В 2022 году власти Латвии внесли в иммиграционное законодательство новые нормы, поставившие под угрозу депортации 25 тысяч российских граждан, проживавших в этой прибалтийской республике десятилетиями (а многие – и с рождения). Но этого латвийским госчиновникам показалось мало – недавно они распространили дискриминационные нормы миграционного законодательства на ещё одну группу граждан РФ, которую сначала оставили в покое, но потом устранили это «упущение». В итоге многие латвийские россияне уже вынуждены были покинуть родину – кого-то депортировали, а кто-то предпочёл уехать сам, не дожидаясь, пока за ним придут люди в форме и препроводят на границу.
Закон, получивший обратную силу
Это уже неоднократно проговаривалось, но стоит повторить ещё раз: граждане России, которых власти Латвии массово лишили вида на жительство в 2022-м, не какие-то «понаехавшие» релоканты, а латвийцы, только русскоязычные. В 1991 году значительная часть жителей Латвии была «разжалована» в неграждан, а некоторые из новоиспечённых «негров» потом взяли российское гражданство. В 2022 году этим латвийским россиянам выставили требование: сдать экзамен по латышскому языку, доказать свою «финансовую состоятельность», доказать свою «лояльность» и получить новый ВНЖ. Всё это не так-то легко – особенно сдача человеком в предпенсионном возрасте (лиц старше семидесяти пяти от этого освободили) весьма трудного языкового экзамена, когда он всю жизнь прожил, скажем, в Даугавпилсе, где абсолютное большинство общаются на русском.
Однако альтернатива несданному экзамену – перспектива лишиться пенсий и доступа к бесплатной медицине, а потом быть вышвырнутым из родного дома и за пределы страны. В 2023 году некоторые из кандидатов на депортацию и их юристы обратились в Конституционный суд (КС) Латвии. Они пытались доказать, что закон обратной силы не имеет – ведь раньше люди брали виды на жительство в Латвии по другим, куда более мягким правилам, а теперь власти вдруг всё переиграли и задним числом ввели очень жёсткие нормы. Однако – и это было вполне ожидаемо – КС (сам плоть от плоти правящего режима) своим решением от февраля 2024 года подтвердил бесчеловечные решения властей.
А вскоре выяснилось, что вердикт Конституционного суда принёс и другое негативное последствие. Радикалы из партии Национальный блок уцепились за один из доводов правозащитников, пытавшихся отстоять в КС права депортируемых россиян. Те указали, что постоянно проживающие в Латвии граждане России оказались разделены на две группы. Требования сдачи языкового экзамена, подтверждения дохода и нового оформления ВНЖ выдвинули лишь к тем из них, кто принял российское гражданство после мая 2003-го, когда в Латвии изменилось иммиграционное законодательство. Тех же, кто взял гражданство РФ до 2003-го, сначала оставили в покое.
И вот в Нацблоке подготовили законодательную поправку, в соответствии с которой предлагалось распространить новые требования по ВНЖ и на эту группу россиян. В июне сейм большинством голосов утвердил данную поправку. Из сотни парламентариев за проголосовали 82 депутата, против – десять (от русской оппозиционной партии «Стабильность»). Шестеро политиков в голосовании не участвовали, поскольку «вовремя» вышли в туалет: пятеро из них состоят в партии «Латвия на первом месте» – в отличие от прочих латышских партий, она менее националистически настроена и даже претендует на голоса русскоязычного электората.
Утверждённые сеймом нововведения распространяют требования по переоформлению ВНЖ ещё примерно на 4650 проживающих здесь граждан РФ, из которых полторы тысячи – российские военные пенсионеры и члены их семей. В случае невыполнения новых миграционных предписаний до 31 октября 2025-го им грозит аннулирование вида на жительство и, соответственно, депортация. В посольстве РФ напомнили, что «данная категория граждан, десятилетия проживающая здесь, никоим образом не может представлять угрозу для этой страны». Дипломаты отмечают, что вводимая юридическая норма противоречит положениям российско-латвийского соглашения по вопросам социальной защищенности военных пенсионеров. То соглашение, заключённое в 1994 году, гарантировало указанной группе граждан РФ право на «беспрепятственное проживание на территории Латвийской Республики». Впрочем, это далеко не первый договор с Россией, который Рига разрывает по собственной инициативе…
Нацики злобятся, совестливые помалкивают
В конце февраля 2024-го в Управлении по делам гражданства и миграции (УДГМ) сообщили, что около 950 граждан РФ, которые не выполнили условие по сдаче экзамена по государственному языку, уже Латвию покинули – они уехали, не дожидаясь, пока им придёт требование о выезде. К началу же июля, по данным УДГМ, ведомство выдало распоряжения о выезде 56 гражданам России, не сумевшим сдать латышский язык или оформить продление срока сдачи экзамена. 13 выданных предписаний уже исполнены, а срок исполнения семи продлён. Впрочем, в управлении подчеркнули, что количество выезжающих и предписаний о выезде меняется практически ежедневно.
Националисты такой практикой недовольны: с их точки зрения, государство слишком долго «раскачивается», слишком нерешительно ведёт «очистку от чуждого элемента». Националисты призывают действовать смелее и жёстче. Недавно один из них, депутат самоуправления Кекавского края Андрис Витолс расхвалил за «креативность» хозяев одного из тамошних кемпингов: те вывесили объявление, что не обслуживают гостей с собаками, граждан России и граждан Белоруссии. Витолс сам снялся на фоне этого объявления, и данный снимок получил широкое хождение в соцсетях. Другой политик депутат думы Риги Марис Мичеревскис похвалился тем, что «ненавидел русских ещё до того, как это стало круто».
Скриншот публикации А. Витолса в социальной сети
Не сказать, что абсолютно все латыши одобряют такую политику по отношению к русскому населению. Но даже те, кто относится к ней критически, предпочитают высказывать своё недовольство втихомолку или анонимно. Так, на форуме издания Neatkarīgā Rīta Avīze («Независимая утренняя газета») под статьей о принудительной депортации граждан РФ появился комментарий некоего Dzēsts lietotājs («Удалённый пользователь»). Он пишет: «Я видел, как выдворяли 82-летнего Бориса Каткова. Он даже плакал на границе, хотя держался молодцом – шёл без трости, в ясном уме. Это бесчеловечно: выгнать человека с его родины, разлучить его с семьей, просто так – за то, что он думает по-другому. Мне кажется, это дикий акт насилия, как отрубание руки дикарю ради забавы. Я не считаю справедливым мешать такой большой общине (русских. – Авт.) учить свой язык, а ещё более безумно изгонять людей с их родины. Это не только несправедливо, но и просто бесчеловечно».
Впрочем, есть и те, правда, очень немногие, кто высказывается вполне открыто, такие как журналист Сандрис Точс. Он недавно припомнил свой старый разговор с ныне покойным адвокатом Андрисом Грутупсом, одним из идеологов латышской элиты. Точс спросил его о том, почему латышский национализм направлен не на процветание страны, а негативен по содержанию и ориентируется только на борьбу с «врагом» в лице русских. Тот, со слов журналиста, ответил с циничной откровенностью: «Люди такие, какие они есть. Их трудно объединить для чего-либо. Гораздо легче объединиться ПРОТИВ чего-то. И самое простое – объединиться против русских. Это ясно всем. Объединиться против русских – это самый эффективный способ как-то удержать латышей вместе. Потому что нет единого интереса…»
По словам Точса, русофобия очень невыгодна для Латвийской Республики. «Русофобия загоняет Латвию в фатальный тупик, и, как видно, это уже не "практично" и не "выгодно", а по-настоящему опасно. Возможно, настало время одуматься. Многое из того, на что латвийская элита делала ставку как на безопасность, оказалось очень небезопасным. Политические конструкции меняются, а соседи остаются», – заключает журналист. Возможно, так думает не так уж мало латышей, но они из страха молчат.
Один из высланных российских россиян 67-летний Валерий Окатьев рассказывает, что его взрослые дочери вышли замуж за латышей. «Вы знаете, они молчат. Они внутренне сожалеют, но они боятся говорить. И не только друзья-латыши боятся, но даже мои родственники. Мы общаемся по скайпу, и они просят, умоляют: не пиши нам вот это, не давай нам эту информацию, не поздравляй нас с 9 мая. За это наказывают. Сын моего товарища поздравил в соцсети всех с 9 мая, так его вызвали в полицию, сделали предупреждение. Наступление на русскоязычное население идет, выдавливание его существует», – вздыхает Валерий.
Добровольно-принудительный отъезд
В. Окатьев сообщает, что после получения в прошлом году «письма счастья» из Управления по делам гражданства и миграции он не стал хлопотать насчёт сдачи экзамена и выполнения всех прочих действий, необходимых для получения ВНЖ, а сразу переехал в Псков. Сообразив, «куда ветер дует», пенсионер успел продать свою двухкомнатную квартиру в Риге, купил старый домик в садовом товариществе (на большее денег не хватило), собрал вещи и переехал. Почему именно в Псков? Как говорит Окатьев, выбор его был обусловлен тем, что этот город находится неподалёку от Латвии и в нем живёт его хороший товарищ, который ему помогает. Есть там и ещё друзья, знакомые. И родне проще к нему приехать…
По словам Окатьева, на латвийском погранпункте он встретил товарищей по несчастью. «К примеру, один пенсионер, который также получил "письмо счастья" и тоже на нервах оформлял документы, оказался тренером по ушу. Он обучался искусству в Китае, в Латвии имел целую школу, его ученики занимали призовые места. Редчайший экземпляр», – удивляется Окатьев. Действительно, среди тех, кого выдавило латвийское государство, немало незаурядных людей. Ещё один из тех, кому пришлось оставить родину, – известный всей Риге фотограф Аркадий Глухих. Он родился и вырос в Риге, но в 1992 году получил статус негражданина. В 2019 году, не выезжая из Латвии, принял гражданство России, а уже в 2022-м стал жертвой нового закона об иммиграции.
Глухих подал необходимые документы на пересмотр ВНЖ и стал ждать приглашения, чтобы заполнить анкеты, доказать финансовую состоятельность и сдать экзамен по латышскому. Но сделать это ему даже не дали – аннулировали вид на жительство, лишили персонального кода и предписали покинуть страну. «Мне прислали извещение: вы должны покинуть страну до 1 сентября (2023 года. – Авт.) или мы будем вынуждены предпринять меры. Я решил не ждать…» – делится фотограф. Так случилось из-за того, что Глухих давно уже попал в списки «подозрительных»: в своё время ездил в качестве фотографа на российский детский конкурс в Крым. А позже, уже в 2022 году, делал в соцсетях записи, которые Служба государственной безопасности расценила как «пророссийские». Поэтому ему не дали возможности остаться на родине.
Вынужденный переселенец полагает, что власти Латвии действуют по заранее намеченному плану и его конкретный случай – это лишь одна из крохотных частей этого плана. «Если бы всех русских одним поездом стали выдворять из Латвии, был бы слишком большой резонанс в обществе, и никто бы это не поддержал. Даже в Евросоюзе. А так они по чуть-чуть, помаленьку это делают. И я как раз попал вот в эту первую группу. Причем они очень хитро все устраивают: я хотел пойти сдать язык, пройти всю процедуру, но они мне не дали этого сделать. Получили мою заявку, но просто проигнорировали, не известили, когда мне приходить. А когда я пошел выяснять, почему у меня аннулирован вид на жительство, сказали, что пришли бумаги из министерства образования, что я не пришёл на экзамен», – вспоминает Аркадий Глухих. Добиться справедливости у него не получилось. В результате Глухих выехал, не успев даже продать квартиру и машину – и теперь недвижимость могут отобрать за неуплату коммунальных…
Это действительно весомый фактор: многие из латвийских россиян, не желая унижаться, уезжают сами. Ещё в прошлом году реальное количество россиян, которые не стали дожидаться депортации и покинули Латвию, превысило тысячу человек. Сейчас же приближенная цифра выехавших «условно-добровольно» составляют уже почти две тысячи человек, и это количество непрерывно растёт. А что, если человек уже пребывает в преклонном возрасте? И рад бы уехать, да уже нет сил…
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram