ЕАЭС, серьёзно ужесточилась, что само по себе говорит о том, что от решения Ташкента о вступлении в союз сегодня зависит судьба миллионов граждан республики.

Более того, власти Узбекистана смогут рассчитывать и на снижение нагрузки на систему социального и пенсионного обеспечения, так как, согласно соглашениям в союзе, государство трудоустройства платит за периоды стажа работы на своей территории. Следовательно, в данном вопросе вступление республики в ЕАЭС имеет практически решающее значение. 

Помимо всего вышеперечисленного, абсолютно очевидно, что открытие границ, снятие барьеров, унификация законодательства и многое другое крайне позитивно скажутся и на иных сферах экономики Узбекистана, а также позволит инвесторам более пристально взглянуть на эту центральноазиатскую страну. Кроме того, республика получит дополнительные возможности для расширения кооперационных связей со своими партнёрами, в первую очередь в сфере промышленности, что крайне необходимо Ташкенту с точки зрения как модернизации сельского хозяйства, так и создания современных производств в автомобильной и химической промышленности, металлургии и пр.

В конечном счете, как считают эксперты, полноценная интеграция Узбекистана в ЕАЭС в долгосрочной перспективе приведет к увеличению ВВП страны на 1,4–1,7%, а также обеспечит масштабные структурные инвестиции в экономику республики в размере $1–1,5 млрд в год. По сути, от дальнейших решений Ташкента относительно вхождения в Евразийский экономический союз напрямую зависит будущее страны и ее граждан. И выбор власти страны должны сделать как можно раньше, чтобы не упустить благоприятный момент.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
726
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика