В июне под председательством Казахстана состоялось совещание антинаркотических ведомств государств-участников ШОС. Участники мероприятия согласились, что одним из основных вызовов для евразийской безопасности являются сохраняющиеся риски роста производства наркотиков в Афганистане и «Золотом треугольнике» (зона в Юго-Восточной Азии), причем речь идет как об опиатах, так и о синтетических веществах. Отдельное внимание представители профильных ведомств уделили роли Интернета как пространства для торговли наркотиками и цифровых денег как инструмента легализации доходов, полученных от наркоторговли.
По итогам совещания высокопоставленные наркополицейские выразили приверженность борьбе с незаконным распространением психоактивных веществ и утвердили составы рабочих групп, которые будут курировать ключевые антинаркотические направления.
Коллективная безопасность против наркотиков
Но ШОС – не единственный интеграционный проект на евразийском пространстве, взявший на себя ответственность за борьбу с наркотрафиком. Организация Договора о коллективной безопасности уделяет колоссальное внимание антинаркотической политике и является одной из решающих сил на евразийском пространстве, которая решительно противостоит наркотрафику.
Следует отметить, что после распада СССР наркотическая угроза на евразийском пространстве устойчиво росла, что было связано как с ослаблением государственной власти в ставших независимыми республиках, так и с деградацией общественных институтов. В 2016 году 51% опрошенных экспертов назвали наркоугрозу одним из ключевых вызовов для ОДКБ, поставив выше только инспирированные коллективным Западом информационные войны, терроризм и риски внутренней политической дестабилизации.
Сознавая важность противодействия наркобизнесу и наркотрафику, руководство ОДКБ в 2003 году учредило операцию «Канал», которая в 2008 приобрела статус постоянной. Эксперты высоко оценивают эффективность этой антинаркотической инициативы, подчеркивая, что за период с 2003 по 2019 год было изъято боле 350 тонн психоактивных веществ и выявлено порядка 100 тысяч наркопреступлений.
Инициатива «Канал» остается одним из наиболее эффективных координационных инструментов антинаркотических ведомства ОДКБ: к примеру, в сентябре 2023 г. была проведена субрегиональная операция «Канал-Перехват» с участием более 12 тыс. наркополицейских, по итогам которой было изъято почти 900 кг наркотиков и выявлено более 850 наркопреступлений.
В ОДКБ ведется и активная работа по законодательной линии – в декабре 2023 г. Парламентская ассамблея организации рассмотрела и приняла т. н. модельный закон «О профилактике немедицинского употребления наркотиков», представленный белорусской стороной и разработанный при активной поддержке российских ученых-правоведов.
«Модельное законодательство – это список политических рекомендаций, направленный на унификацию и формирование единого правового пространства ОДКБ или любого другого интеграционного проекта», – пояснил редакции «Ритма Евразии» политолог Сергей Лебедев, старший преподаватель факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета. – Эти рекомендации, конечно, не обязательны к исполнению, но задают направление для парламентского процесса в странах – участницах».
Модельный закон закрепляет основные подходы к профилактике немедицинского (то есть рекреационного) употребления наркотиков и определяет ключевые факторы, повышающие риск наркотизации. Также в документе прописаны «основы международного сотрудничества и координации антинаркотической профилактической деятельности».
Наконец, необходимо отметить, что в 2020 году ОДКБ приняла Антинаркотическую стратегию на период с 2021 по 2025 год, которая позволит «оперативно реагировать на изменение обстановки, связанной с незаконным распространением наркотиков на территории государств – членов ОДКБ, а также сократить масштабы незаконного оборота подконтрольных психоактивных соединений и их немедицинское потребление».
Старая угроза, новое направление
Долгое время ключевым очагом всех наркопреступлений в Евразии был политически дестабилизированный Афганистан, поставлявший на глобальные черные рынки порядка 80% опиума. Для большинства простых афганцев культивация опиума была вынужденной мерой в условиях американской оккупации и политического хаоса, но, конечно же, они получали лишь небольшую часть этих доходов.
Пришедшее в 2021 году к власти правительство талибов*, несмотря на многочисленные опасения, начало решительную борьбу с наркобизнесом, введя жесткий запрет на культивацию опиума и пообещав суд по законам шариата всем вовлеченным в выращивание этой культуры. Новому руководству удалось добиться выдающихся успехов на этом направлении – посевы опиума сократились на 95% с аналогичным радикальным снижением предложения с 6200 тонн в 2022 году до 333 тонн в 2023. Успех нового правительства нехотя признают в Управлении ООН по наркотикам и преступности, отмечая, правда, что эти меры также привели к серьезному снижению доходов населения.
«Надо быть реалистом, население Афганистана было очень сильно вовлечено в производство опиума, и новое правительство пошло на решительный и в чем-то опасный с точки зрения внутренней легитимности шаг. И именно поэтому сейчас становится особенно важной экономическая поддержка руководства Афганистана со стороны России и других ответственных международных игроков», – подчеркнул С. Лебедев.
ООН планирует переориентировать сельскую экономику Афганистана на производство пшеницы, однако эксперты сомневаются, что без внешней поддержки эта инициатива удастся. Тем не менее на данный момент благодаря усилиям нового руководства в Кабуле Афганистан перестал быть основным источником наркоугрозы в Евразии.
Однако спрос на наркотики не исчез, и возникший вакуум постепенно начала заполнять Украина. В мае 2023 года МВД России заявило, что правоохранители в последнее время стали регулярно изымать синтетические наркотики, поступающие с территории Украины.
«Фиксируется рост изъятия [в России] синтетики, поступающей с территории, подконтрольной Киеву, что подтверждает информацию ООН о наличии на Украине мощностей для производства синтетических наркотиков», – заявил начальник главного управления по контролю за оборотом наркотиков МВД России Иван Горбунов.
Другие государства – участники ОДКБ также сталкиваются с ростом наркоугрозы, исходящей с украинских территорий. В 2022-2023 году полиция Казахстана провела серию задержаний украинских граждан, у которых было изъято более 100 кг наркотиков. Граждане Украины создали нарколаборатории в Алматинской области, мощности которых позволяли производить до 200 кг психоактивных веществ в месяц. Столкнувшись с этим вызовом, правительство Казахстана утвердило Комплексный план по борьбе с наркоманией и наркобизнесом на 2023-2025 годы, а парламент страны принял ряд поправок, упростивших работу наркополицейским.
Сотрудничество ведет к успеху
Эксперты солидарны в выводе, что противостояние наркотрафику возможно только при международной координации просто в силу транснационального характера наркопреступлений. ОДКБ активно координирует антинаркотическую политику с ШОС, что обуславливается сходством целей и задач двух интеграционных проектов. Однако, помимо ШОС, ОДКБ также взаимодействует с ООН, Интерполом и другими международными организациями, несмотря на разницу подходов к ряду вопросов. ОДКБ продемонстрировало, что является эффективным инструментом координации антинаркотической политики и стоит на страже евразийской безопасности.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram
________________________
Рис.: А. Горбаруков