После введения жёстких антироссийских санкций странами Запада и их союзниками Африка превратилась в приоритетное направление для российской экономики. Второй по площади материк после Евразии с населением 1,5 млрд человек Африка представляет собой перспективное направление для развития проектов в области энергетики, добычи полезных ископаемых, промышленного рыболовства, автомобилестроения, сельского хозяйства, пищепрома, ВПК, банковского дела, телекоммуникаций, науки, образования, культуры. И даже по линии Русской православной церкви – в ЦАР, Танзании, Кении, Уганде, Конго, ЮАР открываются православные часовни и общины.
Африка – вторая по динамичности после Индо-Тихоокеанского региона точка экономического роста. «Сейчас континент стоит на старте масштабной индустриализации и с него уже не сойдёт, вопрос только в том, какое место сможет занять Россия в этом процессе», – заявил глава секретариата экономического форума «Россия – Африка» Олег Озеров на состоявшемся в Госдуме круглом столе «Стратегическая сессия по законодательной поддержке экономического сотрудничества со странами Африки в сфере энергетики».
В свою очередь, директор департамента международной кооперации Минпромторга РФ Роман Чекушов сообщил, что в сотрудничестве с Росатомом ведомство готово заняться созданием инфраструктуры, необходимой для успешной торговли в странах Африки, построить объекты атомной энергетики и сетевых солнечных электростанций.
Темпы российско-африканского сотрудничества демонстрируют следующие цифры: в 2023 г. поставки нефтепродуктов из России в Африку выросли в 3,5 раза, достигнув 17,6 млн т. Происходит переориентация российского экспорта, обсуждаются почти 40 потенциальных совместных проектов в области энергетики.
«Определены четырнадцать стран, которые для нас являются первоочередными. Наши компании широко представлены на континенте: это проекты в нефтегазовой сфере, это добыча, транспортировка», – подчеркнул директор департамента международного сотрудничества министерства энергетики Дмитрий Семёнов.
Растёт доля рублёвых расчётов с африканскими партнёрами. В 2022 г. их объём составлял 21,9%, в 2023 – уже 48,1%.
В процесс включаются и страны Евразийского экономического союза. Они поставляют сюда зерно, продовольствие, энергоресурсы, удобрения, автомобильную и тракторную технику, промышленные технологии, а импортируют фрукты, ископаемые руды, какао, чай, кофе. Осознавая неиспользованный потенциал сотрудничества, ЕАЭС поможет странам Африки в разработке современных технических регламентов интеграции для стандартизации и ускорения процесса продвижения товаров и услуг.
С опорой на Африку Россия расширяет экономическое присутствие в мире, успешно справляется с антироссийскими санкциями и повышает свой геополитический авторитет в мире. Африка – это плацдарм для выхода российских товаров на рынки других континентов с объёмом 4 млрд человек через южную Атлантику и Индийский океан в Латинскую Америку и Азию.
Здесь нам помогает историческое наследие Советского Союза, не запятнанное колониальным прошлым. В 1960-1980-х СССР поддерживал борьбу народов Глобального Юга против западных колониалистов. При содействии СССР из Африки в результате антиколониальных войн были вышвырнуты португальцы, британцы, испанцы, бельгийцы, французы. С тех пор расширение влияния Москвы на Чёрном континенте вызывает у них злобное раздражение.
Французы задержались на несколько десятилетий в ЦАР, Мали, Буркина-Фасо, Нигере, но в 2022-2023 гг. ушли и оттуда в связи со сменой власти в этих странах. Ушли недалеко, расположившись (вместе с американцами) в Кот д`Ивуаре, Чаде и Бенине, чтобы оттуда контролировать зону Сахеля – огромный сухопутный коридор субсахарской Африки, простирающийся от Гвинейского залива поперёк континента до Аденского залива.
Африканцы старшего поколения помнят о вкладе СССР в их борьбу за свои права и отвечают взаимностью. В Нигере, Мали, Буркина-Фасо на улицах развеваются российские флаги. Объединившись в Альянс государств Сахеля (АГС), эти страны в своей суверенной политике опираются на военно-техническое и экономическое сотрудничество с Россией, Китаем, Ираном.
Запад старается превратить Сахель в эпицентр исламистской угрозы в Африке. Террористы особенно активны в странах АГС и не случайно. Задача западных спецслужб – перекрыть выход Сахельского коридора к Атлантическому и Индийскому океанам, не позволив ему превратиться в мультимодальный логистический маршрут стратегического значения.
Для этого в регионе при попустительстве Парижа и Вашингтона, чьи войска присутствовали здесь десятилетиями, активирована террористическая угроза на стыке границ Нигера, Мали, Буркина-Фасо и Мали, Алжира, Нигера. Недалеко от малийско-алжирской границы 26 июля произошёл известный бой сотрудников ЧВК «Вагнер» и малийских солдат с крупной бандой исламистов из местного филиала «Аль-Каиды»* и боевиков-туарегов «Координационного движения Азавада» (Азавад – пустынный район между Мали и Алжиром, независимости которого добиваются туареги-исламисты вопреки здравому экономическому и политическому смыслу).
В бою погибли несколько десятков «музыкантов» и малийских военнослужащих. В этих местах в 2013 г. бои против террористов вели французские и чадские войска в ходе операции «Серваль», но безрезультатно. У Парижа не было цели искоренить терроризм в этой точке планеты. Наоборот, Париж стремился к контролю над террористами и лишь иногда, как говорится, давал подзатыльники чересчур наглым исламистским бандам, дабы вогнать их в рамки стратегии Франции по контролю над Сахелем. Присутствие исламистов служило для французов предлогом для военного присутствия в регионе и позволяло управлять исламистской угрозой в своих интересах.
Неудивительно, что власти ЦАР, Мали, Нигера, Буркина-Фасо обратились к России за силовой помощью. В ЦАР и Мали воюет ЧВК «Вагнер». В Нигере и Буркина-Фасо находятся инструкторы российского Африканского корпуса (обучают местных военнослужащих). Стратегическая задача Москвы – не позволить Западу, управляющему туарегами и другими исламистами, захлопнуть выход к океану Сахельского коридора.
Экспорт безопасности – ещё одна строка российско-африканского сотрудничества. За это африканские правительства предоставляют России права доступа к выгодным экономическим проектам и в твёрдой валюте оплачивают вклад России в свою безопасность. Благодаря присутствию российских военных специалистов и российской военно-технической помощи страны Африки активизировали борьбу с террористами и ведут диалог с западными державами с более независимых позиций.
Например, при профранцузском президенте Базуме Нигер отдавал Парижу критически важный для французской атомной энергетики уран по 80 евроцентов за 1 кг. После свержения Базума и появления российского воинского контингента – по 200 евро за 1 кг. Париж десятилетиями грабил нигерские недра, практически ничего не вкладывая в местную экономику. Вот почему по уровню бедности Нигер до сих пор занимает 189-е место из 193-х возможных.
Появление русских в Африке означает отступление отсюда американских и европейских неоколониалистов. Это, в свою очередь, означает ограничение им доступа к африканским богатствам и удар по их экономике, которой они надеялись задавить Россию.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram