Общественные организации Кыргызстана планируют обратиться к Кабинету министров с предложением денонсировать межправительственное соглашение с Канадой о строительстве биолаборатории в Бишкеке, подписанное в 2006 г. Данная инициатива была озвучена во время круглого стола «Приоритетные задачи Кыргызстана в обеспечении региональной биобезопасности», организованного Центром экспертных инициатив ’’Ой Ордо’’».
В рамках данного соглашения в 2011 году на территории Ботанического сада в Бишкеке должно было начаться строительство биолаборатории уровня BSL3. Но общественность КР выступила против реализации проекта, и власти республики были вынуждены его заморозить, однако сам документ до сих пор остается действующим. И это, по мнению экспертов, может создать определенные проблемы для республики.
Так, экс-депутат ЖК КР, учредитель ОФ «Евразийское поколение» Евгения Строкова считает, что денонсацию документа необходимо провести еще до принятия закона «О биобезопасности КР». Если этого не сделать, то, когда закон будет принят, со стороны канадцев может возникнуть вопрос, почему вы разрешаете строить одним и не разрешаете другим.
«Учитывая, что договор давно подписан, то Канада, а за ней, как мы понимаем, стоят США, может возобновить попытки реализовать свой проект. Маленький шаг к этому уже сделан. В прошлом году со стороны американского правительства было выделено $250 тыс. на исследование сибирской язвы на базе городской клинической больницы в Оше. Можно понять, если бы эти исследования инициировались Россией, Казахстаном или Узбекистаном, мы территориально близки друг к другу. Но мне непонятно, почему сибирская язва в Кыргызстане так интересует Соединенные Штаты Америки, которые находятся на другом континенте. Кроме того, есть информация, что американское посольство в Бишкеке и аффилированные с американским правительством как международные, так и местные неправительственные структуры оказывают определенное противодействие принятию закона о биобезопасности в нашей стране. Эти шаги можно рассматривать, как попытки американцев вынудить власти Кыргызстана разместить на территории республики лаборатории Пентагона, в том числе путем давления и подкупа отдельных чиновников», – подчеркнула спикер.
В свою очередь, руководитель ОО «Таза табигат» Анара Дауталиева предложила по итогам круглого стола подготовить резолюцию и включить в нее пункт о выдвижении инициативы по денонсации межправительственного соглашения с канадской стороной от 2006 г. о строительстве биолаборатории в Бишкеке. «Мы должны добиться того, чтобы этот документ был признан недействительным, как нарушающий Конституцию КР и препятствующий исполнению нашей республикой многосторонних международных обязательств. Как минимум, потому что в нем есть пункт, согласно которому в нашу страну могут завозиться различные опасные штаммы якобы для их исследований в мирных целях. Но мы прекрасно видим, какая сейчас ситуация в мире и что эти патогены могут использоваться для решения совсем иных задач, например для изготовления биологического оружия, которое будет направлено против нас самих».
Как отметил эксперт по международным отношениям Байкадам Курамаев, в любом соглашении есть пункт о его денонсации по инициативе одной из сторон: «Т. е. Кыргызстан, чтобы выйти из соглашения, просто должен за 6 месяцев уведомить канадскую сторону о своем намерении. Другой вопрос, что для этого нужно иметь политическую волю. Кроме того, должны быть основания, а для этого должен быть либо запрос от гражданского общества, либо от экспертного сообщества. Т. е. если по итогам нашего мероприятия мы сформулируем резолюцию, то сможем направить ее на рассмотрение кабмина».
Замдиректора Центра экспертных инициатив «Ой Ордо» Наталья Крек подчеркнула, что в ближайшее время ЦЭИ подготовит данное обращение, соберет под ним подписи общественных организаций и направит его в адрес президента и главы кабмина КР, поскольку «межправительственные соглашения, необдуманно подписанные прежними властями, не должны представлять угрозу биологической безопасности страны».
В свою очередь, заместитель директора Республиканского центра карантинных и особо опасных инфекций МЗ КР Нурболот Усенбаев подчеркнул, что любую деятельность по исследованию биоагентов Кыргызстан будет проводить исключительно в рамках закона, который должен быть принят в течение нынешнего года, а также в рамках договоренностей об обеспечении биобезопасности между КР и РФ.
«В меморандуме, который мы подписали с Россией, есть пункт, согласно которому мы не можем предоставлять территорию своих лабораторий для военных объектов третьих стран. Например, один из наших специалистов, проходивших курсы повышения квалификации по линии CDC, предложил провести на нашей базе исследования некоторых видов лихорадок. Тест-системы и биологический материал предоставила бы американская сторона, а мы бы исследовали предоставленные патогены. Но мы эту тему закрыли, такие исследования мы проводить не будем. Что касается исследований сибирской язвы, то они были предложены в рамках тендера и касались испытания сибироязвенного анатоксина, но реализации данный проект не получил», – сообщил чиновник.
Отвечая на вопросы, с какими еще странами в регионе в плане обеспечения биобезопасности сотрудничает Россия и насколько эффективно такое сотрудничество, учитывая, что в Казахстане, Таджикистане и Узбекистане, по некоторым данным, действуют биолаборатории, финансируемые западными странами, чиновник отметил, что меморандум о совместном противодействии биологическим угрозам с Москвой подписали и Астана, и Ташкент.
«В рамках данного документа и других соглашений имеет место техническое содействие. Кроме того, в этих странах планируется построить совместные лаборатории. Но научный центр будет только в Кыргызстане. Мы сразу пошли по этому направлению. Нам нужны не просто лаборатории, но и совместные научные исследования, потому что это правильный подход, как показывает наш прошлый советский опыт», – подчеркнул Н. Усенбаев.
Он также обратил внимание, что координационный совет по биобезопасности есть и при Организации Договора коллективной безопасности. По его словам, это серьезный совещательный орган, в котором рассматриваются все вопросы в данной сфере: «Биобезопасность – это обширное направление ОДКБ, которое включает 19 разделов. От Кыргызстана в Совет входят 8 человек».
Подробнее об этом рассказал сотрудник пресс-службы Центрального военного округа при 999-й объединенной российской авиабазе «Кант» майор ВС РФ Александр Кузнецов. «В рамках взаимодействия по линии ОДКБ у нас организовано совместное обучение специалистов радиационной, химической и биологической защиты всех стран-участниц, в том числе Кыргызстана на базе Института РХБЗ в г. Костроме. Насколько мне известно, также планируется подготовка специалистов-эпидемиологов в военно-медицинской академии им. Кирова в г. Санкт-Петербурге. Также командование ЦВО в г. Екатеринбурге готово продолжать сотрудничество и передачу опыта между РХБЗ РФ и КР, оказание военно-технической помощи, предоставление образцов различных газоанализаторов, приборов радиационной, химической и биологической защиты, а также выделение специалистов – военных эпидемиологов для локализации вспышек каких-либо особо опасных заболеваний. Все это проводится в рамках военного и военно-технического сотрудничества между странами Организации», – рассказал А. Кузнецов.
Как отметил системный аналитик кандидат медицинских наук Бактыбек Саипбаев, в Кыргызстане должна быть сеть биолабораторий: «Хотим мы или нет, у нас есть природные эндогенные очаги. Поэтому эпидемиологическая настороженность у нас должна быть. Но главное, чтобы они не работали на пентагоновские цели. Когда же в 2011 году мы протестовали против строительства лаборатории Канадой, мы имели в виду именно микробиологическую лабораторию военного назначения».
В свою очередь, председатель ОФ Green Energy Анара Султангазиева обратила внимание на проблемы реализации Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении. «На мой взгляд, самая главная проблема КБТО в том, что она до сих пор не имеет механизма контроля и привлечения к ответственности стран, которые нарушают конвенцию. При этом США блокируют Протокол по контролю соблюдения Конвенции, который разрабатывался с 1994 года, и другие инициативы по укреплению режима нераспространения биологического оружия. Кыргызстан присоединился к данной конвенции уже много лет назад, и я думаю, мы могли бы совместно с Россией инициировать какой-то механизм по ответственности всех стран».
В этой связи Н. Усенбаев напомнил, что Казахстан инициирует создание Международного агентства по биобезопасности (МАББ) – данную инициативу в сентябре 2020 г. в ходе 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН выдвинул президент РК Касым-Жомарт Токаев.
«Соседи предлагают нам поддержать данную инициативу и выступить ее соавтором. МИД КР получил соответствующую ноту. Но Астана планирует создать это Агентство под эгидой ООН, мы же, в свою очередь, настаиваем, чтобы данная структура была при КБТО. Тогда все вопросы контроля, нарушения и т. д. можно будет рассматривать и согласовывать. Вопросов по Конвенции действительно много, архитектура КБТО пока несовершенна, но страны все равно всегда держат ее в поле зрения», – отметил замдиректора Республиканского центра карантинных и особо опасных инфекций МЗ КР.
Он добавил, что Россия также активно участвует в процессе обсуждения вопросов по созданию МАББ.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram