Попытки Запада подействовать на правящую партию Грузии «Грузинская мечта» и принудить ее подчиниться собственной повестке дня и собственным интересам не прекращаются, о чем свидетельствуют новые заявления американских и европейских политиков. В очередной раз «сигналы» и предупреждения прозвучали из Вашингтона.
Помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джеймс О'Брайен обозначил правительству Грузии три проблемы, от правильного решения которых зависит благосклонное отношение американской администрации. Это прекращение строительства глубоководного порта в местечке Анаклия на Черном море, которое власти Грузии намерены осуществить совместно с китайской компанией; «демократичное и прозрачное», по мнению Запада, проведение предстоящих в октябре текущего года парламентских выборов (на которых, вероятно, ожидают «победы» оппозиционных сил); отмена закона «О прозрачности иностранного финансирования» либо «приведение его в соответствие с американским или европейским законодательством».
Эти же вопросы обсуждались на заседании комитета Сената США по международным отношениям, где подчеркнули, что ожидают от Грузии конкретных шагов по трем обозначенным направлениям.
А пока правительство Грузии раздумывает над выдвинутыми ультимативными требованиями, в Вашингтоне огласили новый месседж. Представитель Госдепа Вадант Патель заявил, что та помощь, которую американская администрация намеревалась оказать грузинским властям (более 95 млн долларов США), но приостановила из-за их непослушания, будет направлена на поддержку грузинских НПО и СМИ. Тех самых, которых правительство Грузии в силу нового закона обязывает отчитываться о получаемом из-за рубежа финансировании, его объеме, целях и итогах освоения иностранных денег. В США считают, что через неправительственный сектор и средства массовой информации они окажут «полезную помощь грузинскому народу» в деле «укрепления демократии, верховенства закона, обеспечения независимости СМИ и экономического развития».
Вопрос вот только в том, как и куда направят американские деньги их получатели в Грузии.
Официальный Тбилиси пока сопротивляется этому натиску и даже выдвигает Западу встречные предложения. Так, на заявления американских законодателей о том, что они ожидают от грузинских властей шагов по трем проблемным вопросам, премьер-министр Ираклий Кобахидзе ответил, что и грузинские власти ожидают от Вашингтона «встречных шагов».
«Мы находимся в режиме ожидания и готовы к перезагрузке грузино-американских отношений. Вы знаете, что за последние 3-4 года многое в этих отношениях испортилось, соответственно, отношения нуждаются в перезагрузке. Мы к этому абсолютно готовы. Главное, мы должны увидеть встречные шаги. Как только будут сделаны встречные шаги, сразу же произойдет перелом в этих отношениях», – заявил журналистам премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе.
По мнению грузинского независимого эксперта Заала Анджапаридзе, налицо стратегическая линия коллективного Запада, направленная на подрыв позиций правящей партии Грузии и обеспечение в будущем ее смены более приемлемой политической силой.
«Я полагаю, что это некая стратегическая линия, которую взял коллективный Запад в отношении правящей партии Грузии, чтобы этим санкционным давлением, заявлениями о том, что Грузия свернула с европейского пути, максимально подточить позиции «Грузинской мечты», которая, по всей видимости, уже стала для Запада, если можно так выразиться, партией-изгоем, чтобы подвести ее к парламентским выборам максимально ослабленной», – заявил эксперт.
По его словам, когда США и Евросоюз вводят санкции и об этом, соответственно, объявляют местные оппозиционные СМИ, эксперты, политики, которые преподносят общественности информацию под соответствующим соусом, то у определенной части сторонников «Грузинской мечты» рождаются тревожные ожидания. В частности, они задаются вопросом, могут ли эти санкции означать ухудшение социально-экономической ситуации в стране, отразятся ли они на уровне жизни рядовых граждан?
«Все это, я полагаю, очень точно рассчитано, и эти точечные удары по массовой психологии населения направлены на то, чтобы вызвать у людей чувство протеста против действий правящей партии. А поскольку на Западе видят, что так называемая прозападная оппозиция не пользуется внушительной электоральной поддержкой на местах, там решили подобными мерами как-то подсобить ей, помочь показать на выборах соответствующий результат, чтобы потом иметь возможность дать этим оппозиционным силам какой-то шанс. Я не могу сейчас сказать со 100-процентной точностью, что это так случится, но есть вероятность того, что, если, допустим, на выборах будут какие-то отклонения, нарушения и так далее, Запад постарается, если можно так выразиться, раздуть из мухи слона, и не исключаю, что может повториться венесуэльский сценарий, когда Запад может не признать результаты этих выборов. Для них это не составит труда», – отметил З. Анджапаридзе.
Однако эксперт надеется на ту часть западного «политического истеблишмента», которая руководствуется здравым смыслом и не желает терять Грузию как стратегического партнера. «Есть и другая сторона медали. Трезвомыслящие политики на Западе не могут не осознавать, что подобный шаг с их стороны (раскрутка венесуэльского сценария) ввергнет Грузию в затяжную пучину дестабилизации, гражданского и политического противостояния со всеми вытекающими отсюда последствиями. И не исключено, что все это приведет к росту антизападных, евроскептических настроений, если общественность Грузии, особенно сторонники «Грузинской мечты», которые, на мой взгляд, сегодня составляют большинство нашего общества, увидит, что за всем этим стоит Запад», – пояснил З. Анджапаридзе.
Эксперт не исключает, что на Западе просчитывается и этот второй, более рациональный сценарий, но от предварительных прогнозов, какой именно путь в отношении Грузии выберут в США и ЕС, на данном этапе воздерживается. «Посмотрим, какой подход перевесит, радикальный или более или менее трезвомыслящий. Если на выборах не будет значительных нарушений и избиратели в большинстве проголосуют за правящую партию, то Запад примет результаты этих выборов и будет вынужден иметь дело с «Грузинской мечтой», сменить риторику и налаживать отношения с учетом не только своих интересов, но и интересов правящей партии Грузии», – подчеркнул З. Анджапаридзе.
На вопрос о том, пойдет ли «Грузинская мечта» на какие-либо уступки, чтобы смягчить прессинг со стороны Запада, эксперт заметил, что определенные сигналы в этом направлении уже делаются. В частности, правительство объявило, что оператором проекта порта Анаклия выбрана европейская – бельгийская – компания, а это значит, что проект не будет полностью китайским, как это пытаются выставить оппозиционные круги.
Что касается отказа от участия в этом проекте Китая, то З. Анджапаридзе считает, что пересмотр контракта со стороны правительства Грузии невозможен.
«То, что в проекте Анаклии присутствует Китай, конечно, отравляет двусторонние грузино-американские отношения, и Запад очень прозрачно намекает на это, но я не думаю, что «Грузинская мечта» пересмотрит контракт, потому что это просто невозможно. Это повлечет за собой более серьезные последствия, чем получение благосклонности от Запада. Так что я лично этот вариант исключаю», – заявил Анджапаридзе.
Что касается закона «об иноагентах», то эксперт не исключает, что если Конституционный суд решит, что этот закон антиконституционный, то правящей партии придется отозвать этот закон. Однако предполагает, что суд все же не удовлетворит требование истцов.
«Здесь тоже есть свои нюансы. Если это произойдет (Конституционный суд признает закон неконституционным), то это будет очень большой репутационный и политический ущерб для правящей партии. Потому что ей следовало бы заранее просчитать, насколько соответствует данный закон Конституции. Небольшой процент вероятности, что Конституционный суд примет такое решение, есть, но все же я думаю, что суд не удовлетворит иск президента Саломе Зурабишвили, неправительственных организаций и оппозиции. То есть отзыва закона, скорее всего, не будет», – заявил З. Анджапаридзе.
По его же оценке, грузинские власти в преддверии выборов президента США делают поспешные заявления и выражают поддержку какому-то одному кандидату (Трампу), что является не лучшим выходом для Грузии.
«Я считаю, что со стороны лидеров «Грузинской мечты» было сделано несколько скороспелое заявление, что победит Дональд Трамп. Думаю, такой маленькой стране, как Грузия, не следует занимать чью-либо сторону. А что, если победят демократы? Тогда получится, что власти Грузии поддерживали какую-то партию, а это не укладывается в русло стратегических отношений со стратегическим партнером. Поэтому я думаю, что наилучшим выходом было бы занять нейтральную позицию и сказать, что мы будем поддерживать отношения с той администрацией, которую изберет американский народ», – заявил З. Анджапаридзе.
Он предполагает, что в обозримом будущем санкционное давление на Грузию вырастет, и, возможно, будут введены новые меры «наказания» непослушной власти. «Не следует забывать о том, что в октябре ожидается заключение Европейской комиссии по выполнению ранее данных правительству Грузии 9 рекомендаций и по вопросу открытия с Грузией переговоров о членстве в ЕС. Я полагаю, что с учетом событий в Грузии это заключение, скорее всего, будет негативным. Так что мы подходим к выборам в весьма турбулентной ситуации», – подчеркнул Заал Анджапаридзе.
* * *
Грузия движется к осенним парламентским выборам в напряженной внутриполитической и довольно сложной внешнеполитической обстановке, в условиях, когда устоявшиеся за три десятилетия независимости «стратегические партнеры» ЕС и США выражают явное недовольство нынешней властью страны и не скрывают ожиданий, что «Грузинская мечта» в результате этих выборов уступит место у руля более приемлемой для них политической силе. Достигнет ли коллективный Запад своих целей в Грузии, станет ясно в ближайшие месяцы...
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram