После теракта в «Крокус Сити» одни регионы России начали вводить ограничения на использование труда мигрантов, тогда как другие, напротив, активизировали усилия по их привлечению. В перспективе эти различия могут привести к усилению этнокультурных различий между субъектами РФ.
Введение запретов на привлечение трудовых мигрантов в регионах началось задолго до теракта. Причиной их принятия стало заметное обострение миграционной ситуации в России в начале 2020-х гг., вызванное резким усилением как трудовой, так и «постоянной» иммиграции из государств Средней Азии. По закону регионы имеют право вводить ограничения на использование труда иностранных граждан. Федеральный центр в условиях, когда введение таких ограничений на национальном уровне по целому ряду причин было проблематичным, предпочел передать решение этой проблемы регионам. К концу 2023 г. ограничения на привлечение трудовых мигрантов ввели уже более десятка субъектов РФ. Большинство из них были введены задолго до теракта и никакого отношения к нему не имели.
Первыми ограничения на использование труда мигрантов начали вводить пограничные регионы Южного Урала и Дальнего Востока, которые быстрее других ощутили на себе последствия массового притока иностранной рабочей силы. Так, в 2016 г. из-за увеличившегося числа аварий запрет на работу мигрантов в пассажирских перевозках ввела Челябинская область. Иностранцам было запрещено работать в качестве водителей городских, пригородных, междугородних автобусов и легковых такси. С тех пор запрет ежегодно продлевается и действует до сих пор. Причем касается он всех иностранцев, включая работающих по патентам, то есть имеющих все необходимые для легального трудоустройства документы.
В 2018 г. запрет на использование труда иностранцев в сельском хозяйстве и добыче золота ввела Амурская область, которая в силу географического положения сталкивалась не только со среднеазиатской, но и с китайской миграцией. Причиной стали нарушения экологического законодательства в недропользовании, а также стремление властей обеспечить рабочие места для местных жителей на селе. Несмотря на опасения аграриев по поводу нехватки рабочих рук, введение запрета, по словам губернатора области Василия Орлова, оказалось оправданным. За пять лет после его введения удалось вдвое увечить производство сельскохозяйственной продукции и избежать проблем с нехваткой рабочей силы в период эпидемии Covid-19, которые возникли в тех регионах, которые подобных запретов не вводили.
В Калининградской области указом губернатора А. Алиханова от 23 июня 2021 г. был введен запрет на использование иностранной рабочей силы в хлебобулочной и кондитерской промышленности, пассажирских перевозках, включая такси, риэлтерских, кадровых агентствах, дошкольном и школьном образовании. По словам главы региона, какого-то заметного негативного воздействия на рынок труда и экономику этот запрет не оказал, зато позволил трудоустроить около 300 местных жителей. В декабре прошлого года запрет на привлечение иностранцев был распространен на производство охлажденных булочных полуфабрикатов, обработку данных и предоставление услуг по размещению информации.
В феврале 2022 г. ограничения ввела Калужская область, столкнувшаяся с одним из самых острых в Центральном федеральном округе миграционных кризисов. Запрет был введен на работу иностранных граждан в розничной торговле, пассажирских перевозках, общественном питании и кадровых агентствах. Кроме того, область первой в России вышла из программы содействия переселению соотечественников, которая, по словам губернатора В. Шапши, превратилась в канал переселения в Россию коренного населения стран Средней Азии и Закавказья.
В Краснодарском крае в соответствии с постановлением губернатора от 15 июня 2022 г. был введен запрет на использование труда иностранцев, работающих на основании патентов, по 129 видам экономической деятельности. В их числе – производство, торговля, образование, общественное питание, транспортные перевозки, ремонт и обслуживание автотранспорта и др. По широте охвата отраслей экономики этот запрет на момент введения оказался самым жестким в России. На приведение штата сотрудников в соответствии с новыми правилами работодателям отводилось три месяца. С тех пор ограничения продлевались дважды. В 2024 г. полный запрет распространяется на 85 видов экономической деятельности. Исключением стала лишь строительная отрасль, в которой допустимая доля иностранных работников в 2023 и 2024 гг. не могла превышать 50% от общей численности работников.
К 2024 г. введение запретов на привлечение мигрантов, отданное федеральным центром на откуп регионам, приобрело массовый характер. В условиях заметного обострения миграционной ситуации власти регионов пытались решить эту проблему самостоятельно. В Тульской области с 2024 г. мигрантам запрещено работать в сфере торговли алкоголем и табаком, общественном питании и пассажирских перевозках, включая такси. В Магаданской области был введен запрет на работу иностранцев в такси и пассажирских перевозках на автобусах. В Тюменской области продлен действовавший с 2015 г. запрет на работу иностранцев в такси.
В Челябинской области власти продлили запрет на работу мигрантов в сфере пассажирских перевозок, введенный в 2016 г. В Курганской области с нынешнего года был введен запрет на работу мигрантов в автобусах, такси, гостиницах, кадровых агентствах, производстве детского питания и образовании. В Ханты-Мансийском автономном округе продлен почти аналогичный перечень ограничений на работу иностранных граждан, действующий с 2021 г. В Воронежской области с 2024 г. введен запрет на работу иностранцев в пассажирском транспорте и в сфере связи, в Якутии введен запрет на привлечение иностранцев в 10 сфер деятельности, включая сельское и лесное хозяйство, рыболовство, обрабатывающие производства и др.
После теракта в «Крокус Сити» запрет на работу иностранцев ввели власти Крыма. 15 апреля 2024 г. глава республики С. Аксенов сообщил о введение запрета на трудоустройство мигрантов по 35 видам экономической деятельности, включая растениеводство, животноводство, производство пищевых продуктов и напитков, обеспечение электроэнергией, газом и паром, ЖКХ, оптовую и розничную торговлю (кроме торговли автомобилями), образование, культуру и другие. С. Аксенов в своем телеграм-канале подчеркнул недопустимость бесконтрольного нахождения мигрантов на территории Крыма и страны в целом, сообщив, что в республике уже выявили 500 нелегальных мигрантов, 100 из которых работали без разрешения.
Всего, по некоторым подсчетам, различные ограничения на привлечение мигрантов ввели треть всех российских регионов. При этом никаких ограничений не вводили «столичные» регионы, наиболее привлекательные для выходцев из ЦА – Москва, С.-Петербург, Московская и Ленинградская области, где наблюдается самая высокая концентрация иностранцев.
К привлечению трудовых мигрантов из Центральной Азии более лояльно относятся мусульманские регионы России. Так, в ходе Петербургского международного экономического форума Татарстан и Чечня, по словам и. о. министра труда и социальных отношений в правительстве Афганистана Абдулы Умари, предложили рабочие места в сельском хозяйстве трудовым мигрантам из этой страны. Кроме того, вопрос обсуждался с представителями Дагестана. В начале июня о намерении принять 5 тысяч трудовых мигрантов в ходе переговоров с узбекистанской стороной заявила Нижегородская область, готовая предоставить им рабочие места в сельском хозяйстве, строительстве и промышленности с зарплатой 50-70 тыс. руб.
В случае сохранения различий между субъектами РФ в плане приема мигрантов миграционные потоки могут быть перенаправлены в регионы, готовые их принимать. В перспективе это может привести к изменению этнического состава их населения и усилению дифференциации этнокультурного поля России. Прием трудовых мигрантов из Афганистана вообще грозит импортом салафизма, который представляет угрозу для общественной безопасности. Поэтому миграционные потоки в такие регионы, особенно наиболее привлекательные для мигрантов, требуют пристального контроля со стороны силовых структур и федерального центра.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram