На фоне обострения отношений между Россией и НАТО, обмена взаимными угрозами интересна позиция Белоруссии. Ещё четыре года назад отдельные представители белорусского руководства заявляли о готовности к установлению регулярного канала общения с блоком на высоком уровне, с перспективой подключения к натовским учениям и даже о возможном размещении на территории РБ центра подготовки миротворческих подразделений.
Американцев удивлял «беспрецедентный настрой» Минска на углубление контактов с альянсом, результаты визитов в Белоруссию Джона Болтона и госсекретаря Майка Помпео, согласие белорусов на проведение в Витебской области в марте 2020 года учений коммандос морской пехоты Великобритании. Фактически РБ тогда предоставила англичанам возможность подготовки к конфликту с Россией в холодных погодных условиях. Тогдашний министр иностранных дел республики Владимир Макей заявлял, что Белоруссия не рассматривает действия НАТО как прямую военную угрозу.
Но последовавшие затем события заставили пересмотреть линию на «многовекторность». В августе того же 2020 года была близка к успеху, однако в конечном итоге провалилась попытка цветной революции, организованной в РБ при прямом участии Запада. После начала СВО на Украине 24 февраля 2022 года белорусские власти оперативно провели «работу над ошибками», изменив свою военную доктрину. Теперь она предусматривает союзнические обязательства перед Россией и другими членами ОДКБ, размещение на территории республики тактического ядерного оружия РФ. Белоруссия оказывает России неоценимое содействие в ходе проведения военной операции на Украине.
В 1990-е годы Россия также сотрудничала с НАТО. Затем последовали новые волны расширения блока на восток. А сегодня дошло до того, что он пытается втянуть в себя исторические российские территории Украины с русскоговорящим населением. 13 июня с. г. президент России Владимир Путин в очередной раз уличил альянс в агрессивности, указав, что тот знает о создании угрозы для РФ, но целенаправленно действует при всех попытках Москвы наладить нормальные отношения. Чего стоит заявление уходящего генсека Йенса Столтенберга о том, что альянсу нужно готовиться к длительному противостоянию с Россией. НАТО не ограничивается Европой, создавая новые союзы со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В перспективе – создание глобального НАТО.
Как считают белорусские аналитики, альянс ведет активную подготовку к военной операции, прежде всего на восточном направлении. Вторжение на территорию РБ следует ожидать в 2025 году. В этой авантюре примут участие Польша, Литва, Украина, которые развернули широкомасштабную информационную войну против Белоруссии, готовят вооруженные формирования из белорусских националистов. Президент РБ Александр Лукашенко следующим образом оценивает ситуацию: «Никому не верьте, что мы хотим воевать. Но мы готовимся к войне, я об этом говорю откровенно. Хочешь мира – готовься к войне».
Зарубежная белорусская оппозиция приветствует агрессивные устремления НАТО, мечтая о свержении «режима Лукашенко». Глава т. н. Объединённого переходного кабинета Светлана Тихановская предлагает натовцам любую помощь, включая предоставление информации о внутриполитической обстановке в РБ, военных объектах, различных аспектах военно-технического сотрудничества с Россией. При этом она надеется наладить контакты с руководством альянса и получить приглашение участвовать в его мероприятиях в качестве почётного гостя.
Другой оппозиционер Андрей Санников обращал внимание на геополитическое значение Белоруссии, ее важность для НАТО, призывая лишить Россию возможности воздействовать на Сувалкский коридор – «ахиллесову пяту» альянса и разглагольствуя о «Смоленских воротах» – территории между реками Западная Двина и Днепр.
Аналогичной точки зрения придерживаются западные политологи. Сотрудник латвийского Центра геополитических исследований Луизе Лице-Тане утверждает, что членство Белоруссии в НАТО, разумеется, после смены власти, укрепит безопасность стран Балтии и Польши. Американский историк Юрий Фельштинский считает, что Белоруссия в НАТО – ключ к безопасности Европы. По его мнению, без предварительного или одновременного «освобождения» Белоруссии невозможно завершение «российской войны».
Бывший министр обороны Польши Януш Онышкевич, говоря о перспективах вхождения Белоруссии в НАТО, подчёркивает, что к альянсу присоединяются не вооруженные силы, а вся страна. Это должно быть демократическое государство с сильными и признанными демократическими институтами. Программа членства в НАТО должна быть принята большинством белорусского общества. В случае Белоруссии – это нелёгкая задача, признаётся поляк.
Большинство белорусов явно против вступления страны в НАТО, наблюдая за конфликтом в соседней Украине, проблемами на границе Финляндии с Россией. Очевидно, что наличие войск США и их союзников на территории страны отнюдь не является залогом ее стабильности.
Достаточно напомнить, к чему приводило присутствие войск США и их союзников, например, в Узбекистане и Киргизии:
– опорная база ВВС США Карши-Ханабад (Узбекистан) – майские волнения 2005 года в Андижане;
– база ВВС США «Манас» (Киргизия) – свержение президента Аскара Акаева в 2005 году, свержение Курманбека Бакиева в 2010 году.
Теперь с НАТО заигрывает Армения, очевидно, рассчитывая обменять дальнейшие уступки (после целенаправленной сдачи Нагорного Карабаха) на сомнительную перспективу дальнейшего сближения с альянсом и особенно с входящей в него Турцией на заведомо подчинённых условиях.
Для Белоруссии этот вариант неприемлем – отдавать свои западные области наследникам Речи Посполитой в Минске явно не намерены.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram