В рамках празднования 100-летия образования Кара-Киргизской автономной области, ставшей фундаментом суверенного Киргизстана, президент страны Садыр Жапаров своим указом присвоил заимствованное у заокеанских кураторов звание отцов-основателей (The Founding Fathers) киргизской государственности пяти политическим деятелям. Киргизскими Джоном Адамсом, Бенджамином Франклином, Александром Гамильтоном, Джорджем Вашингтоном стали: зампредседателя Госплана Киргизской АССР Абдыкерим Сыдыков, глава Кара-Киргизского революционного комитета Иманалы Айдарбеков, первый председатель Совета народных комиссаров (СНК) Киргизской АССР Жусуп Абдрахманов, председатель президиума Центрального исполнительного комитета Киргизской АССР Абдыкадыр Орозбеков, а также просветитель и общественный деятель Ишеналы Арабаев. Показательно, что все эти фигуры, несмотря на занимаемые ими высокие посты в органах советской власти, на дух не переносили советскую «кухню».
И нашим и вашим
Государственная идеология современного Киргизстана продолжает наполняться противоречивыми смыслами и образами. Пятерка отцов-основателей советской Киргизии – один из таких примеров. Дело в том, что их имена неразрывно связаны с казахским общественно-политическим движением «Алаш», после своей официальной ликвидации занимавшимся антисоветской деятельностью. Оно начало свое формирование в 1905–1907 годы из этнических казахов – членов или сочувствующих идеям первой политической партии российской буржуазии кадетов, поборников сохранения конституционной монархии.
По своей классовой принадлежности алашская интеллигенция была плоть от плоти и кровь от крови байства, получившего при русском царе-батюшке возможность оканчивать лучшие российские университеты и институты. И по мере расширения революционной воронки она стала претендовать на нечто большее, нежели ютиться в канцеляриях уездных начальников в роли толмачей и переводчиков, а именно – на активное участие в политической жизни империи и статус национальных лидеров.
Так, за год до своего организационного оформления и за полгода до царского указа о мобилизации инородческого населения в декабре 1915 года будущие лидеры «Алаша» – выходец из султанской семьи, выпускник Омского технического училища и экономического факультета Императорского Санкт-Петербургского Лесного института Алихан Букейханов и правнук батыра Умбетея Ахмет Байтурсынов – берут на себя инициативу вписать казахов в историю Российской империи «если и не золотыми буквами, то хотя бы простыми чернилами» и разворачивают на страницах газеты «Қазақ» агитационную полемику о том, в каком виде казахи и киргизы будут служить в армии – пешими или в конном строю. Вопрос о желании или нежелании не рассматривался вовсе.
И в то время как в степи начинались массовые беспорядки, вылившиеся в Среднеазиатское восстание, издание сокрушалось по поводу призыва казахов на черную работу, а не на действительную службу. «…Приказ царя – истина, и ему возражений быть не может, подобно тому, как говорится “приказ тверд, душа сладка”, приказа мы не можем не выполнить… скрываться, спасаться от набора нельзя, – говорилось в передовице. – Если народ считает унижением призыв на черную работу, в таком случае надо скорее выполнить приказание, послать людей на работу с тем, чтобы потом можно было бы сказать, что мы вот выполнили приказание, хотя призывать нас на эту работу не следовало, и проситься потом на военную службу на общих началах».
С началом подавления восстания алашевцы выступают консультантами у царской администрации и рекомендуют брать своих соотечественников-бунтарей измором. «Природные условия – теплые дни, наличность подножного корма для лошадей, удобство добывания пищи и для самих людей – много способствует образованию шаек в степи, – говорилось в протоколе частного совещания киргиз Тургайской, Уральской, Акмолинской, Семипалатинской и Семиреченской областей, состоявшегося 7 августа 1916 года в помещении Тургаского областного правления с разрешения губернатора. – С наступлением зимних холодов и исчезновением всех этих благоприятных условий шайки распадутся, и киргизы вернутся в аулы».
В декабре 1917 года Второй Общекиргизский (всеказахский) съезд алашевцев, одержимых намерением сохранить позиции существовавшей до Октября туземной администрации во главе с биями и манапами и найти пути противодействия проникновению в регион идей коммунизма, постановил образовать территориально-национальную автономию Алаш-Орда. Председателем его высшего законодательного и исполнительно-распорядительного органа Народного совета стал Алихан Букейханов. А одной из первых его на этом посту телеграмм была следующая: «…снестись с Дутовым по получению вооружения, обмундирования и инструкторов. О ходе работ донесите. В Семипалатинской, Актюбинской, Тургайской областях спешно организуются отряды. Семипалатинский киргизский отряд с казаками и офицерами идет в поход против большевиков Семиречья. Предлагаем принять участие в походе на Туркестан совместно с казаками и башкирами, о чем подана телеграмма Дутову и башкирскому правительству».
Отдельные подразделения Алаш-Орды примыкают к образовавшемуся в Самаре Комитету членов Всероссийского учредительного собрания (КОМУЧу) – первой организации, претендовавшей на статус всероссийского антибольшевистского правительства в период Гражданской войны, и получают взамен на обещания бить «красного зверя» 900 винтовок, пулемет и 20 тысяч патронов.
Нижеследующая выдержка из «Правительственного вестника» Колчака подводит итог всей деятельности правительства Алаш-Орды: «…представители казаков и киргиз сделали верховному правителю доклад о предоставлении права войсковому атаману Уральского казачьего войска усилить воинское киргизское формирование, об объединении управления Уральского казачьего войска и западного отделения Алаш-Орды под главенством атамана и о предоставлении войсковому атаману генерал-лейтенанту Толстову права оплатить проводимые расходы киргиз на содержание государственных учреждений в сумме до 6 миллионов рублей. Представитель от киргиз представил… верховному правителю постановление съезда киргиз о поднесении верховному правителю звания почетного аксакала».
Шесть миллионов рублей колчаковских денег – такой была цена Алашской «национально-территориальной автономии», являвшей собой, как писали современники, «омерзительное зрелище политической проститутки, предлагавшей свои услуги то одной, то другой, то одновременно всем группам российской контрреволюции». Слабая, она не имела реальной опоры в массах и не внушала доверия «союзникам». «Мы ничем не ограждены от нанесения ударов нам со стороны инородцев», – писал в мае 1919 года Дутов, отмечая факт агрессивного поведения «главенствующих родов Алаш-Орды» даже в отношении других казахских родов.
Подобно флюгеру, летом 1919 года, когда РККА взяла под свой контроль всю территорию современного Казахстана, лидеры Алаш-Орды поворачиваются лицом к большевикам и пытаются выторговать для себя – людей «интеллигентных, пользующихся среди казахов популярностью» – амнистию. Зимой того же года в Кызыл-Куге Алашская автономия полностью признает Советскую власть и начинает боевые действия против Белого движения.
Весной следующего года алашевцы вновь собираются в Семипалатинске. В повестке встречи – вопрос о коллективном вступлении в ВКП(б) с тем, чтобы уже в качестве коммунистов «завоевать вес в политической жизни» и «использовать легальные возможности в интересах казахского народа».
Большевики поневоле
Киргизское отделение партии «Алаш» образуется в Пишпеке летом 1917 года. Идея его открытия принадлежала Ишеналы Арабаеву – выпускнику уфимского медресе «Галия», автору киргизского алфавита на арабской основе, ярому противнику перехода киргизского языка на европейскую графическую систему письма. В канун Октябрьской революции, будучи редактором алашской газеты «Қазақ», он знакомит с Ахметом Байтурсуновым своего друга Абдыкерима Сыдыкова – потомственного манапа киргизского племени солто, и тот берет на себя инициативу возглавить «киргизский филиал» партии, куда вливается весь цвет местной аристократии.
Просуществовав год, летом 1918 года отделение ликвидируется, и так называемые будущие «отцы-основатели советской киргизской государственности», как пишет киргизский историк Зайнидин Курманов, «вынужденно» вступают в партию большевиков, которая, несмотря на их былые политические заблуждения, доверяет им серьезные государственные посты. В 1922 году Абдыкерим Сыдыков назначается председателем Семиреченского облисполкома, Ишеналы Арабаев занимает должность председателя союза «Кошчи» по Семиреченской области, Абдыкадыр Орозбеков – председателя Чимионского районного ревкома, Иманалы Айдарбеков – председателя исполнительного комитета Пишпекского уездного городского Совета.
В этот период, согласно официальной версии, «отцы-основатели» впервые ставят вопрос о возрождении киргизской государственности в рамках Кара-Киргизской Горной области, в состав которой должны были войти Пишпекский, Каракольский, Нарынский уезды и горные районы Аулие-Атинского уезда с административным центром в кишлаке Кочкор. О том, почему в проект, «в полной мере отвечавший вековым чаяниям и жизненным интересам кыргызского народа», не были включены населенные киргизами южные области, киргизские историографы умалчивают: опущенные детали делают нарисованную ими картину менее патриотичной, местами даже неприглядной.
(Окончание следует)