«Брошенных» поездов от РФ до КНР при единой цифроплатформе не будет - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 21.11.2024 |

«Брошенных» поездов от РФ до КНР при единой цифроплатформе не будет

На днях Россией, Казахстаном и Китаем в Астане в ходе заседания китайско-казахстанского Делового совета подписано международное соглашение «О создании Единой цифровой платформы (ЕЦП. – Ред.) на маршруте Китай – Казахстан – РФ». Этот документ нацелен на максимально тесную взаимную координацию всех участников двух-, многосторонних транзитных грузоперевозок и торговых взаимосвязей в рамках единой электронно-цифровой платформы. С помощью ЕЦП, как полагают многие эксперты стран-участниц, минимум на треть сократится время разработки, подписания и реализации внешнеторговых/перевозочных контрактов. Примерно на столько же уменьшатся сроки таможенных процедур и самих грузовых перевозок (включая транзитные), прежде всего контейнерных грузов.

Соглашение разработано совместным предприятием ООО «CRK Терминал», сформированным весной с. г. казахстанским АО «KTZ Express» (дочерняя компания железных дорог Казахстана), российским АО «Славтранс-Сервис» (торгово-логистическая компания) и китайской компанией Xi'an Free Trade Port (оператор международной зоны свободной торговли в центральнокитайской Сиани).

Актуальность означенной платформы обусловлена несколькими факторами, взаимосвязанными друг с другом.

Во-первых, объемы двух-, трехсторонних и транзитных (между странами Европы и Азии) грузоперевозок – по железным дорогам и смешанных (с участием автотранспорта) – растут через Казахстан с начала 2020-х. Что не в последнюю очередь связано с растущей военно-политической напряженностью на традиционном международном маршруте Индийский-океан – Красное море – Суэцкий канал. Так, с 2022 г. к началу 2024-го российско-китайские перевозки увеличились почти в полтора раза, китайско-казахстанские – более чем вдвое. В то же время объем грузотранзита между Европой и Азией по маршруту РФ – Казахстан  – КНР возрос в 2,5 раза, что обусловлено, прежде всего, активным развитием торговых связей КНР со странами Ближнего, Среднего Востока и регионом Евросоюза.

Во-вторых, до 80% в означенном транзите и не менее половины объема в российско-казахских и китайско-казахстанских перевозках приходится на контейнерные грузы. Соответственно, обретают особую значимость заблаговременное обеспечение перевозок обычными и специализированными по видам грузов контейнерами, а также своевременная транспортная база для их размещения (платформы, крытые вагоны, полувагоны, спецприцепы). Те же вопросы актуальны, конечно, для перевозок и неконтейнерных грузов.

Но в отсутствие электронно-цифровых, то есть комплексных и максимально оперативных, решений таких вопросов нередко происходят задержки по всей цепочке перевозок, особенно на стадиях подготовки перевозочных средств, товаров к погрузке-выгрузке или перегрузке, при оформлении таможенной документации, таможенных процедурах в пограничных транспортных переходах. По имеющейся информации, на маршрутах РФ – Казахстан – КНР (в обоих направлениях) свыше половины всех нарушений перевозочного графика обусловлены, и не первый год, вышеупомянутыми причинами.

Имеется и привходящий проблемный фактор – это резкое увеличение товарооборота между РФ и Китаем с 2022 года, особенно китайского реэкспорта в РФ, в том числе транзитом через Казахстан. Это потребовало и поныне требует намного большего парка контейнеров, но предложение пока не поспевает за спросом. В результате, как отмечает Юлия Бадалян, директор департамента логистики компании ModernWay (РФ), «нередко образуются заторы на погранпереходах в ожидании платформ для перегруза контейнеров». Как и заторы на ряде станций назначения в РФ ввиду нехватки контейнеров, что приводит даже к «бросанию» таких поездов/грузов по сети РЖД. Имеется в виду остановка движения минимум на 1,5 суток с отгоном на запасные пути.

По имеющейся информации, в 2022-23 гг. наибольшее количество «брошенных» поездов было на Дальневосточной дороге ввиду её недостаточной подготовленности и ряда примыкающих к ней портов к оперативной переориентации на Восток внешнеторговых грузопотоков.

Создание же ЕЦП, уверены эксперты трех стран-участниц проекта, объединит процессы таможенного оформления, электронной торговли и торгово-перевозочные функции в единый логистический комплекс, работающий в постоянном режиме. А это позволит упростить логистику, содействовать развитию электронной торговли, упрощающей таможенные процедуры наряду с заблаговременным обеспечением спроса на перевозочные средства.

На такой основе ЕЦП в ближайшей перспективе позволит сформировать общий парк этих средств, притом нацеленный на конкретные виды грузов и, соответственно, на конкретные перевозочные/торговые контракты.

В связи с упомянутыми факторами, вполне можно согласиться с мнением Павла Иванкина, президента Национального исследовательского Центра перевозок и инфраструктуры (РФ): «Нужно, чтобы транспортно-логистические центры были на единой платформе – тогда мы действительно сможем получить «бесшовную» технологию на всём перевозочном полигоне». Если, по оценке П. Иванкина, в этих центрах будет единое программное обеспечение (ПО), «то увязать его с ПО на автомобильном, железнодорожном и морском транспорте будет гораздо проще. Потому что будут работать единые информационные «шлюзы» и единый стандарт оперативного обмена информацией».

В свою очередь, доцент Финансового университета при правительстве РФ Петр Щербаченко, характеризуя преимущества ЕЦП в более широком контексте, отмечает, что она предусматривает «автоматизированные процессы, электронную документацию и, значит, оперативный обмен данными между таможенными службами». Аналогичная система, уточняет эксперт, «давно действует в Европейском союзе, где отслеживание перемещения товаров между странами осуществляется единообразно с помощью современных электронных технологий. Что позволяет в том числе минимизировать бюрократические задержки и повысить эффективность торговли».

К слову, та же система действует в рамках АСЕАН, зоне свободной торговли США – Канада – Мексика, Европейской ассоциации свободной торговли (Норвегия, Исландия, Швейцария, Лихтенштейн), южноамериканском экономическом блоке МЕРКОСУР.

Иначе говоря, создание Единой цифровой платформы на маршруте Китай – Казахстан – РФ – дело крайне перспективное.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1553
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика