Совсем немного времени осталось до начала избирательной кампании по выборам президента Республики Молдова, и уже в ближайшее время станет понятно, насколько широк будет круг кандидатов на высший государственный пост и кто из выдвинувшихся кандидатов сможет реально претендовать на выход во второй тур выборов, вероятность которого более чем велика.
Употребляя понятие «высший государственный пост» применительно к Молдове, необходимо не упускать из виду тот факт, что она является парламентской республикой и поэтому по существующему законодательству этот пост имеет в основном представительские функции, а президентские полномочия носят достаточно ограниченный характер, в случае если глава государства не имеет полноценную поддержку парламентского большинства. За всю историю независимой Молдовы подобной поддержкой обладали только два президента страны – Владимир Воронин, который являлся лидером Партии коммунистов, обладавшей конституционным большинством в парламенте, и нынешний президент Майя Санду, остающаяся неформальным и фактическим лидером правящей прозападной партии PAS.
Именно поэтому выдвижение кандидата, реально претендующего на победу в президентских выборах, получает смысл лишь в том случае, когда за таким человеком стоит политическая партия, которая претендует на прохождение в парламент и оказание поддержки своему кандидату в осуществлении президентского мандата в случае его победы на выборах. Существует, правда, еще вариант выдвижения независимого внепартийного кандидата, могущего получить поддержку коалиции нескольких политических сил, которые после прохождения в парламент сформировали бы там правящее большинство, а независимый президент оставался бы политическим арбитром, равноудаленным от всех партий.
Применительно к предстоящим 20 октября президентским выборам, можно с уверенностью сказать, что Майя Санду, заявившая о намерении баллотироваться на второй срок, рассматривает президентскую кампанию исключительно как подготовку к парламентским выборам, которые должны пройти следующим летом, и рассчитывает на то, что поддерживающей ее партии PAS удастся сохранить парламентское большинство всеми законными, да и, как показывает практика последних лет, незаконными способами. Для этого, в частности, используется не только административный ресурс, но и изменение избирательного законодательства, несмотря даже на тот факт, что подобная практика буквально накануне выборов не приветствуется, в том числе и Венецианской комиссией Евросоюза.
В своей одержимости сохранить власть во что бы то ни стало Санду и PAS уничтожают прежде всего правый проевропейский фланг молдавской политики, в том числе и своих бывших соратников, двое из которых заявили о намерении участвовать в президентских выборах. Это экс-премьер Влад Филат, который, по сути, является «крестным отцом» Санду в политике (в его правительстве Санду занимала пост министра образования) и Андрей Нэстасе, возглавлявший ранее политическую партию «Платформа DA», в блоке с которой партия PAS еще во главе с самой Санду впервые участвовала в парламентских выборах 2019 года.
Откровенно говоря, как для Филата, так и для Нэстасе участие в президентских выборах – это скорее акт отчаяния и попытка избежать ухода в политическое небытие, а также стремление хоть как-то противостоять той планомерной «политике выжженой земли», которую Санду и PAS проводят на проевропейском фланге молдавской политики, стремясь полностью «перетянуть на себя одеяло» поддержки проевропейского электората. При этом мало у кого вызывает сомнение то, что результаты и Филата, и Нэстасе будут несильно отличаться от статистической погрешности и составят десятые доли процента.
Остальные лидеры мелких проевропейских партий прекрасно понимают, что не могут рассчитывать даже на такие результаты и поэтому предпочли воздержаться от участия в выборах, сконцентрировав усилия на поддержке идеи Санду о проведении в день президентских выборов референдума о внесении в Конституцию изменений, которые бы сделали процесс евроинтеграции необратимым. Эта идея рассчитана, собственно, как на привлечение граждан на избирательные участки, так и на олицетворение евроинтеграционных изменений с самой Санду. При этом действующего президента и гаранта выполнения Конституции страны ни на грамм не смутило то, что проведение референдума в один день с выборами было запрещено Кодексом о выборах РМ – парламентское большинство PAS услужливо внесло соответствующее изменение в избирательное законодательство.
Насколько же велики, насколько реальны шансы Санду переизбраться на второй президентский срок? Учитывая то, насколько хуже стала жизнь простых граждан и насколько велико разочарование значительной части тех, кто в 2020 году голосовал за нее, в том числе и в западной молдавской диаспоре, можно смело утверждать, что это зависит даже не от самой Санду, а от способности оппозиции выдвинуть единого кандидата и оказать ему всемерную и консолидированную поддержку.
Но именно это в Молдове пока не получается сделать. Скорее всего, единого кандидата от оппозиции на выборах президента не будет, поскольку слишком велик шанс, что ему не позволят участвовать в избирательном процессе. Так, экс-премьер Ион Кику заявил, что «нет никаких шансов на то, что нейтральный кандидат, которому осталось четыре месяца до выборов, будет выдвинут и выиграет эти выборы. Есть большой риск, что его уберут за неделю до выборов. Оппозиция может обсуждать отдельные действия, но вопрос о едином кандидате закрыт, потому что я не вижу никаких шансов на достоверный результат».
Сам Ион Кику выдвинут Партией развития и объединения Молдовы (ПРОМ) кандидатом на президентских выборах, но крайне сомнительно, что он получит поддержку оппозиции. Кику был отличным премьером в период президентства Игоря Додона, он одновременно готов сотрудничать с оппозицией, но все же тяготеет больше к Западу, чем к Востоку, и говорить о нем как о едином кандидате от оппозиции вряд ли возможно. Также оппозиция не готова поддержать в качестве единого кандидата и И. Додона, который, к слову, сам еще не определился окончательно по вопросу своего участия в президентских выборах.
Одной из кандидатур, которую оппозиционные силы рассматривают для выдвижения кандидатом в президенты – бывший генеральный прокурор Александр Стояногло. Об этом открыто СМИ рассказал вице-спикер парламента от Партии социалистов Влад Батрынча. А. Стояногло является ярким примером борьбы с действующей властью. Он был арестован по обвинению в злоупотреблении служебным положением. Поводом для этого стали публикации в прессе десятилетней давности, при этом его вина в суде не была доказана. Конечно, у него есть большие шансы, однако все понимают, что Санду и ее партия PAS сделают все, чтобы не допустить Стояногло до выборов. Тем более что специально для этого парламентское большинство PAS внесло в законодательство изменение, согласно которому с выборов смогут снимать кандидатов даже на основании подозрения в уголовных преступлениях, что полностью игнорирует базовый юридический принцип презумпции невиновности.
Говоря об оппозиции в контексте выборов, нельзя не упомянуть о политическом блоке «Победа», который был создан из представителей запрещенной властями политической партии «Шор» и рядом других политических сил страны. В рядах этого блока присутствуют известные и популярные в Молдове политики, такие как Марина Таубер и башкан гагаузской автономии Евгения Гуцул, но они не могут участвовать в выборах поскольку моложе 40 лет – возраста, который необходимо иметь кандидату в президенты согласно законодательству.
Тем не менее, учитывая популярность политических сил, входящих в блок «Победа» в целом ряде регионов Молдовы – Гагаузии и двух крупных районах – Оргеевском и Тараклийском, очевидно, что ни один оппозиционный кандидат не сможет победить на выборах без поддержки этого оппозиционного политического блока.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram