Середина текущего года для экономики ЕАЭС ознаменовалась двумя событиями: началом рассмотрения в Москве и Улан-Баторе вопроса беспошлинной торговли Монголии со странами ЕАЭС и визитом в Улан-Батор белорусского президента Александра Лукашенко, продолженного совместным белорусско-монгольским бизнес-форумом.
У Монголии с её населением всего лишь в 3 млн человек на вполне приличной территории (второе по площади государство без выхода к морю после Казахстана) и с большим количеством полезных ископаемых и ресурсов для скотоводства давно сложились международные амбиции. Которые если не включают в себя вхождение в какие-либо блоки, то подразумевают активное внешнеполитическое и внешнеэкономическое сотрудничество со странами Азии, а теперь еще и Евразии. Потому неудивительно, что встал вопрос о более активном сотрудничестве Монголии со странами ЕАЭС.
Нейтральная Монголия заслужила прозвище Азиатской Швейцарии, собирая для внешнеполитических и внешнеэкономических дискуссий на своей территории азиатские страны, многие из которых имеют между собой довольно сложные отношения, но на нейтральной территории ведут мирное и конструктивное общение. Ежегодный Улан-Баторский диалог проводится ещё с социалистических времён, с 1980-х годов, на нём нередко встречались страны, находящиеся в открытом конфликте (в первую очередь КНДР и Южная Корея). Недавно Монголия рассматривалась как первоначальное место встречи бывшего президента США Дональда Трампа с лидером Северной Кореи Ким Чен Ыном.
Чем может быть интересна Монголия для стран ЕАЭС как торговый партнёр? Начнём с России, которая единственная из членов сообщества граничит с Монголией. На Россию пока приходится лишь 0,8% монгольского экспорта, она значительно уступает Китаю (77,9%), Швейцарии (14,6%), Сингапуру (2,5%), Южной Корее (1,9%). В данном случае следует обратить внимание на общую структуру монгольского экспорта: в нем доминируют угольные брикеты (47,6%), медная руда (20%), золото (15%), шерсть животных (3,1%) и железная руда (2,8%). Среди вышеперечисленного для России интерес могут представлять не только шерсть животных, но также высококачественный медный концентрат и редкоземельные металлы, запасы которых в РФ в основном труднодоступны или со сравнительно низким содержанием основного сырья.
Отдельный разговор о других продуктах скотоводства, помимо шерсти. В структуре сельского хозяйства Монголии в силу природных условий преобладает именно мясное, особенно мясошерстное скотоводство. А в руководстве ЕАЭС ещё в марте с. г. рассматривался – с подачи посла РФ в Монголии Андрея Евсикова – вопрос об импорте странами ЕАЭС из Монголии мяса, мясопродуктов, шерсти, шерстяных изделий, кашемира, кожи и кожевенных изделий. Импорт мяса (говядины, баранины, оленины, конины) пока затруднён из-за сложной эпизоотической ситуации, с которой Монголия сама справиться не может. Но востребованность в упомянутой мясной продукции в ЕАЭС высокая.
Монгольская же сторона сама предупредила представителей ЕАЭС, что не даёт гарантий соответствия ветеринарным нормам мясной продукции, которая гипотетически может поставляться в страны сообщества. Чтобы исправить ситуацию и отладить регулярный мясоимпорт из республики, Россия поставит сюда в текущем году 10 млн доз противоящурных вакцин и препаратов против оспы овец и заразного узелкового дерматита.
А вот структура монгольского импорта как раз в пользу России, Беларуси и Казахстана. Основные его статьи в Монголии – очищенная нефть (18,3%), легковые автомобили (6,2%), грузовые автомобили (3,9%), прицепы и полуприцепы (2,7%) и необработанные железные слитки (2,5%). У России есть всё из перечисленного, хотя отечественные легковые «газики» вряд ли на монгольском рынке выдержат конкуренцию с почти монополизировавшими его китайскими автомобилями. Про белорусские – то же самое, поскольку они франшизы китайских. Зачем монголам покупать сборки китайских авто в далекой Беларуси, когда есть оригиналы «под боком» в Китае?
Россия по поставкам своей продукции в МНР находится на втором месте после Китая. Но для самой России Монголия находится всего лишь на 46-м месте с долей 0,4%. Между тем, если исправить эту диспропорцию в результате заключения Монголией с ЕАЭС соглашения о льготных условиях торговли, учитывая подъём в стране добывающей отрасли и животноводства, она вполне может занять более обширное место в структуре российской внешней торговли.
У ещё одной страны ЕАЭС Беларуси успехи по результатам недавнего белорусско-монгольского бизнес-форума более конкретные. На форуме заключено 13 соглашений – главным образом на поставки белорусской техники для горнодобывающей промышленности, в том числе знаменитых карьерных самосвалов БелАЗ, отлично зарекомендовавших себя не только в странах ЕАЭС, но и в ряде стран БРИКС. Например, спрос на эту технику издавна имеется в ЮАР для использования, прежде всего, на алмазных разработках.
На высшем государственном уровне в Минске прозвучало предложение открыть в Монголии сборочные цеха белорусских ведущих машиностроительных предприятий, а также Могилёвлифтмаша: эта продукция наверняка будет высоко востребованной, учитывая интенсивное многоэтажное строительство в Улан-Баторе и ряде других монгольских городов.
Пикантность ситуации с белорусским экспортом в том, что на БелАЗе давно собирают и китайские карьерные самосвалы, менее мощные и менее надёжные, чем собственно БелАЗ, но зато более экономичные. Какие именно карьерные самосвалы Беларусь будет поставлять в Монголию, свои или собранные по китайской франшизе, пока непонятно.
Также небезынтересен разработанный еще к середине 2010-х проект кратчайшей железной дороги из северо-восточного Казахстана в северо-западную Монголию через сопредельный регион Китая. В начале 2020-х было рекомендовано ускорить реализацию проекта.
Словом, очевидна взаимная экономическая востребованность ЕАЭС и Монголии, а конкретизация этой востребованности по товарам и проектам – задача обоюдная, притом комплексная. Обе стороны нацелены на её своевременное решение.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram