В попытке стравить Кыргызстан с Россией представители Европейского союза настолько расстарались, что снизошли до приглашения Садыра Жапарова 24-26 июня совершить «незабываемое» путешествие в Бельгию.
Сначала кыргызский президент встретился тет-а-тет с королём Филиппом, с которым он обсудил актуальные аспекты сотрудничества между Бишкеком и Брюсселем. Хотя, казалось бы, о каком особом взаимодействии идет речь, если Бельгия явно не входит в топ-10 стран, с которыми больше всего торгует Кыргызстан. Крупнейшими торговыми партнерами КР являются Китай (4 млрд 130,3 млн долларов, экспорт – 60,8 млн), Россия (3 млрд 234,6 млн, экспорт – 963,6 млн) и Казахстан (1 млрд 188 млн; экспорт – 438,2 млн).
Пожалуй, здесь только можно упомянуть посещение Брюсселя кыргызской правительственной делегацией в феврале этого года, в ходе которого, ознакомившись с современными технологиями выращивания крупного рогатого скота, она договорилась с хозяевами проработать «серьёзный» вопрос разведения бельгийской бело-голубой породы в Кыргызстане.
В то же время в ходе визита С. Жапарова при общении с президентом Европейского совета Шарлем Мишелем в узком и расширенном форматах обсуждались уже совсем другие проблемы. Приветствуя кыргызского лидера, глава ЕС отметил, что с теплотой вспоминает свой прошлогодний приезд в Кыргызстан, а также подтвердил приверженность дальнейшему углублению двустороннего широкомасштабного сотрудничества, опирающегося на принципы демократии, уважения прав человека и верховенства права.
В свою очередь, верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности и вице-президент Европейской комиссии Жозеп Боррель при встрече также подчеркнул, что ЕС будет продолжать работать с Кыргызстаном над дальнейшим усилением защиты прав человека и основных свобод и продвигать сотрудничество с гражданским обществом, которые, мол, являются важнейшими столпами открытого демократического общества.
Безусловно, подобное давление европейцев на собеседника в части «свободы слова» в Кыргызстане связано с недавним принятием закона об иностранных представителях, который предъявляет к неправительственным организациям, получающим иностранное финансирование, дополнительные требования к отчетности и аудиту.
Необходимо напомнить, что, перед тем как законопроект был утверждён С. Жапаровым, представительство Европейского союза в Кыргызстане подписало совместное заявление вместе с посольствами Канады, Франции, Германии, Великобритании и США, в котором выражалась обеспокоенность по поводу данного документа, поскольку его положения, мол, «угрожают способности некоммерческих и неправительственных организаций свободно действовать, противоречат международным нормам и ставят под угрозу нашу способность оказывать помощь, которая улучшает жизнь граждан и резидентов Кыргызской Республики».
По оценке большинства западных изданий, этот закон стал олицетворением отступления Кыргызстана, в результате которого «власти страны расправляются с журналистами и сужают пространство, в котором функционирует гражданское общество».
Однако всё негодование со стороны ЕС, США и прочих государств коллективного Запада по поводу принятия «закона об иноагентах» вовсе не помешало Евросоюзу 25 июня с. г. подписать с Кыргызстаном соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве (EPCA). Как отмечено в информационном бюллетене по соглашению, «Бишкек продолжает препятствовать обходу санкций ЕС против России, укрепляя дальнейшее доверие к двусторонней торговле».
Согласно мнению исполнительного вице-президента ЕС и комиссара по торговле Валдиса Домбровскиса, «подписание ЕРСА знаменует новую главу в экономических и торговых отношениях ЕС с Кыргызстаном... Вопросы торговли, особенно те, которые связаны с Россией и ее войной в Украине, являются четкой мотивацией для укрепления связей с Кыргызстаном, несмотря на его недавнее отступление».
Между тем в середине 2023 года оппозиционная пресса сообщала о том, как кыргызские и казахстанские компании продолжают экспортировать российским поставщикам попавшие под санкции технологии двойного назначения, и в итоге несколько кыргызских компаний подверглись санкциям со стороны США за обход санкций в отношении России.
Более того, уже во время пребывания С. Жапарова в Брюсселе в ходе 14-го раунда санкций ЕС против России в Кыргызстане под рестрикции попали компании «ПроффЛаб» и «Мюллер Маркт» (ранее данные организации попали под санкции со стороны Минфина США).
Это ещё раз подтверждает тезис коллективного Запада о том, что возрождение России как угрозы для Европы только усиливает интерес ЕС к Кыргызстану и другим странам Центральной Азии. Ну и вдобавок в КР имеется 17 важных металлов, представляющих интерес для европейских стран, из них в больших количествах представлены европий, гадолиний, ниобий, литий и другие.
Помимо торгово-экономических отношений, исходя из пунктов расширенного соглашения, ЕС и КР будут укреплять продвижение прав человека и основных свобод, уважение демократических принципов, верховенства закона и надлежащего управления, а также развитие парламентской демократии».
Правда, какими методами и способами собираются европейцы лоббировать свои демократические ценности, в информационном бюллетене по соглашению, естественно, не объясняется. Одно понятно: ЕС и другие представители коллективного Запада ни перед чем не остановятся, внедряя в сознание местных жителей чуждые им западные традиции и обычаи, дабы «расшатать» ситуацию в Кыргызстане в целях свержения действующего руководства страны.
Собственно, поэтому Садыру Жапарову стоит ещё раз задуматься на предмет столь тесного взаимодействия с Европейским союзом, который явно не поддерживает его политику и негласно выражает готовность к замещению кыргызского лидера более лояльным к ЕС кандидатом, способным вступить в жесткую конфронтацию с Россией, несмотря на очевидные выгоды от стратегического сотрудничества с ней.
Безусловно, в мотивах, побудивших президента КР совершить визит в Брюссель, просматривается некий соблазн – списание внешнего долга страны в обмен на развитие зеленой энергетики. По словам С. Жапарова, две европейские страны уже предварительно пообещали списать 120 млн долларов внешнего долга КР в обмен на зеленые проекты. «Если все будет хорошо, до конца года мы избавимся от этого долга. Конечно, эти средства будут использованы для перехода к "зелёной экономике". Мы превратим нашу страну в "зеленую страну"».
Однако простое население совсем не разделяет позицию руководителя КР. Если обратиться к результатам недавних социологических опросов, то стоит отметить, что только 2% респондентов считают необходимым выделение государственных средств на климатические инициативы. При этом осведомленность о политике, направленной на борьбу с изменением климата, присутствует в Кыргызстане у 48% бизнес-лидеров и 20% частных лиц. Таким образом, кыргызстанцы не считают проблему изменения климата приоритетной, и для них более важную роль играют вопросы здравоохранения, образования и создания рабочих мест.
Резюмируя вышеизложенное, стоит констатировать, что новый этап в отношениях ЕС и Кыргызстана, где зеленые технологии и западные демократические ценности займут центральное место, а торгово-экономические связи с Россией ослабнут, вряд ли способен укрепить позиции нынешнего главы Кыргызстана.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram