Так называемый параллельный импорт (ПИ) в РФ, стартовавший с середины 2022 года, достиг к началу текущего года почти четвертой части всего товарного импорта в РФ. Он, напомним, предусматривает ввоз товаров, в том числе по реэкспорту, из каких-либо стран без разрешения правообладателя этих товаров или их производителя/экспортера. И зачастую – с пониженными ввозными пошлинами или вообще без них (решается по конкретным товарам не на постоянной основе). Оформляются же такие поставки по упрощенным таможенным правилам.
Перспективы ПИ пока не ясны: он продлевается на 2024-25 годы, а ФАС в конце июня с. г. рекомендовала законодательно закрепить такой импорт как постоянно действующий. Тем временем совокупная доля ПИ-товаров, поставляемых в РФ по заниженным ценам (демпинг) и/или фальсификатов, к середине с. г. в объеме ПИ оценивается минимум в 25%.
Параллельный импорт позволяет подсанкционной стране обходить внешнеторговые санкции против неё, то же выгодно и странам-поставщикам. Но благоприятные условия ПИ способствуют фактически массовым поставкам продукции сомнительного качества и по демпингу, что снижает конкурентоспособность производителей в стране-импортере. Вдобавок ПИ способствует и реэкспорту такой продукции в Россию через другие страны ЕАЭС или дружественные РФ страны, что еще более снижает возможности российского импортозамещения практически во всех отраслях. Особенно негативно эти факторы влияют на производство товаров легпрома, многих видов готового продовольствия, медикаментов.
Но, похоже, ПИ пока остаётся важнейшим каналом поступления в РФ разнообразных товаров в условиях ужесточения антироссийских санкций Запада. Тем более что, по последним данным торговой статистики, к началу с. г. доля ПИ-поставок из недружественных стран хотя и сократилась, но составляет не ниже 30%. В основном это готовая и промежуточная (полуфабрикатная) продукция, включая оборудование для многих отраслей и его запчасти, компоненты электронной техники, бытовую технику, сырье для ряда подотраслей химпрома.
Соответственно, параллельный импорт товаров в РФ следует «законодательно закрепить в качестве постоянно работающего механизма» – такое мнение высказал в конце июня замглавы ФАС Сергей Пузыревский. По той причине, что такой импорт позволил сохранить «объем товаров, необходимых российским потребителям, и снизить санкционный прессинг на Россию». Поэтому от ПИ не нужно отказываться: этот вариант импорта «может быть переведен в Гражданском кодексе РФ на постоянную основу с разумными ограничениями».
Пока нет официальной информации о продвижении такой инициативы. Впрочем, в ходе ПМЭФ–2024 первый вице-премьер РФ Денис Мантуров сообщил, что на 2025 год механизм ПИ «также будет продлен, но перечень подпадающих под него товаров сократится с учетом выхода на рынок российских производителей аналогичной продукции». Но к настоящему времени все еще не определено, ПИ-импорт каких конкретно товаров и в каких объемах будет сокращен с 2025-го.
Что касается текущего года, то в обновленный Минпромторгом РФ перечень товаров ПИ включены многие виды промышленных изделий из недружественных стран: например, вентиляционное оборудование и его комплектующие от испанской компании Soler & Palau и итальянской Vortice; компрессоры и компрессорное оборудование Air System (Западная Европа); западные бренды горнодобывающего оборудования Dewalt, Epiroc и Husqvarna. При этом исключены из перечня некоторые виды одежды, парфюмерно-косметической, другой потребительской продукции.
Относительно динамики ПИ, ее темпы, повторим, нарастают. Как отметил тогдашний первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов в конце декабря 2023 г., за 2022-23 гг. объем параллельного импорта составил не менее 70 млрд долл. – при общем объеме российского импорта примерно в 300 млрд долл. в 2023-м. Это при том что в 2022 г. объем ПИ, по данным ФТС, не превышал 20 млрд долл., то есть имеет место более чем двукратный рост за предыдущий год. По тем же данным, в 2022-23 гг. в структуре ПИ преобладали грузовые и легковые авто, станки и различное оборудование. Более точные оценки ФТС пока не публикует.
По оценкам Минэкономразвития РФ и профильных экспертов, в 2024 г. общий товарный импорт прогнозируется в $320 млрд долл., фактическая доля ПИ составит не менее 30%, по максимальному сценарию – 35%.
Касательно же ситуации с ПИ в контексте ЕАЭС, многие эксперты считают, что механизм межгосударственного регулирования ввоза в Россию товаров и по реэкспорту из других стран Союза, и по перевозимому в РФ через другие страны ЕАЭС параллельному импорту не отлажен в полной мере. Что облегчает поставки низкокачественных и демпинговых товаров, в том числе фальсификатов. При том что доля ПИ в общем реэкспорте стран-партнеров по ЕАЭС в Россию возросла к середине 2024 года, по имеющимся оценкам, примерно до 25% (против 15-16% в конце 2022 – начале 2023 гг.). Доля же такого рода товаров в общем ввозе в Россию через другие страны ЕАЭС пока остаётся не ниже трети.
Бизнес-сообщество обеспокоено также проблемой оплаты поставок в сфере ПИ, так как иностранные банки всё чаще отклоняют или задерживают платежи, опасаясь вторичных санкций. В этой ситуации, как отмечает эксперт рынка товаров и услуг для домашнего пользования («рынок DIY») Вадим Томко, «общая система действий пока не выработана». По его оценке, ни один разговор участников внешнеэкономической деятельности не обходится без термина «параллельный импорт», потому что после ухода популярных брендов оставленные ниши «не могут быть быстро закрыты за счет новых марок и ресурсов». Если еще в 2023 г. участников ПИ «больше интересовал вопрос, как возить», то теперь всех больше интересует вопрос, «как платить». Это, по оценке эксперта, «самый актуальный тренд текущего момента», поскольку большинство банков не только в Европе, но и в Азии взаимосвязаны и опасаются вторичных санкций. В связи с этим сейчас затруднен импорт и реэкспорт даже из Китая.
Как отмечалось на форуме «Логистика внешнеэкономической деятельности» (Москва, середина апреля с. г.), в профессиональной среде есть ряд вариантов решения платежных проблем. Например, можно чаще заключать бартерные контракты, при которых отсутствует движение денежных средств. Некоторые контрагенты открывают свои постоянные счета в российских банках, хотя к этому готовы пока не все страны и компании-поставщики в РФ. Производятся платежи в свободно конвертируемых валютах развивающихся стран. Но банки и в дружественных РФ странах опасаются санкций, и всё новые банки включаются в санкционные списки. «К этому надо быть готовым, используя имеющиеся возможности обхода таких ситуаций», – поясняет В. Томко.
Словом, проблематика ПИ тесно взаимосвязана со смежными вопросами внутри- и внешнеэкономической политики РФ-ЕАЭС и дружественных России стран, обеспечивающих наибольший объем ПИ. Конечно, такой импорт максимально востребован в современных условиях и в ближайшей перспективе. Но нельзя забывать и о необходимости выработать и соблюдать оптимальные пропорции между ПИ и развитием в России импортозамещения в различных отраслях и секторах внутреннего рынка. С точки зрения развития отечественной экономики – это далеко не второстепенное дело.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram