Киргизстан определился с отцами-основателями современной государственности. Без фальсификата не обошлось (I) - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 19.09.2024 |

Киргизстан определился с отцами-основателями современной государственности. Без фальсификата не обошлось (I)

В рамках празднования 100-летия образования Кара-Киргизской автономной области, ставшей фундаментом суверенного Киргизстана, президент страны Садыр Жапаров своим указом присвоил заимствованное у заокеанских кураторов звание отцов-основателей (The Founding Fathers) киргизской государственности пяти политическим деятелям. Киргизскими Джоном Адамсом, Бенджамином Франклином, Александром Гамильтоном, Джорджем Вашингтоном стали: зампредседателя Госплана Киргизской АССР Абдыкерим Сыдыков, глава Кара-Киргизского революционного комитета Иманалы Айдарбеков, первый председатель Совета народных комиссаров (СНК) Киргизской АССР Жусуп Абдрахманов, председатель президиума Центрального исполнительного комитета Киргизской АССР Абдыкадыр Орозбеков, а также просветитель и общественный деятель Ишеналы Арабаев. Показательно, что все эти фигуры, несмотря на занимаемые ими высокие посты в органах советской власти, на дух не переносили советскую «кухню».

И нашим и вашим

Государственная идеология современного Киргизстана продолжает наполняться противоречивыми смыслами и образами. Пятерка отцов-основателей советской Киргизии – один из таких примеров. Дело в том, что их имена неразрывно связаны с казахским общественно-политическим движением «Алаш», после своей официальной ликвидации занимавшимся антисоветской деятельностью. Оно начало свое формирование в 1905–1907 годы из этнических казахов – членов или сочувствующих идеям первой политической партии российской буржуазии кадетов, поборников сохранения конституционной монархии.

По своей классовой принадлежности алашская интеллигенция была плоть от плоти и кровь от крови байства, получившего при русском царе-батюшке возможность оканчивать лучшие российские университеты и институты. И по мере расширения революционной воронки она стала претендовать на нечто большее, нежели ютиться в канцеляриях уездных начальников в роли толмачей и переводчиков, а именно – на активное участие в политической жизни империи и статус национальных лидеров.

Так, за год до своего организационного оформления и за полгода до царского указа о мобилизации инородческого населения в декабре 1915 года будущие лидеры «Алаша» –  выходец из султанской семьи, выпускник Омского технического училища и экономического факультета Императорского Санкт-Петербургского Лесного института Алихан Букейханов и правнук батыра Умбетея Ахмет Байтурсынов – берут на себя инициативу вписать казахов в историю Российской империи «если и не золотыми буквами, то хотя бы простыми чернилами» и разворачивают на страницах газеты «Қазақ» агитационную полемику о том, в каком виде казахи и киргизы будут служить в армии – пешими или в конном строю.  Вопрос о желании или нежелании не рассматривался вовсе.

И в то время как в степи начинались массовые беспорядки, вылившиеся в Среднеазиатское восстание, издание сокрушалось по поводу призыва казахов на черную работу, а не на действительную службу. «…Приказ царя – истина, и ему возражений быть не может, подобно тому, как говорится “приказ тверд, душа сладка”, приказа мы не можем не выполнить… скрываться, спасаться от набора нельзя, – говорилось в передовице. – Если народ считает унижением призыв на черную работу, в таком случае надо скорее выполнить приказание, послать людей на работу с тем, чтобы потом можно было бы сказать, что мы вот выполнили приказание, хотя призывать нас на эту работу не следовало, и проситься потом на военную службу на общих началах». 

С началом подавления восстания алашевцы выступают консультантами у царской администрации и рекомендуют брать своих соотечественников-бунтарей измором. «Природные условия – теплые дни, наличность подножного корма для лошадей, удобство добывания пищи и для самих людей – много способствует образованию шаек в степи, – говорилось в протоколе частного совещания киргиз Тургайской, Уральской, Акмолинской, Семипалатинской и Семиреченской областей, состоявшегося 7 августа 1916 года в помещении Тургаского областного правления с разрешения губернатора. – С наступлением зимних холодов и исчезновением всех этих благоприятных условий шайки распадутся, и киргизы вернутся в аулы». 

В декабре 1917 года Второй Общекиргизский (всеказахский) съезд алашевцев, одержимых намерением сохранить позиции существовавшей до Октября туземной администрации во главе с биями и манапами и найти пути противодействия проникновению в регион идей коммунизма, постановил образовать территориально-национальную автономию Алаш-Орда. Председателем его высшего законодательного и исполнительно-распорядительного органа  Народного совета стал Алихан Букейханов. А одной из первых его на этом посту телеграмм была следующая: «…снестись с Дутовым по получению вооружения, обмундирования и инструкторов. О ходе работ донесите. В Семипалатинской, Актюбинской, Тургайской областях спешно организуются отряды. Семипалатинский киргизский отряд с казаками и офицерами идет в поход против большевиков Семиречья. Предлагаем принять участие в походе на Туркестан совместно с казаками и башкирами, о чем подана телеграмма Дутову и башкирскому правительству».  

Отдельные подразделения Алаш-Орды примыкают к образовавшемуся в Самаре Комитету членов Всероссийского учредительного собрания (КОМУЧу) – первой организации, претендовавшей на статус всероссийского антибольшевистского правительства в период Гражданской войны, и получают взамен на обещания бить «красного зверя» 900 винтовок, пулемет и 20 тысяч патронов.

Нижеследующая выдержка из «Правительственного вестника» Колчака подводит итог всей деятельности правительства Алаш-Орды: «…представители казаков и киргиз сделали верховному правителю доклад о предоставлении права войсковому атаману Уральского казачьего войска усилить воинское киргизское формирование, об объединении управления Уральского казачьего войска и западного отделения Алаш-Орды под главенством атамана и о предоставлении войсковому атаману генерал-лейтенанту Толстову права оплатить проводимые расходы киргиз на содержание государственных учреждений в сумме до 6 миллионов рублей. Представитель от киргиз представил… верховному правителю постановление съезда киргиз о поднесении верховному правителю звания почетного аксакала».

Шесть миллионов рублей колчаковских денег – такой была цена Алашской «национально-территориальной автономии», являвшей собой, как писали современники, «омерзительное зрелище политической проститутки, предлагавшей свои услуги то одной, то другой, то одновременно всем группам российской контрреволюции». Слабая, она не имела реальной опоры в массах и не внушала доверия «союзникам». «Мы ничем не ограждены от нанесения ударов нам со стороны инородцев», – писал в мае 1919 года Дутов, отмечая факт агрессивного поведения «главенствующих родов Алаш-Орды» даже в отношении других казахских родов.

Подобно флюгеру, летом 1919 года, когда РККА взяла под свой контроль всю территорию современного Казахстана, лидеры Алаш-Орды поворачиваются лицом к большевикам и пытаются выторговать для себя – людей «интеллигентных, пользующихся среди казахов популярностью» – амнистию. Зимой того же года в Кызыл-Куге Алашская автономия полностью признает Советскую власть и начинает боевые действия против Белого движения.

Весной следующего года алашевцы вновь собираются в Семипалатинске. В повестке встречи – вопрос о коллективном вступлении в ВКП(б) с тем, чтобы уже в качестве коммунистов «завоевать вес в политической жизни» и «использовать легальные возможности в интересах казахского народа».

Большевики поневоле

Киргизское отделение партии «Алаш» образуется в Пишпеке летом 1917 года. Идея его открытия принадлежала Ишеналы Арабаеву – выпускнику уфимского медресе «Галия», автору киргизского алфавита на арабской основе, ярому противнику перехода киргизского языка на европейскую графическую систему письма. В канун Октябрьской революции, будучи редактором алашской газеты «Қазақ», он знакомит с Ахметом Байтурсуновым своего друга Абдыкерима Сыдыкова – потомственного манапа киргизского племени солто, и тот берет на себя инициативу возглавить «киргизский филиал» партии, куда вливается весь цвет местной аристократии.

Просуществовав год, летом 1918 года отделение ликвидируется, и так называемые будущие «отцы-основатели советской киргизской государственности», как пишет киргизский историк Зайнидин Курманов, «вынужденно» вступают в партию большевиков, которая, несмотря на их былые политические заблуждения, доверяет им серьезные государственные посты. В 1922 году Абдыкерим Сыдыков назначается председателем Семиреченского облисполкома, Ишеналы Арабаев занимает должность председателя союза «Кошчи» по Семиреченской области, Абдыкадыр Орозбеков – председателя Чимионского районного ревкома, Иманалы Айдарбеков – председателя исполнительного комитета Пишпекского уездного городского Совета.

В этот период, согласно официальной версии, «отцы-основатели» впервые ставят вопрос о возрождении киргизской государственности в рамках Кара-Киргизской Горной области, в состав которой должны были войти Пишпекский, Каракольский, Нарынский уезды и горные районы Аулие-Атинского уезда с административным центром в кишлаке Кочкор. О том, почему в проект, «в полной мере отвечавший вековым чаяниям и жизненным интересам кыргызского народа», не были включены населенные киргизами южные области, киргизские историографы умалчивают: опущенные детали делают нарисованную ими картину менее патриотичной, местами даже неприглядной.

(Окончание следует)

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
323
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика