Единый рынок электроэнергии РФ и РБ – снимаются последние препятствия - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 16.09.2024 |

Единый рынок электроэнергии РФ и РБ – снимаются последние препятствия

В рамках Союзного государства (СГ) Белоруссия и Россия стремятся выйти на максимально серьезный уровень интеграции, для чего еще несколько лет назад были разработаны 28 союзных программ. В настоящее время Минск и Москва практически полностью закончили их реализацию и планируют приступить к новому этапу экономического сближения.

Одной из немаловажных тем в ходе развития СГ является вопрос сотрудничества в энергетической сфере, который тесно переплетается с процессами, происходящими на постсоветском пространстве, в первую очередь в рамках Евразийского экономического союза. Как показывают события последнего времени, Белоруссии и России после длительного застоя удалось сделать ряд шагов на пути создания единого энергорынка, и его появление уже не за горами.

Стоит напомнить, что разговоры о создании единого рынка Белоруссии и России по каждому виду энергоносителей идут уже давно. Причем для Минска решение данного вопроса является ключевым для развития экономики, так как республика была и остается зависимой от поставок российских энергоносителей, цены на которые, хоть и были на довольно низком уровне, но всегда оставались выше внутрироссийских. Власти страны неоднократно указывали на то, что подобный дисбаланс в СГ наносит серьезный ущерб экономике и создает неравные условия для деятельности белорусских и российских субъектов хозяйствования. Ситуация начала меняться только после 2020 года, когда Минск и Москва под воздействием внешних причин приняли решение окончательно урегулировать все имеющиеся между ними трения.

В связи с участием Белоруссии и России в ЕАЭС параллельно ускорилось создание единых энергетических рынков и в Евразийском союзе. Правда, на этом пути сегодня есть некоторые трудности. Например, единые рынки энергоресурсов (электроэнергии, газа, нефти и нефтепродуктов) на евразийском пространстве должны были запустить в 2025 году, однако по общему газовому рынку ЕАЭС возникли разногласия. По официальной версии основными спорными вопросами стали формирование тарифов на прокачку газа, импорт из третьих стран и статус действующих долгосрочных контрактов после запуска единого рынка.

Так, Россия и Казахстан высказываются за различные принципы ценообразования на внутренних рынках, а также продление действия двусторонних контрактов до окончания их срока действия после запуска общего рынка газа. Поэтому весной текущего года в рамках ЕАЭС было заявлено, что единый рынок энергоресурсов вряд ли появится до 2027 года, так как разработанные проекты нормативно-правовых актов находятся на недостаточном уровне готовности для их принятия и требуют дальнейших консультаций между сторонами.

Ситуация с подготовкой   к запуску единого рынка электроэнергии ЕАЭС выглядит проще, чем по газу, а наиболее серьезные вопросы уже урегулированы. Например, ранее стало известно, что сетевая инфраструктура и система коммерческого учета электроэнергии для формирования общего рынка электроэнергии союза готова и осталось лишь принять нормативные акты, регламентирующие его работу. В ЕАЭС отмечают, что для поэтапного формирования общего электроэнергетического рынка осталось провести внутригосударственные процедуры для международных договоров.

При этом важно, что одним из принципов в данном случае является приоритетное обеспечение электричеством внутренних потребителей государств-членов и в данном случае немало зависит от действий Минска и Москвы, которые на сегодня могут предложить своим партнёрам электроэнергию на самых выгодных условиях. Дело в том, что после возведения в Белоруссии атомной электростанции (БелАЭС) республика вместе с РФ превратилась в энергоизбыточную и готова экспортировать электричество любому ее покупателю. Согласно озвученной белорусским Минэнерго информации, с момента включения 3 ноября 2020 года в объединенную энергосистему первого энергоблока БелАЭС выработала более 33 млрд. кВт·ч, что уже внесло корректировки в экономику страны: в 2023 году общий объем потребления электроэнергии в стране увеличился на 2,5 млрд. кВт·ч.

При этом на сегодня возможности электрогенерации в республике превышают ее внутреннее потребление, что ставит вопрос о необходимости экспорта электроэнергии за пределы Белоруссии. В связи с   позицией стран ЕС и Украины единственным направлением в данной сфере для Минска на сегодня является евразийский рынок, выйти на который можно только через Россию. В этой связи для Белоруссии крайне важно создание единого рынка электроэнергии не только в ЕАЭС, но и в СГ.

Еще в ноябре 2023 г. стало известно, что документ о создании и функционировании с 1 января 2024 года объединенного энергорынка Белоруссии и России готов, но еще не подписан. Правда, тогда в Минске отмечали, что, учитывая работу БелАЭС и увеличение ее доли в энергобалансе страны до 40-45% с 2024-2025 годов, зависимость Минска от российского газа снизится, что вполне может повлиять на контуры газового соглашения между странами и, соответственно, скорректирует принципы и общего рынка электроэнергии. Однако запуск объединенного энергорынка России и Белоруссии так и не состоялся, так как стороны не успели завершить все необходимые для этого процедуры.

Более того, как отмечал в начале года белорусский министр энергетики Виктор Каранкевич, Минск завершил внутригосударственные процедуры по созданию общего с РФ рынка электроэнергии, но увязывает его формирование с созданием общего рынка газа, по которому стороны все еще ведут переговоры. Вместе с тем Минск и Москва полны решимости в самое ближайшее время подписать все оставшиеся документы и приступить к практической реализации своих планов.

Известно, что запуск единого рынка электроэнергии в СГ должен проходить в несколько этапов. На первом из них предполагается начать продажу электричества через специальных уполномоченных представителей – по одному от каждой стороны (от Белоруссии – «Белэнерго», а от РФ – «Интер РАО»). На втором этапе с учетом совместной работы по объединенному рынку газа предусматривается «более глубокая интеграция в электроэнергетике с расширением субъектного состава участников рынка и организацией единого технологического процесса оперативно-диспетчерского управления». После этого объединенный рынок электроэнергии СГ должен быть синхронизирован с работой общего рынка электрической энергии в ЕАЭС, и только после этого предусматривается более тесная интеграция с расширением участников рынка.

Таким образом, очевидно, что создание общих энергетических рынков в Союзном государстве и ЕАЭС неразрывно связано между собой, и решения по их формированию не могут быть реализованы по отдельности. При этом важно, что Минск и Москва прекрасно понимают сложившуюся ситуацию и стараются интенсифицировать процессы как минимум в рамках СГ. В частности, уже решено, что общий рынок энергоресурсов Союзного государства будет основан на российском опыте, а вся нормативно-правовая база для него должна быть готова к 2025 году. И как, показывают события текущего года, все шансы на это у сторон есть.

В частности, правительствами и профильными министерствами Белоруссии и России закончена работа по формированию нормативно-правовой базы и созданию необходимых условий для запуска единого рынка электроэнергии. Более того, Александр Лукашенко одобрил проект соответствующего межгосударственного   договора еще в ноябре 2023 года, а 29 июля текущего года распоряжение подписать соглашение о создании объединенного энергетического рынка Союзного государства дал Владимир Путин.

К сожалению, на сегодня нет точной информации о правилах функционирования общего рынка электроэнергии СГ, методике расчёта цен и пр. Поэтому сложно прогнозировать, каким образом будет на практике проходить торговля электричеством между странами после завершения всех процедур и согласований. Пока лишь очевидно, что акцент в рамках единого энергорынка будет делаться на внутреннем потреблении, а также реализации совместных проектов в энергетике и в смежных сферах.

Создание единого энергетического пространства даст возможность перераспределять излишки электроэнергии как в рамках Союзного государства, так и за его пределами, а также будет способствовать повышению эффективности экономического взаимодействия и реализации интеграционных процессов. Успешная реализация белорусско-российской интеграции, в свою очередь, заставит более активно действовать и их партнёров по ЕАЭС. В перспективе на евразийском пространстве должны будут появиться более эффективные производства, а конкурентоспособность стран-участниц союза и самого объединения на мировом рынке повысится.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
788
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика