Торговля России с Индией становится всё более интенсивной, а политические отношения – всё более тёплыми, доказательством чего стал недавний визит в Москву индийского премьер-министра Нарендры Моди. Две огромные страны заинтересованы друг в друге, но на пути дальнейшего расширения сотрудничества стоит ворох проблем – экономических и финансовых. Проблемы эти отнюдь не являются непреодолимыми: просто нужно чётко понимать всю суть данных трудностей и загодя продумывать пути их решения.
Конкретика цифр
В Национальном координационном центре международного делового сотрудничества (создан в 2014 году в формате некоммерческого партнёрства Российским союзом промышленников и предпринимателей совместно с заинтересованными компаниями из РФ, деловыми ассоциациями и органами государственной власти) отмечают, что последние два года стали временем, когда Москва занималась срочным «латанием дыр» в своей внешней торговле, возникших из-за западных санкций. В Дели же, вовремя сориентировавшись, в полной мере использовали возникшее окно возможностей в своих интересах. Индия резко нарастила свой товарооборот с Россией, однако в этой торговле со стороны РФ возник явно выраженный «сырьевой перекос».
В прошлом году товарооборот вырос в 1,8 раза, достигнув 65 млрд долларов. В результате Москва стала четвёртым крупнейшим торговым партнером Дели, потеснив Саудовскую Аравию. Импорт Индией российской продукции вырос в 1,8 раза – до 60,1 млрд долларов. В свою очередь, экспорт индийских товаров в РФ увеличился в 1,4 раза – до 4 млрд долларов. В структуре российского экспорта в Индию в 2023 году преобладали: нефть (до 45 млрд долларов) и нефтепродукты (4,5 млрд), уголь (до 4 млрд) и минеральные удобрения (2,4 млрд), алмазы (1,1 млрд), подсолнечное масло (до 1,1 млрд) и чёрные металлы (до 443 млн). Основу же индийского экспорта в Россию в 2023 году составляли: химическая продукция (838 млн долларов), медикаменты (372 млн), машины и оборудование (687 млн), сельскохозяйственная продукция (605 млн), электротехника (382 млн), нержавеющая сталь и сплавы (322 млн).
Ожидается, что к 2030 году товарооборот между нашими странами может достичь 100 млрд долларов. Для этого российский экспорт в Индию должен составить свыше 80 млрд, а импорт – вырасти до более чем 20 млрд долларов. По оценкам специалистов НКЦМДС, рост экспорта будет во многом обеспечен энергоносителями, а импорта – фармацевтической и химической продукцией. Впрочем, для наращивания торговли странам придётся решить имеющиеся проблемы разного рода – от логистических ограничений до сложностей с проведением финансовых расчётов. Не секрет, что некоторые крупные индийские компании покинули российский рынок из-за страха попасть под вторичные санкции, что в совокупности привело к резкому увеличению торгового дисбаланса в пользу России.
После того как Запад объявил РФ жесточайшую «войну санкций» и отключил в 2022 году группу важнейших российских банков от SWIFT, возникли сложности с переводами платежей в Индию. Начиная с 2023 года, правительства двух стран начали прорабатывать возможные варианты валюты оплаты: рупии, рубли, юани. На текущий момент различные участники внешнеэкономической деятельности сообщают противоречивые данные о валюте расчётов в российско-индийской торговле – если за поставки нефти Индия платит РФ исключительно в твёрдой валюте, то по остальной номенклатуре поставок существует проблема «зависших» рупий. При этом Индия отказывается от расширения объёмов торговли с Россией в удобном для РФ юане – отказывается, исходя из своих внешнеполитических обстоятельств и углубляющейся стратегической конкуренции с КНР.
Что интересует россиян в Индии
Среди приоритетных задач торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества в НКЦМДС называют вопросы развития альтернативных логистических маршрутов, особенно Северного морского пути. Также необходимо искать новые способы банковского обслуживания с акцентом на расширение использования национальных валют во взаиморасчётах (в том числе с запуском BRICS PAY, новой платежной системы стран БРИКС, создание которой недавно было признано совершенно необходимым). Требуются максимальное сопряжение национальных платежных систем, развитие страхования, диверсификация и снижение дисбаланса в двусторонней торговле – в первую очередь за счёт увеличения поставок популярных товаров из Индии.
Крайне целесообразным представляется углубление технологического сотрудничества России с Индией и развитие совместных инвестиционных проектов. Важно продолжать работу по либерализации таможенного режима, для чего целесообразно интенсифицировать подготовку к заключению соглашения о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Индией. Кроме этого, компании из России могут всё больше вкладывать в реализацию проектов на территории Индии.
В частности, российских инвесторов может заинтересовать приобретение индийских нефтеперерабатывающих заводов, принимающих российскую нефть. Отличным примером в этом плане является, скажем, «Роснефть», владеющая почти 50% акций индийской компании Nayara Energy Limited, которой принадлежит один из крупнейших в Индии НПЗ, а также глубоководный порт и нефтяной терминал с пропускной способностью 58 млн тонн в год и сеть из более 6 тыс. АЗС. Российские инвестиции в проект составили 5,85 млрд долларов.
Можно привести и другие положительные примеры. Так, Россия продолжает строительство в штате Тамилнаду АЭС «Куданкулам» – крупнейшей в Южной Азии. Первые два блока уже начали работать, недавно произведён и пробный пуск энергоблока № 3, а энергоблоки № 4, № 5 и № 6 – в постройке. Завершение строительства запланировано на 2027 год.
В 2023 году «Трансмашхолдинг» и «Индийские железные дороги» подписали контракт на поставку и обслуживание поездов. Сумма контракта составит порядка 1,8 млрд долларов за поставку поездов и 2,5 млрд за их сервисное обслуживание в течение 35 лет. Серийные поставки поездов будут осуществляться с 2026 по 2030 год. Всего планируется отправить 120 пар электропоездов.
Продолжается работа и дочернего предприятия «КамАЗа» в Индии – «КамАЗ моторз лимитед». Несмотря на определённые трудности, которые возникли с местным профсоюзом, «КамАЗ» намерен продолжить свою работу в этой стране и приобрести активы в штате Гуджарат.
В середине 2023 года стало известно, что российская Объединённая авиастроительная компания рассматривает возможность локализации и производства в Индии самолета Sukhoi Superjet, а также предлагает Индии Ил-114 и сотрудничество по крылатой машине МС-21. А в апреле текущего года Индия начала сборку российских дронов, которые будут использоваться в сельском хозяйстве и для доставки грузов в труднодоступные горные районы.
Есть и другие российские компании, занимающиеся реализацией инвестиционных проектов в Индии – преимущественно они связаны с энергетикой, металлургией, IT, машиностроением (то есть теми отраслями, на которые приходится большая часть российско-индийского товарооборота), а также с финансами и высокими технологиями. В то же время, несмотря на высокий потенциал, объём накопленных российских инвестиций в Индию не превышает порядка 20 млрд долларов, что, прямо скажем, не очень много для таких огромных государств.
Что интересует индусов в России
На весьма серьёзном уровне находится российский экспорт вооружений в Индию: за 2014–2021 гг. туда их было экспортировано на 23,6 млрд евро (11% общего объема экспорта такого рода). Тут положительно сказываются старые традиции данного вида сотрудничества, налаженного СССР и Индией ещё в 1960-е. В 2021 году было подписано новое соглашение о программе двухстороннего военно-технического сотрудничества до 2030 года; тогда же был заключен контракт на производство в Индии (в городе Корва) автоматов АК-203. Объём производства – более 600 тыс. изделий в год. А в июне 2024 года Концерн ВКО «Алмаз-Антей» заключил соглашение о создании на индийской территории совместного предприятия по техническому обслуживанию зенитных ракетных комплексов С-400. Производство данных ЗРК в Индии планируется наладить, начиная с 2028 года.
Впрочем, и в этой сфере не всё осуществляется абсолютно гладко. Так, Дели отказался от сотрудничества и продолжения разработки нового совместного российско-индийского истребителя пятого поколения. Ведь в требованиях индийской стороны значились полная передача технологий в рамках проекта, чтобы в будущем приступить к созданию собственных военных самолетов, но уже без участия РФ. Естественно, Россия согласиться на подобное не могла. Но можно понять и резоны индусов, ведь в Дели поставлена чёткая и логичная для них цель: локализация производства и сокращение импорта.
В свою очередь, объём индийских инвестиций в России составляет около 14 млрд долларов. В настоящее время индийские деловые круги проявляют повышенный интерес к российскому IT и к нефтегазовому сектору. Таковой интерес к сырьевой сфере является, безусловно, последовательны, учитывая, скажем, инвестиции индийского гиганта ONGC в соответствующие проекты, воплощаемые в Красноярском крае, Якутии и на Сахалине. Также индийский бизнес привлекают проекты в российской химической сфере (в том числе связанные с краской и упаковочной пленкой), машиностроении (особенно тракторная техника), станкостроении, пищевой промышленности (в частности переработка чая), ювелирной отрасли (обработка алмазов), фармацевтике и сфере медоборудования. За 2023 год четыре индийские компании заключили соглашения с властями российских регионов о строительстве фармацевтических производств на общую сумму 12 млрд рублей. В нынешнем году в Чебоксарах начнётся крупноузловая сборка тракторов индийской компании International Tractors Limited.
Представляется перспективным создание совместных предприятий, особенно в IT-отрасли и в фармацевтике. В настоящее время большую часть рынка лекарств России всё ещё занимают западные фармацевтические компании. Однако наряду с сокращением вложений в разработку новых препаратов на территории России, а также фактическим прекращением инвестирования в рекламу и маркетинг доля европейских и американских фарм-компаний на российском рынке уже постепенно снижается. Соответственно, у Индии есть отличный шанс занять освободившуюся нишу рынка. Например, российская компания «Фармасинтез» (владелец – индиец Викрам Пуния) уже сейчас производит свыше 49% всех противотуберкулезных и 45% антиретровирусных препаратов на рынке РФ.
Одним словом, возможностей для сотрудничества – огромное множество. Главное, суметь ими грамотно воспользоваться.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram