РФ–ЕАЭС–Южная Азия: востребовано межблоковое экономическое партнерство - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 02.07.2024 |

РФ–ЕАЭС–Южная Азия: востребовано межблоковое экономическое партнерство

Комплексный разворот внешнеэкономической политики России на Восток в сочетании со всё более активным экономическим взаимодействием РФ и всего ЕАЭС со странами Южной Азии наверняка трансформируется в межблоковое партнерство. Тем более с учетом вовлечения южноазиатского региона в МТК «Север-Юг», в котором участвуют страны Евразийского союза и Иран, а также межрегиональной востребованности проекта трансазиатского газопровода ТАПИ. Следует учесть как важнейший фактор наличие с 1985 г. года Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии (SAARC), в которой участвуют все страны региона, включая Афганистан.

Причем в Кабуле гарантируют налоговые и смежные льготы странам, чей бизнес участвует или планирует участвовать в проектах трансафганских транзитных артерий (включая электроэнергетические линии). А в этих проектах уже участвуют Пакистан, Индия, соседние с Афганистаном страны Центральной Азии.

Немаловажный стимул взаимодействия с упомянутой Ассоциацией и в том, что Пакистан и Индия, наряду со странами ЕАЭС и Центральной Азии, участвуют в Шанхайской организации сотрудничества. А Шри Ланка и Непал имеют в ШОС статус партнеров по диалогу, ожидается предоставление того же статуса Бангладеш.

Например, Индия с 2022 года входит в пятерку стран-лидеров во внешней торговле РФ и в целом ЕАЭС. По данным замминистра экономического развития РФ Дмитрия Вольвача, «в планах ЕАЭС –  углубление торгово-экономического сотрудничества с Индией. Процесс переговоров (о зоне свободной торговли. – Ред.) уже запущен». Весной с. г. официально подтверждалось, что в Индии заинтересованы в ускорении переговоров по созданию зоны свободной торговли (ЗСТ) с ЕАЭС.

Аналогичная тенденция во взаимосвязях с Пакистаном. За последние полтора года товарооборот между этой страной и ЕАЭС (включая страну-наблюдателя Узбекистан) возрос почти на треть. Россия участвует в реализации проекта Транспакистанского газопровода «Север-Юг» (1150 км, 12,3 млрд кубометров в год); Пакистан по-прежнему пользуется торговыми льготами на рынке ЕАЭС. Причем Исламабад еще в 2015 году официально заявил о востребованности ЗСТ с Россией и Евразийским союзом: эти планы пакистанская сторона отнюдь не отменяет.

Проект Транспакистанского газопровода

Характерно также развитие экономических взаимосвязей РФ-ЕАЭС с другими странами Южной Азии – членами регионального блока: Бангладеш, Шри-Ланкой, Непалом, Мальдивами. Совокупный товарооборот с ними за 2022-23 гг. возрос более чем на треть; эта тенденция сохраняется в 2024-м, притом с нарастанием экспорта товаров массового спроса из этих стран в РФ-ЕАЭС. В свою очередь, зерновые товары, химудобрения, энергооборудование, нефть и нефтепродукты – основные товары экспорта ЕАЭС и в эти страны региона. Здесь власти и бизнес тоже высказывают заинтересованность в зоне свободной торговли с РФ-Евразийским союзом.

Небезынтересны высокие темпы роста поставок в РФ и Белоруссию с середины 2022 г. разнообразного, в том числе сырьевого, ассортимента легпрома из Бангладеш и Шри-Ланки, как и из Пакистана, Индии. Вдобавок растет с 2023-го число заказов российского легпрома для предприятий Шри-Ланки и Бангладеш (что выгодно ввиду гибкой ценовой политики партнеров в этих странах). По оценке президента СОЮЗЛЕГПРОМа (РФ) Андрея Разбродина, с начала 2020-х к этой российской отрасли, «включая совместные проекты, проявляют большой интерес компании из Китая, Турции, Ирана, Индии – к ним примерно с 2023 г. подключаются Шри-Ланка и Бангладеш».

Примечательно также, что грузовой флот под «удобными» флагами, зарегистрированный на Мальдивах, в Шри-Ланке и Бангладеш, более активно используется в торговых связях РФ со странами Южной, Юго-Восточной Азии, Восточной Африки, что позволяет обходить антироссийские санкции Запада.

Что касается небезызвестного газопроводного проекта ТАПИ (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия) годовой мощностью более чем в 30 млрд кубометров, приостановленного на афганской территории в конце 2010-х, талибские* власти заявили в октябре 2023 г. о готовности возобновить строительство. А через 4 месяца директор проекта Мухамметмырат Аманов (Туркменистан) сообщил СМИ, что Ашхабад и Кабул дорабатывают план строительства трансафганского участка ТАПИ. О планах помочь Афганистану в этом проекте сообщили весной с. г. представители правительств Пакистана и Индии.

Поясним в этой связи, что участок до границы Туркмении с Афганистаном уже построен. Согласно проекту, по 14 млрд куб. метров предназначаются Пакистану и Индии, до 5 млрд -–Афганистану.

Эта артерия – среди важнейших совместных проектов южноазиатского блока наряду, повторим, с другими трансрегиональными проектами с участием в том числе Пакистана и Индии. А, судя по афгано-российским трендам, в Афганистане едва ли будут возражать, если российская сторона поможет ускорить создание этой артерии.

Проект трансазиатского газопровода ТАПИ

Тем временем пакистанский премьер Шехбаз Шариф на встрече с послом РФ в Пакистане Альбертом Хоревым в конце марта с. г. заявил, что его страна «стремится расширить сотрудничество с Россией в области торговли, энергетики и инвестиций». Премьер при этом повторил приглашение Владимиру Путину «совершить официальный визит в Пакистан при первой возможности». Впервые это приглашение было озвучено в ходе саммита ШОС в Самарканде в 2022 г.

С учетом упомянутых тенденций в экономических взаимоотношениях РФ-ЕАЭС со странами Южной Азии представляется, что развитие внешнеэкономического партнерства происходит, образно говоря, на встречных курсах сближения с региональным блоком SAARC. Чему способствует и то, что большинство стран-участниц данного блока издавна пользуются правом поставок большей части своего экспортного ассортимента в страны Евразийского союза без пошлин и других ограничений.

В то же время в самой SAARC активно развивается в последние 10 лет межстрановая кооперация более чем в 10 отраслях, включая энергетику, транзитную инфраструктуру, пищепром, легпром. Доля же нацвалют во взаиморасчетах между странами-участницами к настоящему времени превышает 70%. Более активные кооперационные тенденции имеют место в ЕАЭС, но подчеркнем: эти тренды в Южной Азии развиваются на фоне изначально сложных политических взаимоотношений Индии и Пакистана. Однако общерегиональные внутри- и внешнеэкономические факторы оказываются важнее политических «нестыковок» между Дели и Исламабадом.

Как отмечает профессор МГИМО Галина Костюнина, к середине 2020-х эта региональная структура «прошла путь к зоне свободной торговли. Последняя охватит товары, услуги и инвестиции. Предложена совместная концепция перехода к более глубокой стадии интеграционного партнерства – Южноазиатскому экономическому союзу». В контексте формализации взаимоотношений ЕАЭС-SAARC весьма важно и то, что в южноазиатском блоке «государства не вправе налагать ограничения на количество зарубежных поставщиков, на совокупную стоимость сделок по услугам и многим товарам». Сотрудничество в рамках блока также «охватывает упрощение банковских процедур для финансирования импорта, развития межстрановой инфраструктуры, предотвращение демпинга, упрощение выдачи виз для предпринимателей стран-участниц».

Словом, очень многие экономические тенденции и факторы, взаимосвязанные друг с другом, ускоряют формирование системного экономического партнерства РФ-ЕАЭС с Ассоциацией регионального сотрудничества стран Южной Азии. Его первым этапом напрашивается зона свободной торговли, тем более с учетом растущей в ней заинтересованности обеих сторон.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
610
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика