В Кыргызстане готовятся принять закон «О биобезопасности», а также проектируют совместный кыргызско-российский Научный центр по исследованию инфекционных заболеваний, который станет форпостом по защите от биологических угроз.
Как отметил директор Центра экспертных инициатив «Ой Ордо» Игорь Шестаков, в 2020 году, когда началась пандемия коронавируса, Кыргызстан оказался совершенно не готов к подобной ситуации. При этом ее повторение вполне вероятно: «Для нашей республики последствия пандемии коронавируса, как известно, были достаточно тяжелыми. И мы должны быть готовы к возможному повторению эпидемий, причиной которых могут стать не природные факторы, а военные биологические разработки, которые проводятся в лабораториях США, расположенных во многих странах мира».
Такую мысль эксперт озвучил во время круглого стола «Приоритетные задачи Кыргызстана в обеспечении региональной биобезопасности», организованного ЦЭИ «Ой Ордо».
В последние годы в ЦА имеют место вспышки многих нетипичных заболеваний людей и животных, которые многие эксперты связывают именно с деятельностью Пентагона. Например, после активизации сотрудничества в сфере биологических исследований с США в Таджикистане стали фиксироваться необъяснимые случаи массового заражения корью и другими опасными инфекциями. Согласно заявлению Минздрава РТ, резко повысились риски возникновения в стране вспышек чумы, в том числе бубонной, случаи которой официально не фиксировались на территории республики около 120 лет.
По словам И. Шестакова, ввиду усиливающегося противостояния США с Китаем и Россией Вашингтон рассматривает страны ЦА, включая Кыргызстан, как потенциальный театр гибридных военных действий, в том числе с использованием биологических и токсинных агентов. «Об активной подготовке такого рода операций со стороны США, о чем говорят многие эксперты, может свидетельствовать и принятая в феврале этого года стратегия НАТО по биотехнологиям и технологиям улучшения человека. Именно поэтому крайне важно, чтобы при принятии национального законодательства Кыргызстан четко определился, сотрудничество с какими странами будет способствовать обеспечению биологической безопасности республики. В этой связи не может не радовать уровень и интенсивность сотрудничества между Москвой и Бишкеком в данной сфере».
На данный момент законопроект о биобезопасности Кыргызской Республики, разработанный в августе прошлого года инициативной депутатской группой, уже прошел общественные обсуждения, согласования с Кабинетом министров и парламентскими комитетами, а также первое чтение в Жогорку Кенеше КР.
Руководитель секретариата Совета по устойчивому развитию в условиях изменения климата при спикере ЖК КР Кулира Кубатова напомнила, что законопроект по биобезопасности устанавливает правовые нормы, а также закрепляет гарантии государства по надлежащему уровню защиты населения и окружающей среды от возможных неблагоприятных последствий воздействия биологических агентов и использования продуктов биотехнологии. Кроме того, закон позволит внедрить согласованные и адекватные современным угрозам меры по предотвращению возможного использования биологических агентов в террористических целях.
«Проект закона разработан с учетом рекомендаций МПА СНГ по гармонизации и унификации законодательства стран Содружества в сфере обеспечения биобезопасности и соответствует положениям международных правовых документов», – рассказала спикер.
При этом она подчеркнула, что многие страны, которые взяли на себя международные обязательства по принятию законодательства по биологической безопасности, уже приняли соответствующие законы, Кыргызстан также должен ускорить этот процесс. Тем более с учетом событий, связанных с пандемией COVID-19, показавшей крайнюю необходимость управлять рисками и оперативно реагировать на биологические угрозы.
Заместитель директора Республиканского центра карантинных и особо опасных инфекций МЗ КР Нурболот Усенбаев отметил, что этот документ восполнит правовой пробел по обеспечению биобезопасности, т. к. на данный момент в Кыргызстане нет такого закона. Он также напомнил, что в октябре прошлого года на высшем уровне между Кыргызстаном и Россией был подписан меморандум по обеспечению биобезопасности, а также двустороннее соглашение в данной сфере. Сейчас ведется работа по реализации данных документов.
«В конце июня в Кыргызстан приезжала большая экспертная группа по вопросам биобезопасности из России. Был представитель департамента нераспространения МИД РФ Константин Воронков – специалист по конвенциям, а также представители Минобороны и Россельхознадзора, Министерства здравоохранения РФ и других ведомств. Со своей стороны, мы тоже собрали экспертную группу, в которую вошли представители всех заинтересованных министерств и ведомств, и 25 июня провели совместное заседание. Российской стороной был предоставлен перечень направлений, в которых мы в дальнейшем могли бы сотрудничать. Документ содержит 10 пунктов. Осенью ожидается второй этап этих переговоров, и после мы начнем разрабатывать план мероприятий по их реализации», – поделился информацией спикер.
По его словам, в рамках меморандума кыргызской стороной было внесено предложение о строительстве в КР биолаборатории с высоким уровнем безопасности. «Нам это нужно, чтобы мы могли работать с возбудителями особо опасных инфекций в безопасных условиях. Сейчас мы имеем второй уровень защиты, а нам нужен третий, чтобы мы могли решать определенные задачи. Например, чтобы мы могли паспортизовать своих возбудителей, т. е. дать им генную и молекулярную расшифровку, а также обнаруживать экзотические и нетипичные для нашей территории штаммы, если они будут обнаруживаться. Кроме того, между правительствами Кыргызстана и России подписано соглашение о создании на территории нашей республики совместного Научного центра исследований инфекционных заболеваний. Сейчас идет его проектирование. К концу года, я думаю, этот этап будет завершен».
Н. Усенбаев пояснил, что Центр станет форпостом предупреждения биологических угроз. Он также рассказал, что меморандум о совместном противодействии биологическим угрозам с российской стороной подписали также Казахстан и Узбекистан. «В рамках данного документа и других соглашений имеет место техническое содействие. Кроме того, в этих странах планируется построить совместные лаборатории. Но научный центр будет только в Кыргызстане. Мы сразу пошли по этому направлению. Нам нужны не просто лаборатории, но и совместные научные исследования. Это правильный подход, как показывает наш прошлый советский опыт».
Мысль о том, что с учетом ситуации с угрозами биологического характера, которая складывается сегодня в мире, Кыргызстан запаздывает с принятием закона «О биобезопасности», поддержал военный эксперт Нурлан Досалиев.
«В последнее время в публичном информационном пространстве присутствуют шокирующие признания высокопоставленных менеджеров фармацевтических компаний Pfizer, Astrazeneca и других, работавших над созданием вакцин. Сейчас они дают признательные показания о том, что их препараты не просто малоэффективны, но и вредны. Буквально несколько дней назад доктор Френсис Бойл из США – один из авторов американского закона по борьбе с терроризмом и применением биологического оружия – дал письменные показания, что вакцины против Covid-19, которые разрабатывались западными фармкомпаниями, не имеют эффективности против коронавируса, более того представляют собой оружие массового поражения», – рассказал спикер.
В этой связи он обратил внимание, что после долгих лет присутствия американской базы «Ганси» в Кыргызстане сложилась тенденция к неблагоприятным изменениям флоры и фауны: «В последнее десятилетие участились всевозможные заболевания малого и крупного рогатого скота. Нетипичными болезнями стали болеть даже лошади. Болеет домашняя птица. В большинстве водоемов болеет рыба. Заводчики форели отмечают, что рыба покрывается какой-то коростой, т. е. это нетипичное кожное заболевание. У форели очень высокий иммунитет, и надо очень постараться, чтобы она заболела. Вспышкам различных заболеваний, которые их уничтожают, подвержены также дикие растения и животные».
По словам эксперта, переносчиками всех этих заболеваний могут быть птицы. Кроме афганских дроздов, воробьев и синиц, все остальные пернатые на зиму мигрируют в теплые страны, в том числе в Африку. И именно на Африканском континенте – на миграционных путях птиц, согласно национальной стратегии США, находятся основные биологические лаборатории Пентагона. «Американская биологическая программа ЮПИ-4 как раз и работает над вопросом переноса возбудителей особо опасных заболеваний при помощи птиц, – подчкекрунл спикер. – Основными заказчиками этих разработок являются Пентагон, ФБР и ЦРУ, а посредниками – всевозможные международные организации и фонды, а также различные НПО и НКО».
Он также напомнил о национальной стратегии США по биобезопасности, принятой в октябре 2022 г. Основная цель которой – разворачивание биотехнологической инфраструктуры по наблюдению и изучению потенциально опасных вирусов, способных нанести ущерб глобальным интересам Соединенных Штатов. «Концептуально эта система похожа на разворачивание глобальной системы противоракетной обороны. Но если ядерный удар фиксируется сотней различных датчиков в разных точках мира и в космосе, то, когда применяется биологическое оружие, никто об этом не знает, потому что его характер и природа практически невидимы. Его могут распространять в том числе террористическими методами, т. е. где-то разбили или открыли контейнер и пошло распространение опасных вирусов и патогенов».
При этом Н. Досалиев подчеркнул, что сегодня Средняя Азия фактически стала объектом атак в биологической сфере. «У нас есть станции слежения за биологической обстановкой, но мы работаем по определенной схеме, которую, к сожалению, прекрасно знают наши противники, которые и разрабатывают против нас биологическое оружие. Поэтому нужно ставить вопрос о выдвижении этих станций слежения вперед, чтобы превентивно получать сведения о применении того или иного опасного биологического агента».
А заниматься этими вопросами, по его словам, должны соответствующие военные подразделения – Войска радиационной, химической и биологической защиты. «Недавно США объявили санкции в отношении войск РХБЗ России. С одной стороны, это идиотизм – выдвигать санкции против отдельного рода войск армии другого государства. Но, с другой стороны, это говорит об уровне мировой опасности, т. е. они ввели санкции против той структуры, которая борется с использованием биологического оружия», – отметил эксперт.
Биологические угрозы исходят, в том числе из Афганистана, где долгие годы присутствовали американские вооруженные силы: «Если всего за 8 лет США открыли на Украине больше 30 лабораторий, то сколько таких объектов они создали на афганской территории за 15-16 лет? Есть информация, что там были сделаны биологические закладки, которые могут сработать в зависимости от итогов СВО. Сейчас на Украине идет битва между Востоком и Западом, и Вооруженные силы РФ защищают весь наш Евразийский континент. И если результаты войны не будут отвечать интересам западного сообщества, то уже в нашем регионе будут запущены процессы глобальных изменений, которым наши региональные и государственные меры защиты и обороны не смогут противостоять. Есть сценарий, по которому вспышки особо опасных заболеваний спровоцируют бегство из страны миллионов афганцев. Они хлынут к нам, и эти многомиллионные толпы, по западному сценарию, просто сметут все наши военные, государственные и прочие линии защиты. А за спинами зараженных масс беженцев должны будут пойти уже боевики».
Говоря о том, с кем должен взаимодействовать Кыргызстан в плане обеспечения своей биобезопасности, эксперт в первую очередь назвал Россию, подчеркнув, что ее уровень позволяет успешно купировать эти угрозы. «Было бы разумным шагом для стран нашего региона разместить дополнительные подразделения РХБЗ ОДКБ на своей территории. В первую очередь их необходимо разместить на границе – на первой линии. Тесное взаимодействие по выстраиванию системы защиты – это и есть первый шаг по обеспечению безопасности в сфере биологических угроз», – добавил Н. Досалиев.