Вышеградская группа (В4), призванная укреплять сотрудничество между Польшей, Венгрией, Чехией и Словакией, пребывает сегодня в полумёртвом состоянии из-за нежелания Венгрии и Словакии искусственно обострять отношения с Россией из-за войны на Украине.
Созданная в 1991 г. как механизм ускорения интеграции Украины и Белоруссии с Евросоюзом, «четвёрка» выполняла функцию политико-идеологического плацдарма для удержания Киева и Минска вне интеграционных проектов на евразийском направлении. На В4 была возложена роль альтернативного полюса в Восточной Европе, который должен был притягивать к себе славянские республики бывшего СССР, сдерживая их сотрудничество с Москвой.
Западнославянские католические государства и Венгрия объединились, чтобы не позволить объединиться православным восточным славянам. Каждый участник объединения преследовал свои интересы. Польша стремилась к распространению своего влияния на Украине и в Белоруссии, видя в них буферные государства, отделяющие поляков от России и создающие дополнительную стратегическую глубину на восточном фланге НАТО. Венгрия заботилась об укреплении культурного и экономического влияния в Закарпатской обл. Украины (бывшая Угорская Русь, тысячу лет находившаяся в составе Венгерской короны). Будапешт поддерживал русинскую культуру и язык, препятствуя украинизации региона. Чехия и Словакия выступали проводниками германской восточной политики, преследуя больше экономические цели.
При этом Варшава и Будапешт связаны узами многовековой дружбы. Польско-венгерская дружба – аналог русско-сербской дружбы. Поляки считаются самым провенгерским народом, как венгры – самым пропольским. Но в нынешней ситуации от традиции исторического союза двух католических народов Польша и Венгрия отошли. Будапешт не поддерживает русофобский внешнеполитический курс Варшавы и пытается избежать обострения ситуации на восточном фланге НАТО, в то время как польские власти пытаются интернационализировать свои отношения с Москвой и втянуть в искусственно провоцируемые скандалы третьих игроков – США, ЕС, Великобританию.
После недавних обвинений из уст венгерского министра иностранных дел Петера Сийярто в адрес Варшавы в том, что, призывая Будапешт прекратить экономические сотрудничество с Россией, Варшава сама продолжает закупать российскую нефть, трещина в польско-венгерских отношениях углубилась. Слова Сийярто прозвучали в ответ на обвинения министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского в том, что Венгрия «проводит эгоистичную политику сближения с Россией и Китаем». Заместитель Сикорского Владислав Бартошевский, в свою очередь, вовсе предложил Будапешту выйти из ЕС и НАТО.
Формат В4 превратился в формат В2+2: Польша и Чехия, безоговорочно следуя в фарватере политики США в отношении России, противостоят Венгрии и Словакии, склонных к конструктивным отношениям с Москвой. Клиническая смерть В4 заставляет польские власти думать над геополитической реконфигурацией Восточной Европы. В качестве варианта Варшава рассматривает активизацию сотрудничества в рамках Веймарского «треугольника» – регионального объединения Польши, Германии и Франции. «Треугольник» появился в одно время с В4 (в 1991 г.) и ставил целью ускорить интеграцию Польши в ЕС и НАТО.
Впоследствии веймарский формат использовался для культурно-мировоззренческого отрыва от России Калининградской обл. «Веймарцы» старались ментально приблизить Калининград к Европе, отдалив его от остальной России. Без успеха.
Кроме Веймарского «треугольника», других заметных интеграционных объединений в Восточной Европе нет. Но дела и у «треугольника» идут не очень. Одна из его «вершин» Франция переживает упадок геополитического влияния и сдаёт стратегически важные позиции одну за другой (вывод войск из стран Сахеля, безуспешные попытки сыграть роль посредника между Европой и Россией). Варшава понимает, что Париж по степени геополитического авторитета уступает Берлину, и стремится не столько к развитию отношений внутри Веймарского «треугольника», сколько к сближению с Германией и Чехией.
Чехия в последние годы превратилась в одну из самых русофобских государств Восточной Европы. Она первой в Европе нарушила негласное табу на поставку Украине тяжёлого вооружения, а сейчас реализует инициативу по поставкам Киеву 800 тыс. артиллерийских боеприпасов. Географически Чехия занимает центральное положение в антироссийском «санитарном кордоне», растянувшемся от Чёрного моря (здесь замыкающим полюсом выступает не менее русофобская Румыния) до Балтийского (здесь конструкцию замыкает Польша) и далее – до Скандинавии. Стратегическая важность для НАТО Чехии как центрального элемента данной конструкции очевидна, и чешские власти пользуются этим фактором вовсю.
В4 находилась внутри «санитарного кордона», добавляя ему стратегической «плотности», но теперь позиция Венгрии и Словакии «разжижает» его, лишая устойчивости. В4 больше не может выступать в качестве полновесного антиевразийского полюса для Украины и Белоруссии. Будапешт не собирается сокращать закупки энергоресурсов у России, Братислава не собирается поставлять вооружение Киеву в прежних объёмах и не будет ссориться с венграми из-за их дружбы с русскими.
В Словакии и Венгрии у власти находятся консервативные силы, в Польше и Чехии – проамериканские либералы. Между ними мировоззренческая пропасть. Это не исключает возможности нормализации отношений между ними, но предполагает поиск идеологических компромиссов. Польша и Чехия с подачи Вашингтона и Брюсселя идти на компромиссы не хотят. Отсюда и повышение градуса конфликтности.
Другим вариантом вместо В4 Польша видит партнёрство со странами Прибалтики. Литва, Латвия, Эстония соревнуются друг с другом в русофобии вопреки геополитической логике. Антироссийскую ось Варшава – Вильнюс – Рига – Таллинн польские власти видят заменой захиревшей оси Варшава – Будапешт – Братислава – Прага.
Это означает, что существующие региональные механизмы евроинтеграции Украины и Белоруссии теряют эффективность. Польша не играет в них более первоочередной роли, как это было в В4. Варшава находится в поиске новых партнёров и иных форм взаимодействия. В идеале она хотела бы видеть геополитическую ось Париж – Берлин – Варшава, направленную своим острием через Украину и Белоруссию в Россию.
При этом Польша лавирует между Францией и Германией, чтобы помешать последней стать гегемоном в этой трёхчленной конструкции. Но и с Францией Польша держит ухо востро. Париж охотно вступает в союз с Москвой, когда ему выгодно, оставляя Польшу наедине с Германией. Варшаве надо, чтобы Париж не имел перевеса над Берлином, а Берлин – над Парижем. В таком случае Польша, опираясь на англосаксов, будет играть значимую роль в этой оси.
Подытожим: создаваемые у западных границ бывшего СССР региональные союзы, официально декларирующие целью своего существования развитие отношений с Украиной и Белоруссией, являются эрзац-проектами, призванными не интегрировать постсоветские республики в ЕС, а не позволить им интегрироваться в евразийские структуры. Принцип прост: имитацией интеграции в ЕС помешать реальной интеграции в ЕАЭС.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram