Процесс «евроинтеграции» Республики Молдова, который поначалу преподносился населению этой маленькой страны как «приобщение к ценностям европейской демократии» и единственный шанс на экономическое развитие, начинает проявлять совсем другую, неожиданную сторону, которая никак не согласуется с обещаниями прозападных молдавских политиков.
В первую очередь процесс «евроинтеграции» обернулся для Молдовы разрывом выгодных экономических отношений с традиционными партнерами в этой области – странами ЕАЭС, и прежде всего с Российской Федерацией, после подписания Молдовой договора об ассоциации с ЕС. Последовавшее затем прекращение прямых закупок российского газа и встраивание в схему поставок этого энергоносителя европейских сырьевых бирж стало причиной резкого роста тарифов на газ, электроэнергию и рекордной инфляции, что привело к резкому обнищанию значительной части населения страны.
Но даже и это не является главной опасностью, которая ожидает Молдову уже в ближайшем будущем – есть очевидные предпосылки и основания полагать, что её готовят в качестве нового театра военных действий, который будет активирован в случае выхода вооруженных сил Российской Федерации к границам непризнанного Приднестровья.
Об этом, в частности, открыто говорится в новой стратегии обороны, одобренной правительством и парламентом Молдовы, где Россия названа главной угрозой для страны. В документе, который опубликован на сайте правительства страны, сказано о существующих рисках со стороны России и Приднестровья.
«Продолжение военной агрессии Российской Федерации против Украины и возможное расширение военных действий в направлении молдавских границ, особенно в Одесской области, может создать непосредственные предпосылки для агрессивных действий против нашего государства. Одна из возможных целей – создание [Россией] сухопутного военного коридора до границ Молдавии – может стать прямой угрозой конституционному строю и государственности», – говорится в документе.
В нем отмечается, что Оперативная группа российских войск (ОГРВ) в Приднестровье, а также армия непризнанной республики обладают «значительным оперативным потенциалом» и «представляют серьезную угрозу суверенитету и территориальной целостности Молдовы». Подобная оценка может показаться лестной для российских военных, так как ОГРВ насчитывает всего около 1 тыс. солдат и офицеров. В ее задачу входит как поддержка миротворческой операции на Днестре, так и охрана складов, где хранится свыше 20 тыс. тонн боеприпасов, сосредоточенных там после вывода советских войск из европейских стран. Их вывоз и утилизация начались в 2003 году, однако процесс был заблокирован приднестровскими властями в 2004 году после обострения отношений между Кишиневом и Тирасполем.
Однако авторы стратегии обороны вовсе не пытались сделать приятное российским военным, охраняющим мирную и спокойную обстановку в Приднестровье. Подобные оценки, наоборот, призваны создать иллюзию существования реальной угрозы для Молдовы и, таким образом, оправдать нагнетание напряженности и её милитаризацию, которая после прихода к власти президента Майи Санду и прозападной партии PAS идет ускоренными темпами.
Об этом свидетельствуют сухие цифры, отражающие процессы, происходящие в стране. Молдова планирует увеличить долю военных расходов в ВВП с 0,55% до 1% к 2030 году. «Расходы на оборону должны достичь 1% от ВВП к 2030 году в соответствии с тенденциями европейских стран», – отмечается в документе. В нем говорится, что в 2023 году военные расходы были увеличены с 0,39% до 0,55%. Дополнительные средства были направлены на модернизацию армии. Одной из задач, которую ставит стратегия, это улучшение позиций страны в рейтинге Global Firepower, где Молдова занимает 144-е место из 145. По плану к 2029 году страна должна подняться на пять позиций, а к 2034 – на десять.
Сегодня на вооружении Национальной армии Молдовы находятся полтора десятка транспортных самолетов и вертолетов, около 200 бронетранспортеров и больше сотни орудий и минометов. Это техника в основном советского образца 60-80 годов прошлого века, но в рамках программы милитаризации руководство страны озаботилось получением и более современных вооружений. В первую очередь следует упомянуть поставки бронетранспортеров «Пиранья» из Германии и Дании. Эту технику также нельзя назвать сильно современной, но по сравнению с тем, что состоит на вооружении молдавской армии, это небольшой шаг в направлении модернизации вооруженных сил.
Поставки оружия и военной техники в республику также увеличили США и другие страны-члены НАТО. Приземление в аэропорту Кишинева военно-транспортных самолетов США стало уже обыденным явлением. Кстати, в непосредственной близости от аэропорта сейчас при содействии и финансировании НАТО строится военная база для Национальной армии Молдовы. По крайней мере так декларируется, но, учитывая источники финансирования строительства, возникает вопрос, а только ли для молдавской армии сооружается данный объект военной инфраструктуры?
Кроме этого, по некоторым данным, американские советники готовятся взять под контроль все ключевые направления в министерстве обороны, разведке и контрразведке, а также других силовых структурах РМ. Если эти слухи подтвердятся, Молдова окажется под сильным влиянием западных специалистов. Надо ли долго говорить о том, как это отразится на национальной безопасности и суверенитете страны?
Еще одним направлением милитаризации стала закупка радаров для ПВО, что декларируется как стремление контролировать воздушное пространство страны. Однако без поражающих средств ПВО подобное оборудование бесполезно, и поэтому анонсирование закупки уже второго радара для крохотной страны говорит скорее о том, что это оборудование просто используют для ведения электронной разведки против России, а не для защиты Молдовы.
Десятки миллионов долларов из бюджета беднейшей страны Европы тратятся не на улучшение условий жизни населения, не на инвестиции в экономику, а на военную технику и снаряжение. В 2023 году власти республики увеличили военный бюджет до 1,5 млрд леев ($89 млн). И пусть эти цифры покажутся кому-то весьма скромными и даже незначительными, но размер военного бюджета вырос сразу на 68%. Ни одна другая статья расходов в Молдове и близко не приближается к этому показателю. И это происходит в стране, где пенсии, за неимением финансовых средств, были проиндексированы только на половину роста инфляции. Все это весьма напоминает печально известную политику «Пушки вместо масла» в Германии середины 30-х годов прошлого века.
Процесс милитаризации Молдовы вызывает обеспокоенность у властей непризнанного Приднестровья. В Тирасполе также озабочены участившимися учениями на военном полигоне «Бульбоака» вблизи разделительной зоны безопасности, которую охраняют российские миротворцы. Приднестровье выступает исключительно с позиции сохранения мира и к этому же призывает и Молдову. Об этом говорится в заявлении главы приднестровской делегации в Объединенной контрольной комиссии Олега Белякова, сделанного в прошлом месяце. «Сама милитаризация Вооружённых сил Молдовы не может оставаться без нашего внимания по той простой причине, что они модернизируются, их боевая готовность повышается, поставляют соответствующие виды оружия. К чему-то всё это ведёт», – сказал он.
Представитель Приднестровья также отметил, что в Тирасполе с большой озабоченностью относятся к заявлениям о модернизации армии Молдовы, а также усилению её сотрудничества с Румынией. «Надо сохранить стабильность в рамках наших отношений… Ни в коем случае не бряцать оружием по отношению друг к другу. Конечно, мы относимся к этому с большой озабоченностью, но по-прежнему ведём разговор исключительно о мире», – добавил О. Беляков.
Повторимся: власти Молдовы сосредоточились на милитаризации, в то время как жители республики едва сводят концы с концами. Об этом сейчас твердит и молдавская оппозиция. «Очень многие люди в стране находятся на грани отчаяния, чувствуют, что власть не заинтересована им помогать. У режима другие задачи – милитаризация, разграбление и уничтожение Молдовы», – говорится в заявлении оппозиционного блока «Победа».
Лидер этого политического блока Илан Шор так прокомментировал идею главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен превратить ЕС в «оборонный союз». «ЕС – ОБОРОННЫЙ союз. ЕС, который питает и питается за счет войны на Украине. ЕС, который всю свою политику строит на конфронтации и милитаризации. ЕС, который полностью зависит от НАТО, сам по факту часть НАТО и смотрит в рот НАТО (такому же «оборонительному» союзу), не имея ни своего мнения, ни своей воли», – заявил политик.
«Евроинтеграция» Молдовы обернулась для страны не только разрушением экономики и обнищанием населения, но и последовательным направлением страны на путь противостояния с Россией и с большой долей вероятности втягивания в вооруженный конфликт по «украинской кальке». Поражение Майи Санду на предстоящих осенью президентских выборах могло бы предотвратить подобное развитие событий, но весьма сомнительно, что внешние силы, по сути, управляющие сегодня Молдовой, допустят подобное развитие событий.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram