До очередных парламентских выборов в Грузии остается около четырех месяцев, и, хотя предвыборная лихорадка пока не достигла своего пика, а политики намереваются использовать летний сезон для полноценного отдыха и набора сил, определенная напряженность на политической арене страны уже налицо.
Подстрекаемые оппозицией и поощряемые Западом акции против так называемого «русского закона» – закона о прозрачности иностранного финансирования – прекратились, но на передний план выступили внутрипартийные процессы в самой оппозиции. К выборам оппоненты нынешней власти стремятся прийти в обновленном виде и составе, а для этого создают новые объединения, производят перегруппировку сил, занимаются «ребрендингом», выбирают новых лидеров, создают новый имидж старым и набившим оскомину партийным лицам. И делают твердые и уверенные заявления: мол, власть обязательно сфальсифицирует предстоящие выборы, но оппозиция одержит на них уверенную победу и так же уверенно вернет страну на путь европейской и евроатлантической интеграции, от которого, по утверждению оппозиционных лидеров, страну отвернула «Грузинская мечта».
Парламентские выборы 2024 года пройдут по полностью пропорциональной избирательной системе и участвующим в выборах партиям для прохождения в парламент придется преодолеть 5-процентный барьер. К этим выборам в большинстве избирательных округов будет внедрена новая электронная система голосования, которая впервые была апробирована на отдельных избирательных участках в ходе парламентских выборов 2020 года. В правительстве считают, что электронное голосование исключит все обвинения в фальсификации выборов, которые постоянно выдвигает в адрес властей оппозиция. Оппоненты же утверждают, что правящая партия и ее избирательная администрация обязательно отыщут пути и подведут итоги выборов таким образом, чтобы присвоить «Грузинской мечте», по их мнению, незаслуженную победу.
В конце 2023 – начале 2024 года в правящей партии произошли определенные изменения. В политику вернулся учредитель «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили и занял пост почетного председателя партии. Этим он подал своеобразный сигнал оппозиции и избирателям, что вновь берет на себя определенную долю ответственности за развитие событий в стране. А также дал населению Грузии еще одно обещание убрать с политической арены «Единое национальное движение» (ЕНД). Подобные обещания грузинские избиратели слышат с первых дней прихода в политику Иванишвили, однако ЕНД по-прежнему остается «главной оппозиционной партией» и во многом продолжает диктовать властям повестку дня в стране. «Мечта» произвела еще одну рокировку: поменяла местами председателя партии и премьер-министра. Ираклий Кобахидзе возглавил правительство, а бывший премьер Ираклий Гарибашвили стал председателем «Грузинской мечты».
После судьбоносных для ЕНД парламентских выборов 2012 года партия экс-президента Михаила Саакашвили периодически производила «ребрендинг» своей организации. Время от времени ряды ЕНД покидали бывшие лидеры. Многие из них создали свои отдельные партии под другим названием, пытаясь заставить избирателей забыть свое «национальное» прошлое, однако особого успеха не достигли. Для большинства населения они по-прежнему ассоциируются с «нежеланной бывшей властью».
Ответвлениями ЕНД стали «Европейская Грузия», «Стратегия Агмашенебели», «Дроа», «Гирчи», а 11 марта 2024 года партию под названием «Ахали» (что в переводе с грузинского означает «Новая») учредил бывший заместитель генпрокурора при Саакашвили и бывший гендиректор телеканала «Мтавари архи» Ника Гварамия, успевший к тому времени отсидеть часть срока за антигосударственные действия и помилованный президентом Саломе Зурабишвили.
Ряды оппозиции пополнила Анна Долидзе, которая в первые годы правления «Грузинской мечты» занимала должности заместителя министра обороны, затем – парламентского секретаря президента Георгия Маргвелашвили, а в 2018 году была назначена членом Верховного совета юстиции. Эту должность она покинула в 2020 году, успев провести кампании против «кланового правления» в судебной системе страны. А в 2021 году учредила и возглавила оппозиционную партию «Для народа».
В оппозицию к «Грузинской мечте» перешел и ее бывший премьер-министр Георгий Гахария, который учредил партию «Для Грузии». В ее состав вошли в основном бывшие работники администрации премьера Гахарии.
В рядах оппозиции осознают, что по отдельности набрать необходимое количество голосов для получения парламентских мандатов мелким, отпочковавшимся от ЕНД или новообразованным партиям не удастся. Поэтому на время «предали забвению» некоторые «политические разногласия», если они вообще существовали между ними, и начали процесс консолидации и создания объединений. Так, «Стратегия Агмашенебели» во главе с бывшим заместителем министра юстиции правительства Саакашвили Георгием Вашадзе вернулась в лоно родной партии – ЕНД и создала с ней предвыборный союз, так называемую «Платформу победы».
Еще одно предвыборное объединение создали также выходцы из ЕНД «Гирчи – больше свободы» (партия, известная продвижением идеи о легализации потребления марихуаны) и «Дроа» (лидером которой является также «бывшая» соратница Саакашвили Елена Хоштария).
В самом «Едином национальном движении» уже третий раз за последний период сменился председатель партии. 7 декабря 2023 года заявил об уходе с поста председателя партии Ника Мелия, до этого активный, но безуспешный борец за освобождение М. Саакашвили из заключения. Мелия объявил о намерении создать свою партию и с этой партией участвовать в парламентских выборах.
Место Мелии на посту председателя ЕНД занял достаточно непопулярный, но отличившийся агрессивностью на акциях протеста оппозиции Леван Хабеишвили. Имиджмейкеры занялись его внешностью. По их совету он отрастил бороду, сменил стиль одежды, кое-что поменял в тоне своих выступлений, но внутренней сути эти внешние детали не изменили. Однако и он продержался недолго. 1 мая 2024 года СМИ со слов лидеров ЕНД сообщили, что Хабеишвили был жестоко избит полицией при разгоне акции протеста против так называемого «русского закона». Распространялись и фотографии, на которых был отображен лежащий на больничной койке Хабеишвили с окровавленным лицом и запятнанной кровью одеждой.
Спустя месяц после этого случая Леван Хабеишвили сообщил, что по состоянию здоровья он не может активно передвигаться по стране и участвовать во всех мероприятиях партии, а посему уходит в отставку. На его место «Единое национальное движение» единогласно утвердило Тину Бокучаву, которая в бытность депутатом парламента Грузии не раз отличилась резкими и некорректными высказываниями и действиями в адрес своих оппонентов.
Ищет соратников по предвыборной гонке и учрежденная банкирами Мамукой Хазарадзе и Бадри Джапаридзе партия «Лело». Проложить к ней «тропу» попытались в партии бывшего премьера «Грузинской мечты» Георгия Гахарии, осторожно заявив, что по политическим взглядам ближе всего к ним стоит именно «Лело». Однако получили неожиданный отпор, так как в партии банкиров лишь отметили, что никаких консультаций с Гахарией и его соратниками не проводили, не проводят и проводить не планируют.
На заявление Георгия Гахарии о готовности к сотрудничеству в преддверии выборов откликнулся лидер партии «Граждане» Александр Элисашвили, который пояснил, что по отдельности ни партия Гахарии, ни его партия барьера не преодолеют, а посему объединения необходимы.
Но бывшего премьера Гахарию, видимо, задел резкий отказ «Лело», и его партия моментально «опровергла» слова своего лидера и заявила, что партия «Для Грузии» будет бороться на парламентских выборах самостоятельно, без объединения с кем-либо.
Между тем о создании предвыборного объединения всерьез подумывают и в «Лело». И хотя пока своих планов не разглашают, но эксперты не исключают, что окончательный альянс будет сформирован вокруг ЕНД и вместе со «Стратегией Агмашенебели» в него вступят ответвления ЕНД – «Гирчи» и «Дроа» и партия банкиров «Лело».
Возможности участия в выборах не исключает и нынешний президент Грузии С. Зурабишвили, которая большую часть своего президентского срока провела в режиме конфронтации с «Грузинской мечтой», несмотря на то что в свое время была избрана на этот пост благодаря поддержке этой партии и ее учредителя Б. Иванишвили. В одном из интервью грузинской редакции радио «Свобода» на вопрос, включится ли она в выборы, Зурабишвили ответила: «Если на чашу весов будет поставлено европейское будущее Грузии, я рассмотрю все варианты».
Зурабишвили, как и остальные оппоненты «Грузинской мечты», считает, что ныне правящая партия ведет Грузию по российскому пути и стремится вернуть ее на российскую орбиту, поэтому предполагает, что в случае очередной победы «Мечты» на парламентских выборах во внешней политике страны произойдут необратимые изменения, а европейское будущее будет окончательно закрыто.
Каковы шансы основных политических сил на победу на предстоящих выборах? Главные исследователи общественного мнения в Грузии – американские НПО NDI и IRI в этом году итоги своих опросов пока не публиковали. Если же верить тем опросам, которые были проведены по заказу приближенной к властям телекомпании «Имеди», то правящая «Грузинская мечта» наберет на предстоящих выборах аж 60,4% голосов, ЕНД (и объединившаяся с ним «Стратегия Агмашенебели») – 12,6%, а остальные партии 5% избирательного барьера не преодолеют. Иную картину рисует опрос общественного мнения, проведенный по заказу оппозиционного телеканала «Мтавари архи». «Грузинская мечта» получит 37,4%, ЕНД со «Стратегией Агмашенебели» – 18,8%, партия Ники Гварамии (бывшего гендиректора этого телеканала) наберет аж 13,8%. А вслед за ними в парламент пройдет и партия Георгия Гахарии – 5,2%.
Исход парламентских выборов 2024 года во многом будет зависеть как от развития внутриполитических процессов и противостояния на политической арене страны, так и от той роли, которую в предвыборный период возьмет на себя и сыграет в Грузии Запад. Ведь ни для кого уже не секрет, что события ноября 2003 года, которые вылились в так называемую революцию роз, были спонсированы и поддержаны именно западными партнерами. И грузинские независимые эксперты не исключают, что на фоне того международного резонанса, который вызвало принятие парламентом Грузии закона о прозрачности иностранного влияния, может быть разыгран еще один сценарий цветной, бархатной или какой-нибудь иной революции. И к власти в стране будет приведена та политическая сила или группа сил, которая станет беспрекословным исполнителем указаний из-за рубежа.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram