Для чего США заинтересовались транспортной логистикой в Центральной Азии? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 25.11.2024 |

Для чего США заинтересовались транспортной логистикой в Центральной Азии?

В последние несколько лет евразийское пространство переживает настоящий бум проектов в транспортно-логистической сфере. Причинами этого стали глобальные изменения в мировой торговле, а также геополитическая трансформация на континенте. Конфликт на Украине, проблемы с климатом, рост терроризма в районах активного судоходства и пр. привели к тому, что многие из традиционных транспортных маршрутов были либо закрыты, либо по ним существенно снизились объемы перевозок.

Одновременно на сцену стали выходить ранее забытые проекты, а также появляться новые задумки, некоторые из которых носят не столько экономический, сколько политический характер. Немаловажную роль в происходящем играют страны Центральной Азии, которые из-за своего географического положения все больше стали превращаться в крупные логистические хабы, связывающие важнейшие экономические центры Евразии. Поэтому неудивительно, что именно на этот регион сегодня особое внимание обратили на Западе.

В июле стало известно, что в США решили активизировать свои действия по созданию альтернативного сухопутного коридора из стран ЦА на мировые рынки. Сначала заместитель помощника главы американского Агентства по международному развитию (USAID*) Анджали Каур заявила, что Соединенные Штаты благодаря расширенному финансированию в 2025 году могут стать для стран Центральной Азии «надежной альтернативой» России и Китаю. Затем к риторике присоединился и помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джеймс О'Брайен. По его словам, Вашингтон изучает возможность создания нового сухопутного коридора из стран ЦА через территории Армении и Азербайджана, что позволит им «меньше зависеть от России и Китая».

Подобные заявления американской стороны не новость. Вашингтон и ранее стремился поставить под свой контроль страны бывшего СССР, предлагая самые различные варианты сотрудничества. Однако прежде в вопросах транспортной логистики главенствующую роль все же играл Евросоюз, для которого важным является сохранение поставок различных ресурсов из региона, а также развитие маршрутов, связывающих ЕС с Китаем.

Сегодня же ситуация начала меняться. Оказалось, что для США стало важно не только нанести удар по экономике России за счет разрушения сотрудничества стран региона с Москвой, но и взять под контроль максимально возможное количество транспортных артерий на евразийском континенте, чтобы в случае необходимости оказывать влияние и на Китай, и на своих европейских партнеров. Правда, сделать это американцам, по всей видимости, будет достаточно сложно.

Дело в том, что первые идеи соединить Центрально-Азиатский регион с Европой транспортным коридором в обход российской территории появились еще в конце 1980-х годов. Свое развитие они получили в подписанной в 1993 году программе международного сотрудничества между ЕС и странами – партнерами из региона Каспийского моря – ТРАСЕКА. Правда, в последующие годы ничего серьёзного из данного проекта не получилось, хотя и отменять его также никто не решился. Ближе к концу 1990-х годов в регионе стали пробовать развивать отдельные транспортно-инфраструктурные инициативы. Например, газотранспортный проект Nabucco, который должен был стать альтернативой российскому «Южному потоку» и поставлять газ из Туркмении в Европу. Но и в этот раз довести до конца задумку не удалось.

В последние годы довольно активно стала развиваться идея Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ или «Срединный коридор»), который проходит от восточных берегов Каспийского моря в Азербайджан и далее в Закавказье. Реализация проекта, который должен быть сопряжен с китайской инициативой «Один пояс, один путь», началась в 2013 году, а к работе над ней присоединились не только страны региона, но и ЕС, а также американские инвесторы.

При этом до настоящего времени тяжесть по финансированию ТМТМ лежала в основном на центральноазиатских республиках, из-за чего его развитие шло довольно медленно. Только в начале 2024 года европейцы на инвестиционном форуме в Брюсселе Global Gateway заявили о желании в краткосрочной перспективе вложить в «Срединный коридор» 10 млрд евро, а всего речь идет о 300 млрд евро различных инвестиций в период с 2021 по 2027 год. В развитие проекта 12 июня нынешнего года Европейская комиссия и Казахстан совместно открыли в Астане Координационную платформу Транскаспийского транспортного коридора.

Позиция европейцев в данном случае довольно проста. У ЕС есть два основных интереса в создании альтернативных путей по линии «Запад – Восток»: бесперебойный транзит грузов из Китая и обратно, а также возможность получения энергоресурсов и иных природных ископаемых из стран ЦА. Однако в данном случае необходимо понимать, что ни в первом, ни во втором случаях создать по-настоящему серьёзную альтернативу российским маршрутам, особенно в сфере нефти и газа, у ЕС в обозримом будущем вряд ли удастся.

Проблема для европейцев заключается в том, что вся транспортная инфраструктура стран ЦА, в том числе и нефтегазовая, строилась еще в годы СССР и завязана на России. Поэтому половина грузопотока в страны Центральной Азии и из них проходит через российскую территорию. Остальные же пути, как ТМТМ, железная дорога в Китай или коридор через Афганистан с Пакистаном, имеют множество недостатков, начиняя от политических и военных рисков и заканчивая банальной дороговизной и большими временными затратами.

Более того, если говорить о том, что больше всего интересует ЕС в странах ЦА - нефти и газе, то здесь зависимость стран региона от России более чем очевидна. Например, около 80% экспортных поставок казахстанской нефти идет через проложенный по российской территории Каспийский магистральный нефтепровод. Аналогичная ситуация наблюдается и с другими странами ЦА, для которых диверсификации путей своего экспорта, конечно, важна, но в настоящее время быстро создать серьёзные альтернативы традиционным маршрутам они не способны.

Ситуация с интересами США в регионе выглядит иначе, так как экономика в них не является основной. Конечно, Вашингтон не может отказаться от попытки взять под контроль природные ископаемые ЦА, особенно если их добыча и транспортировка еще не находятся в зависимости от России или Китая. Тем более если помнить, что в Центральной Азии сосредоточено более 38% мировых запасов марганцевой руды, 30% хрома, 20% свинца, порядка 12% цинка, около 9% титана и значительные запасы других материалов, которые критически важны для Соединенных Штатов. Поэтому неслучайно Вашингтон в сентябре 2023 года организовал саммит «США–Центральная Азия», по итогам которого была принята совместная декларация, где отдельное внимание было уделено созданию «разнообразных, устойчивых и надежных цепочек поставок критических минералов».

       

Вместе с тем главной целью США все же является усиление политического влияния на страны региона, а через них воздействие не только на Россию, но и Евросоюз, и даже Китай. От того, кто будет контролировать финансирование, а затем и работу транспортных маршрутов по транзиту грузов через страны ЦА, причем неважно каких – энергоресурсов, продовольствия, товаров народного потребления и пр., – во многом будет зависеть экономика всего евразийского пространства. Именно поэтому в последние годы Вашингтон и начал активно работать в данном направлении.

Можно напомнить, что активизация Вашингтона в ЦА началась еще в 2015 году, когда был создан так называемый формат «С5+1», куда входят представители Киргизии, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Туркмении и США. Именно через него Соединённые Штаты пытаются продвигать свои интересы в регионе, предлагая свои как политические, так и финансовые услуги, в том числе в рамках формирования новых транзитных путей. В 2022 году администрация Джо Байдена даже запустила Инициативу экономической устойчивости в Центральной Азии (ERICEN), запланировав вложить $25 млн в диверсификацию торговых маршрутов и расширения инвестиций в регионе. Правда, на тот момент подобная сумма выглядела смешной, особенно с учетом того, что в мае 2023 года Китай заявил о выделении странам региона $4 млрд. Однако все это нисколько не смутило Вашингтон, где всерьез намерились подмять под себя транспортно-логистическую инфраструктуру ЦА.

Причем действуют американцы не только в рамках одного направления. Например, Вашингтон активно стремится взять под свой контроль решение вопроса о транзите грузов через территорию Армении и Азербайджана, в том числе через так называемый Зангезурский коридор. Как отмечал Д. О'Брайен, достижение мира между Баку и Ереваном и открытие новых транспортных коммуникаций, которые позволили бы создать торговый маршрут в обход России, имеют важное значение не только для стран Южного Кавказа, но и для других государств региона. Стало очевидно, что Вашингтон сделает все, чтобы маршрут, который должен соединить Азербайджан с Нахичеваном через юг Армении и далее с Турцией, не оказался под влиянием РФ.

Еще одним важным направлением в деятельности США в ЦА является Казахстан, где Вашингтон интересуют как транспортная инфраструктура, так и природные богатства республики, в первую очередь редкоземельное металлы, которые широко используются в изготовлении компьютеров, автомобилей, самолетов и пр. Поэтому Соединенные Штаты уже не первый год активно обсуждают с Астаной логистические возможности и перспективы добычи природных ресурсов. Так, в середине июня Казахстан и Узбекистан впервые посетила официальный торговый представитель США Кэтрин Тай. Одной из целей визита была поддержка развития ТМТМ, в том числе с учетом развития добычи и экспорта природных ископаемых этих стран. Под углом зрения последних событий и предложений к странам ЦА со стороны Вашингтона стоит признать, что в Белом доме решились всерьез взяться за транспортный вопрос в Центральной Азии, вне зависимости от того, сколько на его решение потребуется времени и средств.

Таким образом, можно констатировать, что для США, в отличие от ЕС, вопрос о том, какие товары и ресурсы будут идти в обход России через страны ЦА, сегодня менее актуален. Для Вашингтона важнее получение экономического, а с ним и политического контроля над транспортными путями на евразийском континенте как для усиления своего влияния на регион, так и давления на РФ и КНР. Кроме того, в случае успеха на данном направлении США получат дополнительную возможность контролировать не только Центрально-Азиатский регион, но и Евросоюз, который неуклонно превращается в американскую колонию.

___________________

*Деятельность Агентства США по международному развитию (USAID) запрещена в России

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
20486
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика