Интеграционные процессы в сфере евроазиатской транзитной инфраструктуры в современных условиях обретают всё большую актуальность. Прежде всего, ввиду частичной парализованности традиционного транссуэцкого маршрута и в этой связи – повышения международной востребованности коридоров «Север – Юг» и Китай – Центральная Азия – Россия – Европа с ответвлениями последнего на Турцию, другие страны юго-западной Азии и в Средиземноморье. А это, в свою очередь, повышает значимость общеевразийской – сквозной – системы международного контейнерного и в целом грузового транзита.
Эта тематика была среди основных в рамках недавнего Евразийского интеграционного форума «Стратегия опережающего развития», состоявшегося в Москве. На пленарном заседании форума, посвященном сопряжению ЕАЭС с известной китайской инициативой «Один пояс – один путь», Арзыбек Кожошев, министр ЕЭК по энергетике и инфраструктуре, в своем выступлении выделил высокую интеграционную значимость «Объединенной транспортно-логистической компании – Евразийский железнодорожный альянс» («ОТЛК ЕРА»), в которой участвуют РФ, Белоруссия и Казахстан. Эта структура к настоящему времени – основной оператор сквозных контейнерных перевозок Китай – Европа по территории Евразийского союза. В её инфраструктуру сегодня входят три казахстанско-китайских транспортных перехода, в дальнейшем в ареал работы означенной компании будут включены два новых перехода, их ввод в действие запланирован на 2024-26 годы.
Министр ЕЭК, характеризуя растущую востребованность «ОТЛК ЕРА» в транзитных перевозках на ж/д сети Большой Евразии, отметил, в частности, что «объем контейнерных перевозок по маршруту Китай – Европа – Китай на транзитных сервисах компании «ОТЛК ЕРА» составил в 2023 г. порядка 674 тыс. ДФЭ» (ДФЭ – стандартная условная единица-эквивалент контейнера высокой грузовместимости). Это примерно на 15% больше уровня 2022 г. По оценке А. Кожошева, объемы этих перевозок с участием данной компании будут расти и впредь.
АО «ОТЛК ЕРА» было учреждено в апреле 2018 г. на основе частичной реорганизации АО «Объединенная транспортно-логистическая компания», созданной в 2014 г. Как и до упомянутой даты, учредителями на паритетных началах – по 33,33% акций – выступают ОАО «РЖД», ГО «Белорусская железная дорога» (БЖД) и АО НК «Казахстан Темир Жолы» (Железные дороги Казахстана). Минимальный срок контейнерного ОТЛК-транзита по сети упомянутых стран (включая китайско-казахстанские транспортные переходы) – около 6 суток. На долю компании приходится к настоящему времени до 90% объема транзитных железнодорожных перевозок по колее 1520 мм на сети стран ЕАЭС.
Общая схема основных маршрутов «ОТЛК ЕРА»
Среди важнейших задач по повышению конкурентоспособности сервиса, прежде всего по обеспечению минимальных сроков перевозок, – перевод всего документооборота в электронный формат в 2024-25 годах. Это отражено в «Меморандуме о приверженности гармонизированному развитию транспортно-логистического потенциала железнодорожного транспорта государств-членов ЕАЭС», подписанном участниками «ОТЛК ЕРА» в ходе заседания Евразийского межправительственного совета в Алма-Ате 2 февраля с. г. До 1 января 2026 г, по данным этого АО, планируется переход на безбумажную технологию в перевозках грузов «как внутри пространства колеи 1520 мм (по территории РФ, Беларуси и Казахстана), так и с сопредельными странами пространства колеи 1435 мм, включая транзитное сообщение Китай – Европа – Китай».
Сопредельные страны колеи-1435 – Иран и Северная Корея. То есть, судя по документу, эти страны намечено подключить к означенному транзитно-контейнерному сервису «ОТЛК ЕРА». Это тем более целесообразно, что Иран участвует в МТК «Север – Юг». А транзит внешнеторговых грузов РФ через северокорейский порт Раджин на побережье Японского моря – далее по Транссибу или через КНР – Транссиб – планируется возобновить в текущем году, после 7-летнего перерыва.
Маршруты евроазиатского транзита контейнерных и других грузов (к середине 2020-х гг.)
В меморандуме также отмечено, что среди приоритетных сфер сотрудничества стран-участниц этой структуры – «увеличение пропускной способности пограничной инфраструктуры на стыке пространств колеи 1520 мм и 1435 мм». Речь идет, прежде всего, о ж/д погранпереходах между Казахстаном и КНР: предусматриваются, например, ускоренная смена вагонных/локомотивных тележек (то есть колесных пар) с колеи на колею, расширение площадей приграничных и трансграничных грузовых складов, заблаговременная подготовка порожних контейнеров. Плюс к тому деятельность «ОТЛК ЕРА» сконцентрируется на «удлинении и объединении контейнерных поездов, оперативном согласовании их графика, минимизации порожних рейсов и непроизводительных простоев», а также на «более активном взаимодействии с логистическими компаниями».
Эти мероприятия позволят, помимо всего прочего, решить проблему поездов, «брошенных» на различное время на ряде участков сети РФ. Она возникает из-за несвоевременной подачи перевозочных средств или самих контейнеров. Решение этой проблемы с учетом упомянутых приоритетов «ОТЛК ЕРА» возможно, по крайней мере, на участках российской сети, задействованных на маршрутах Белоруссия – РФ – Казахстан – граница Казахстана с КНР (в обоих направлениях).
Что же касается тенденций в географии евроазиатских контейнерных грузопотоков, то, как отметил президент «ОТЛК ЕРА» Алексей Гром в ходе форума «Транспорт России» (середина ноября 2023 г.), «основной поток «крутится» вокруг нашего континента, я бы даже сказал – вокруг нашей азиатско-европейской локации». Из общего объема груженых контейнеров, перевезенных в мировой торговле в 2022 г., не менее 60% – это «именно наш обширный регион». По оценке эксперта, в данной локации прогнозируется дальнейший рост грузовой базы и, соответственно, более высокая востребованность услуг «ОТЛК». Причем «большое значение имеет в этом вопросе динамика объема торговли между Китаем и странами ЕАЭС, которая тоже демонстрирует очень хороший рост».
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram