После расширения БРИКС в начале 2024 года межгосударственное объединение стало фигурировать в прессе и аналитических докладах как БРИКС+. Вместе с тем новый импульс получила дискуссия о перспективах организации. В ней актуализированы старые и новые проблемы, а также реалии агонии однополярного мира.
Важнейшая роль в новой архитектуре мироустройства отводится региональным центрам. Многополярность предусматривает несколько сосуществующих центров, взаимодействующих между собой в интересах общерегиональных и глобальных выгод. Такой подход требует действенных механизмов реализации интересов. Старые механизмы оказались либо неэффективными, либо действующими исключительно в интересах пресловутого коллективного Запада. Практика международных отношений с конца XX века постоянно подкрепляет этот вывод фактами, наглядными негативными примерами.
БРИКС воплощает в себе проверенную временем форму межгосударственного сотрудничества в разных сферах. При этом взаимодействие осуществляется между странами с традиционно непростыми историями взаимодействия. Периодические конфликты на китайско-индийской границе часто используются скептиками для критики организации. Оптимисты же резонно указывают на снижение конфликтогенности в двусторонних и многосторонних отношениях благодаря наличию таких структур, как БРИКС, ШОС и других.
На самом деле купирование и недопущение обострения конфликтов является большой работой, которая требует подходящих для этого площадок. Появление новых и обострение старых конфликтов вполне естественно на территории, занимающей более четверти мировой суши с почти половиной населения планеты.
В июле исполнительный директор Национального комитета по исследованию БРИКС Георгий Толорая заявил, что около 30 государств выразили желание присоединиться к межгосударственному объединению. При этом он отметил, что причиной большого интереса этих государств к организации вызван новой геополитической ситуацией и открытым противостоянием Запада с остальным миром.
Таким образом, спрос на такие формы и, в частности, механизмы БРИКС есть. Есть и проблемы, о которых Толорая высказался так: «Чего греха таить, после первого десятилетия своего существования БРИКС начал терять динамику, вышел, что называется, на плато. В его рамках стало мало новых инициатив, мало сдвигов, имели место и определенные внутренние противоречия».
С одной стороны, противоречий и дефицита инициатив нет там, где ничего не делается. Сам факт расширения БРИКС и стремления в эту организацию десятков новых членов даёт повод рассматривать ситуацию более в позитивном плане.
С другой стороны, Толорая вольно или невольно поставил вопрос о результативности существующих механизмов и ротации кадров, способных эффективнее решать актуальные задачи. Именно это и позволит организации активно формировать новую глобальную политико-экономическую систему, о которой упомянул исполнительный директор Национального комитета по исследованию БРИКС.
На самом деле процесс формирования новой глобальной системы идёт, причём по нескольким трекам. Этим и обусловлена разноскоростная интеграция на платформах с разными приоритетами. Все они взаимодополняют общее движение к одной цели.
БРИКС изначально определилась с приоритетом экономического сотрудничества и развития. С ней тесно сопряжена цель безопасности, имеющая также и экономическое измерение. Такое объединение позволяет странам-участницам расширить торговые связи, диверсифицировать и оптимизировать экспортно-импортные операции. Одновременно уменьшается зависимость от Запада, до сих пор практикующего методы неоколониального грабежа.
БРИКС создает новые возможности для привлечения инвестиций и доступа к имеющимся у них немалым финансовым ресурсам. В их числе общий банк объединения (Новый банк развития), который кредитует инфраструктурные и устойчивые проекты в странах-членах. Этот и другие финансовые инструменты конкурируют с группой ВБ-МВФ, позволяют создавать альтернативу таким западным политизированным системам, как SWIFT.
Лидерами организации являются три из пяти крупнейших экономик мира. Огромные золотовалютные резервы и позволяют их инвестировать во внедрение новейших технологий. Одновременно повышается роль национальных валют во взаиморасчётах, осуществляется столь болезненная для США дедолларизация.
Совместные проекты в сфере инфраструктуры помогают улучшать транспортные, энергетические и цифровые сети, что способствует экономическому росту. Соответственно, улучшаются условия торговли, растёт товарооборот и стимулируется переход от обмена товарами и услугами к их совместному производству.
Производственная кооперация, в свою очередь, стимулирует технологическое обновление и модернизацию в широком смысле. Такую миссию во времена СССР выполнял СЭВ, чей опыт сейчас уместно учитывать.
БРИКС открывает возможности для совместных научно-исследовательских проектов и инновационного сотрудничества, что способствует технологическому прогрессу и конкурентоспособности на мировом уровне. Ещё не скоро прекратится «утечка мозгов», другие негативные явления в среднесрочной перспективе сохранят актуальность. Однако шаги в верном направлении уже сделаны.
В мае на базе РАН состоялся Форум академий наук стран БРИКС. В ноябре состоится IX Форум молодых ученых стран БРИКС. Эти и другие мероприятия наполняют декларации реальным содержанием. Президент России Владимир Путин 30 июля поручил правительству представить предложения по созданию единого научно-технологического пространства в рамках СНГ и БРИКС. Социально-экономический эффект для участников очевиден. Очевиден и гуманитарный эффект.
Перманентное расширение БРИКС говорит о большом запросе на многостороннее сотрудничество. Оно особенно важно в нынешних условиях, когда ни ООН, ни другие международные организации не в состоянии выполнить свои прекрасные декларации, переставшие чего-то стоить в однополярном мире.
Поэтому взоры обращены к альтернативе. БРИКС предоставляет платформу для многостороннего сотрудничества и обсуждения глобальных проблем – от торговых ограничений и безопасности до здравоохранения, культуры, экологии.
Участие в БРИКС стимулирует обмен передовыми технологиями, знаниями и лучшими практиками в различных сферах. Члены организации могут развивать культурные обмены, что укрепляет взаимопонимание.
Для многих стран участие в БРИКС означает укрепление их суверенитета. При этом укрепляются позиции объективно состоявшихся региональных лидеров, что способствует предупреждению и бескровному решению конфликтов, региональной стабильности.
Таким образом, БРИКС стала привлекательной организацией для стран, стремящихся к укреплению своего экономического, политического и социального положения в региональном и глобальном форматах. Многие увидели в БРИКС, ШОС и подобных объединениях шанс получить поддержку в борьбе с неоколониализмом, политизированным диктатом МВФ и других западных институций, а также угроз западных интервенций.
США и аффилированная с ним старая Европа болезненно переживают сокращение своего экономического, культурного, политического и иного глобального доминирования. Естественно, противодействие многополярному миру нарастает по всем направлениям. Однако этот сизифов труд больше свидетельствует об агонии, лавинообразный процесс ему не остановить.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram