Киргизия устами вице-премьера требует особого отношения к своим мигрантам - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 13.09.2024 |

Киргизия устами вице-премьера требует особого отношения к своим мигрантам

2 августа вице-премьер Киргизии Эдиль Байсалов на своей странице в социальной сети выразил надежду на то, что возможные ограничения на работу иностранцев в России не будут распространены на граждан республики. В противном случае объяснить населению смысл пребывания в ЕАЭС, мол, будет очень трудно.

Ранее, 29 июля, обеспокоенность из-за участившихся отказов гражданам Киргизии во въезде в Россию, а также длительных проверок в международных аэропортах новому российскому послу С. Вакулову высказал заместитель министра иностранных дел КР А. Имангазиев. Впрочем, киргизский дипломат выразил понимание необходимости дополнительных мер безопасности после теракта в «Крокус Сити Холле», а С. Вакулов – готовность к совместной работе с киргизской стороной по решению миграционных вопросов. По его словам, решение этих проблем требует усиления межведомственного взаимодействия компетентных правоохранительных органов двух стран, которые отвечают за данное направление работы.

Тревога киргизских властей по поводу положения своих трудовых мигрантов в России усилилась вследствие разнообразных ограничений на привлечение иностранной рабочей силы, в последнее время введенных регионами России. Кроме того, 22 марта этого года Госдумой был принят закон о новом режиме высылки иностранцев, а депутаты выступили с многочисленными инициативами по новым ограничениям в сфере миграции. Последней из них стал законопроект главы партии «Справедливая Россия – За правду» Сергея Миронова и его зама Яны Лантратовой о введении «федерального» запрета мигрантам на работу в медицине, фармацевтике, школьном и дошкольном образовании, перевозке пассажиров городским и междугородним транспортом, а также в некоторых видах деятельности, которые приносят доход выше среднего уровня и могут быть востребованы гражданами России. В частности, предлагается ввести запрет на работу курьером, где зарплата может составлять 100-120 тыс. рублей в месяц.

Ужесточение миграционной политики вполне ожидаемо привело к определенным сложностям в отношениях России со странами Средней Азии, для которых трудовая миграция является важным источником денежных поступлений из-за рубежа, а также способом решения их социальных и экономических проблем. Интересы России, вынужденной после теракта в «Крокусе» экстренно наводить в своей миграционной политике порядок, с одной стороны, и перенаселенных среднеазиатских государств, заинтересованных в «сбросе» лишнего демографического давления, а значит дальнейшем увеличении объемов трудовой миграции – с другой, вполне закономерно пришли в противоречие друг с другом.

Однако граждане Киргизии, которая, в отличие от тех же Таджикистана и Узбекистана, является участником ЕАЭС, обладают на российском рынке труда рядом преимуществ, о чем и поспешил напомнить Э. Байсалов.

В его заявлении, в частности, отмечается, что «…согласно основополагающим принципам ЕАЭС, наши граждане обладают свободным и равноправным доступом к трудовому рынку. В случае какой-либо другой интерпретации и приравнивания наших граждан к мигрантам из третьих стран нам будет очень сложно обосновывать нашему народу смысл участия в ЕАЭС».

Завуалированная угроза выхода Киргизии из ЕАЭС используется в данном случае как инструмент давления на Россию. Но слова чиновника имеют под собой вполне понятные финансовые соображения – денежные переводы мигрантов для Киргизии слишком важны, и их сокращение не лучшим образом скажется на ее финансовом положении. По данным за 2023 г., общий объем денежных переводов в Киргизию составил 2,7 млрд долл., причем 93,5% этой суммы поступили из России. При этом номинальный ВВП республики за прошлый год составил 13,7 млрд долл. То есть объем денежных переводов эквивалентен 19,7% объема экономики, что свидетельствует об очень высокой зависимости республики от трудовой миграции.

Подчеркнем: никакого особого статуса киргизским трудовым мигрантам в РФ не требуется, поскольку он и так у них есть по договору о ЕАЭС, который наделяет граждан его государств–участников равными трудовыми правами на всей территории объединения. Так, первый пункт статьи 97 договора гласит, что «работодатели… вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда». При этом получать разрешение на работу в других государствах–участниках ЕАЭС их гражданам не требуется.

Второй пункт той же статьи устанавливает, что государства–участники Союза не вправе устанавливать ограничения национального рынка труда, которые распространялись бы на граждан других стран ЕАЭС. Нарушать этот договор Россия не имеет права, и все ограничения на использование иностранной рабочей силы в регионах, которые вводились вплоть до настоящего времени, содержали оговорку, что на граждан государств–участников ЕАЭС они не распространяются.

Благодаря членству в ЕАЭС граждане Киргизии избавлены от необходимости приобретать патент на работу в России, ежемесячно выплачивая его стоимость, а также оформлять необходимые для этого документы, включая сертификаты о сдаче экзаменов по русскому языку, истории и праву. Но воспользоваться всеми преимуществами участия в Союзе киргизские трудовые мигранты могут лишь в случае, если они работают на территории России легально.

А это требует заключения договора с работодателем. Пятый пункт той же самой статьи договора гласит, что срок пребывания трудового мигранта на территории страны ЕАЭС определятся сроком действия трудового или гражданско-правового договора с работодателем. То есть находиться в России при наличии трудового договора киргизские мигранты могут сколь угодно долго. Но по истечении срока его действия они должны покинуть страну пребывания в течение 15 дней или же заключить с работодателем новый трудовой договор.

Проблема в том, что в оформлении договорных отношений зачастую не заинтересованы ни работодатели, ни сами мигранты. По данным МВД РФ, за первое полугодие 2023 г. (сведения за более поздний период недоступны) в России на миграционный учет было поставлено 467,1 тыс. граждан Киргизии, из которых работу в качестве цели прибытия указали 392,5 тыс. В то же время трудовые договоры с работодателями заключили из них лишь 207,5 тыс., или чуть более половины. Остальные, по всей видимости, работали нелегально. Именно эта группа трудовых мигрантов после теракта в «Крокус Сити Холле», когда силовые структуры приступили к реальной борьбе с нелегальной миграцией, и оказалась в зоне риска.

Так, в ходе проверки соблюдения миграционного режима на территории Ярославской области в июле этого года выяснилось, что из 52 мигрантов, работавших на стройках и в сфере оптово-розничной торговли Ярославля, 25 находились в России нелегально. Любопытно, что доля нелегалов при этом совпала с той, которую показывает миграционная статистика МВД в целом. Причем областное УМВД решило привлечь к ответственности не только мигрантов, но и их работодателей. В результате X5 Group, управляющая сетью «Пятерочка», уволила всех незаконно работающих в распределительном центре мигрантов, которые уехали на родину. Как следствие, в магазинах сети даже возникли временные проблемы с доставкой ряда товаров, а ретейлер был вынужден привлекать для работы в Ярославле кадры из других регионов.

Тем не менее легальным киргизским мигрантам в России даже в случае принятия на федеральном уровне дополнительных ограничений на использование иностранной рабочей силы, ничего не грозит. Но это отнюдь не снимает проблему нелегальной миграции. В случае же выхода республики из ЕАЭС ее мигранты окажутся в том же положении, что и граждане Узбекистана и Таджикистана. Помимо необходимости оформления патента со всеми сопутствующими этому сложностями, сократятся сроки их разрешенного пребывания в России без постановки на миграционный учет. Для граждан Киргизии сегодня он составляет 30 дней, Таджикистана – 15, а Узбекистана – всего 7. Положение киргизских мигрантов в результате заметно ухудшится, что не замедлит сказаться на объемах миграционных потоков и, как следствие, суммах отправляемых ими денежных переводов.

Впрочем, трудовой миграцией преимущества членства Киргизии в ЕАЭС отнюдь не ограничиваются. Благодаря отсутствию таможенных границ республика стала торговым хабом по поставке китайских товаров в Россию, а также крупным поставщиком швейных изделий. Так что заявление вице-премьера Э. Байсалова об отсутствии смысла для Киргизии и дальше состоять в ЕАЭС, если возникнут затруднения с миграцией, рассчитано на малоинформированную публику и является лишь способом борьбы за национальные интересы.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2812
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика