С тех пор как 16 июля 1054 года католический Запад отпал от вселенской полноты православной церкви, римо-католики не прекращают вести наступление на православие и напрямую, и под прикрытием унии. Одним из орудий этой агрессии являются т. н. грекокатолики или униаты-душехваты, как называли их православные на Руси, напрямую подчиняющиеся Ватикану и его главе.
Нынешний понтифик-иезуит Франциск знает униатов давно и хорошо. В юности, еще будучи студентом, он прислуживал уроженцу Западной Украины униатскому епископу Степану Чмилю, которого называют его духовным воспитателем. Чуть позже, став уже кардиналом Бергольо, будущий папа римский Франциск был ординарием (правящим архиереем) украинских униатов в Аргентине.
Нынешний глава Ватикана прекрасно знаком и с ситуацией в самой Украинской грекокатолической церкви (УГКЦ), и с ее нынешним руководителем архиепископом Святославом Шевчуком, также служившим в Аргентине и давшим в конце весны 2024 года примечательное интервью изданию Конференции католического епископата Польши. Поводом послужил синод епископата УГКЦ, прошедший за несколько дней до этого в Мюнхене.
В числе прочего главный украинский душехват заявил о поддержке униатов с востока властями Германии следующее: «Во время наших бесед с местными властями они уверяли нас, что сделают все, чтобы украинцы могли сохранить свою культуру. И не просто сохранят, а еще и поделятся ею. Мы даже слышали, что в некоторых городах Германии власти готовы открывать украинские школы, создавать украиноязычные классы или хотя бы преподавать украинский язык. Это означает, что немецкое государство готово инвестировать в сохранение культурной, национальной идентичности украинцев. Но есть и еще один момент. Мы заметили, что наша церковь – это действительно пространство для сохранения украинской идентичности. Многие говорили, что из более чем миллиона украинцев многие говорят по-русски. Но когда они приходят в наши общины, в наши приходы, они учатся украинскому языку, своей культуре, то есть отрабатывают то, что не получили на родине. Например, нашу встречу с молодежью вела девушка из города Сумы, который находится на северо-востоке Украины, на границе с Россией, поэтому является преимущественно русскоязычной территорией. Но она прекрасно говорит по-украински и является редактором украинских журналов. В экзархате мы также беседовали с нашими священниками, лидерами украинских общин и молодежью, чтобы создать инклюзивные общины, в которых даже те, кто говорит по-русски или принадлежит к Московскому патриархату, смогли бы полноценно присоединиться к украинской общине в Германии…»
По мнению аналитиков, из озвученного главным свидомым душехватом на службе Ватикану вытекает следующее. Во-первых, о том, что униаты за границей видят свои приходы эксклюзивным поставщиком «украинской идентичности», несколько лет назад говорили их священники в Польше. Однако нынешние слова Шевчука интересны намеком на то, что в Германии уже власти готовы доверить «грекокатоликам» украинский «национальный проект». В связи с этим сразу же вспоминается дивизия СС «Галичина», вербовку в которую вели именно униаты, а «грекокатолический священник» Василий Лаба возглавлял капелланскую службу дивизии...
Во-вторых, под предлогом борьбы с «Московским патриархатом» УГКЦ в диаспоре (и не только в ней) собирается поглотить все остальные церковные образования, включая т. н. Православную церковь Украины (ПЦУ) «митрополита» Онуфрия, разорвавшую отношения с Русской православной церковью. ПЦУ, которая желает за рубежом выйти на оперативные просторы, униаты видят не более чем «сырьем» для строительства своего проекта. Униаты до сих пор прекрасно помнят, что они – предатели истинной веры. И для того чтобы избавиться от этого клейма, им кажется необходимым под корень уничтожить Православную церковь на Украине и путем различных манипуляций сделать всех украинских православных униатами (в т. ч. посредство дерусификации).
При этом наследники «духовных опекунов» эсэсовцев «Галичины» и душехватов, служивших королям Польши, в своих действиях на территории нынешней Украины не стеснены ничем. Еще в начале 1990-х униатами со средневековой жестокостью были разгромлены три православных епархии на западе Украины: Львовская, Тернопольская и Ивано-Франковская. Из-за этого (и задолго до майданов в Киеве) православные были низведены там до положения римской катакомбной церкви времен Нерона. В 2014 году униаты активно поддержали кровавый переворот в Киеве, приведший к власти нынешний нацистско-олигархический режим.
Тогда же УГКЦ стала активно действовать против православия и на территории Белоруссии, среди жителей которой более половины являются верующими, из них около 85% считают себя православными и около 10% – католиками. На долю протестантов, а также униатов, подчиняющихся Ватикану, и прочих зарегистрированных объединений религиозного толка приходится всего около 5% верующих.
Тем не менее, по мнению представителей прозападной оппозиции, «подлинно национальными» вероисповеданиями белорусов являются униатство, а также различные секты «автокефалистов», использующих православную символику и действующих в США, Великобритании, Польше, Литве и других странах. Русская православная церковь считает раскольническую деятельность и самосвятство тягчайшими грехами, равно как и содомские грехи (мужеложство, лесбиянство и др.). Униаты и их лоббисты в среде прозападных оппозиционеров, стремящиеся внести смуту и раскол в православие, считают иначе.
Характерный пример – исповедующие униатство (грекокатолицизм) представители белорусской диаспоры в Великобритании. О том, что они молятся за английских монархов и любят содомитов, вещавший на белорусскую аудиторию польский телеканал «Белсат» информировал свою паству сразу после начала кровопролития в Донбассе – 15 мая 2014 года – в специальном репортаже о деятельности униатской общины на Британских островах.
О настроениях в среде британских униатов с белорусскими корнями рассказал униатский служитель Сергей Стасевич – уроженец города Ивацевичи Брестской области, осевший в Великобритании. По его словам, униатом он стал ещё в студенческие годы, когда учился в Минске в Белорусском государственном университете. Затем он прошел обучение и соответствующую подготовку в Риме и Лондоне, получил рукоположение и сан от епископа Украинской грекокатолической церкви, остался работать при «Белорусской католической миссии» в Великобритании и там же возглавил униатскую общину.
По словам С. Стасевича, среди прихожан униатской общины есть разные люди, в т. ч. гомосексуалисты, к которым подобные ему выходцы из Белоруссии относятся очень «толерантно»: «Геи для нас здесь – это не какая-то абстракция, а прежде всего конкретные люди, которых мы все хорошо знаем. Я встречал среди них только хороших и порядочных людей, к тому же сознательных («свядомых») белорусов. Все люди – геи или нет – одинаковы пред ликом Божиим, ибо все мы – грешники».
В самой Белоруссии неоуния, не имеющая духовной, канонической, культурной и исторической преемственности с Брестской унией, навязанной в 1596 году и действовавшей на белорусской земле до 1839 года, была создана в 1990 году по инициативе представителей католического духовенства и Ватикана. До недавнего времени этот неокульт сектантского типа не имел вообще никакого официального статуса.
Однако 30 марта 2023 года папа римский Франциск учредил специально для белорусских «грекокатоликов» Апостольскую администратуру. Апостольским администратором назначен архимандрит Сергий (Гаек), до этого занимавший пост Апостольского визитатора белорусских униатских приходов. Речь идет о повышении иерархического статуса «униатского церковного объединения» в Республике Беларусь, который с 1990 по 2023 год не был определен.
Так как «Белорусская грекокатолическая церковь», мягко говоря, очень немногочисленна – около 20 приходских общин с мертвыми душами, часть которых даже не зарегистрирована в аппарате уполномоченного по делам религий и национальностей РБ; несколько сотен верующих (сами униаты врут, что их количество в Белоруссии то ли 3 тыс., то ли 10 тыс. человек), очевидно, что данный шаг Ватикана связан не с назревшей необходимостью совершенствования системы церковного управления «белорусской унией», а направлен на перспективу и поддержку белорусской оппозиции, у которой всегда в наличии две позиции – для своих и для всех.
Одна часть оппозиции проводит совместные мероприятия с раскольниками из т. н. Белорусской автокефальной православной церкви (БАПЦ) и открыто агитирует за автокефалию Белорусской церкви, делая это совместно с украинскими раскольниками. Другая часть (состоящая из фанариотов, вроде Гелясова, экуменистов и лоббистов ЛГБТ*, вроде Натальи Василевич) публично иногда как бы отрицает продвижение идей автокефалии. При этом – кулуарно – проводя работу совершенно противоположную.
Причина такой двойственности заключается в том, что оппозиция, взяв открытый курс на церковный раскол, рискует потерять значительную часть своих белорусских сторонников. Кроме того, тайные сторонники автокефалии и унии в самом Белорусском экзархате будут тогда вынуждены ответить православным, почему они поддерживают силы, готовящие церковный раскол и гонения?
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram