МТК «Север-Юг» позволит России создать логистический суперхаб - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 18.09.2024 |

МТК «Север-Юг» позволит России создать логистический суперхаб

Последние недели в деловых СМИ все чаще говорят о международном транспортном коридоре (МТК) «Север-Юг», который развивается при поддержке России и других крупных евразийских игроков.

В частности, указанный проект обсуждался на встрече секретаря Совета безопасности Российской Федерации Сергея Шойгу с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в Баку. Спустя несколько дней после поездки Шойгу президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, в свою очередь, написал статью «Ренессанс Центральной Азии» для правительственной газеты «Казахстанская правда», в которой рассказал о планах по трансформации Центральной Азии в глобальный транспортно-логистический узел и отметил важнейшую роль проекта «Север-Юг».

«Прежде всего это многообещающий китайский проект "Один пояс, один путь" и международный транспортный коридор "Север-Юг", в которые в той или иной степени вовлечены все страны региона», – подчеркнул К.-Ж. Токаев, рассуждая о факторах экономического подъема региона в своей программной статье.

В начале августа в Москве состоялась встреча министров транспорта Российской Федерации и Казахстана – Романа Старовойта и Марата Карабаева, где также обсуждалось развитие проекта «Север-Юг», конкретно – восточной ветки маршрута. Еще раньше Россия, Казахстан, Иран и Туркмения подписали дорожную карту по развитию восточного сегмента МТК на 2024-2025 годы.

Иными словами, можно зафиксировать растущий интерес государств региона к реализации проекта «Север-Юг». 

Все дороги ведут в Санкт-Петербург

Идея трансевразийского логистического маршрута, витавшая в воздухе с 1990-х, получила оформление в 2000 году, когда Россия, Иран и Индия договорились о создании международного транспортного коридора «Север-Юг» и подписали соответствующее соглашение на полях II Евроазиатской конференции по транспорту, проходившей в Санкт-Петербурге. Позже к инициативе присоединились и другие игроки, сейчас их более 10.

По замыслу архитекторов проекта, маршрут должен соединить Санкт-Петербург и индийский Мумбаи, став ключевой транспортной артерией для транспортировки грузов из стран Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и севера Африки в обход морского маршрута через Суэцкий канал (иногда это направление неофициально называют «Южный морской путь».

По самым скромным оценкам, МТК «Север-Юг» позволит сократить время транспортировки грузов почти в 2 раза – с 45-60 дней до 30 и удешевить ее в 2 раза – с 2100-2800 долларов США (за сухой контейнер) до 1260 долларов.

Высокую оценку перспективам МТК еще в августе 2018 г. дал Владимир Путин в ходе Пятого Каспийского саммита. «Мы поддерживаем проект международного коридора «Север-Юг», он предусматривает железнодорожное, паромное, автомобильное сообщения, которые мы намерены развивать. Его запуск позволит в 2,5 раза быстрее, чем сегодня, доставлять грузы – ежегодно это до 25 миллионов тонн из европейских стран через Иран на Ближний Восток и Средний Восток, а также в Южную Азию», – заявил российский лидер.

МТК подразумевает морскую, железнодорожную и автомобильную транспортировку грузов. Из Индии товары идут по морю в Иран, откуда они оправляются по Каспийскому морю или по сухопутным маршрутам на юг России и далее до Санкт-Петербурга через Москву.

В районе Каспия МТК распадается на три подмаршрута – транскаспийский (иранские и российские порты), западный (через Азербайджан) и восточный (Казахстан, Узбекистан, Туркменистан). В 2023 году также была достигнута договоренность о строительстве железной дороги протяженностью более 160 км между городами Решт и Астара в Иране. Дорогу планируются ввести в эксплуатацию в 2025 году, после чего коридор «Север-Юг» будет полностью закончен.

Маршруты МТК

Вызывает интерес логистический процесс

Разворот России к азиатским рынкам на фоне специальной военной операции актуализировал проблематику новых транспортных маршрутов для всех стран Глобального Юга. Логистический вопрос заинтересовал «мировое большинство» просто потому, что стало очевидно – мировая экономика должна быть максимально диверсифицирована. Речь идет как о ценообразовании, так и о психологическом эффекте от антироссийских экономических санкций.

Многие страны давно раздражал тот факт, что Запад контролирует значительное число логистических цепочек и диктует правила ценообразования на транспортировку грузов. Именно поэтому, к примеру, Белоруссия активно выступала за создание альтернативных маршрутов и предложила учредить в рамках ШОС специальный транспортно-логистический форум.

Однако, помимо правил ценообразования, серьезную роль сыграл и психологический эффект от санкций, наложенных на российскую экономику: страны Глобального Юга убедились, что Запад пошел по пути превращения хозяйственных инструментов в оружие.

«Я бы сказал, что одним словом 2022 или 2023 годы стало понятие вепонизации (weaponization) – об этом говорили в контексте валюты, в контексте экономики, в контексте торговли.  Санкции против России имели беспрецедентный характер и убедили Глобальный Юг, что Запад при наличии политической воли может легко нарушить базовые правила экономической игры. Не то чтобы такие мысли не приходили и раньше, но СВО стало своеобразной точкой невозврата. Стало понятно, что старый порядок больше не работает», – пояснил в беседе с «Ритмом Евразии» политолог Сергей Лебедев, старший преподаватель факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета.

Именно поэтому были предприняты дополнительные усилия по развитию альтернативных логистических маршрутов, в том числе и МТК.

Также исследователь напомнил об аварии на Суэцком канале в марте 2021 года, когда контейнеровоз Ever Given сел на мель, полностью заблокировав водный маршрут. По самым скромным оценкам, каждый час простоя обходился глобальной экономике в 400 миллионов долларов. По итогам инцидента был сделан вывод о необходимости форсированного создания альтернативных транспортных цепочек.

И уже в июле 2022 года по МТК прошел первый грузовой железнодорожный состав с 39 контейнерами от подмосковного города Чехова до Бендер-Аббаса и от него – до Индии. С октября 2022 года по этому маршруту пошли ежемесячные поезда.

Проблемы и перспективы

Пилотные доставки грузов, как и ожидалось, позволили выявить недочеты и шероховатости.

Ключевой сложностью стала разница в колеях у железных дорог России и Ирана. Железные дороги России основаны на стандарте 1520 мм, в то время как иранские – 1435 мм, поэтому при пересечении границы необходима или перегрузка в новые вагоны, или перестановка колесных пар.  Это, конечно, несколько усложняет процесс, но эксперты убеждены, что проблема решаема. По прогнозам, 2025 год будет использован для «обкатки» маршрута, а уже к 2026-му он заработает на полную мощность и к 2028-му полностью интегрируется в глобальную транспортную инфраструктуру.

Ключевое преимущество МТК в том, что страны, находящиеся в его орбите, характеризуются высокими темпами роста экономики и населения, что предопределяет увеличивающийся спрос на товары добывающей и обрабатывающей промышленности.  По прогнозам, к 2032 году население этих стран увеличится до 4,6 миллиарда человек, а их совокупный ВВП превысит 18 триллионов долларов.

Российские товары и до 2022 года пользовались спросом, а после этот спрос тем более вырос. В результате санкционного давления логистические цепочки сильно изменились, и объем экспорта из России в означенные страны вырос почти в 2 раза – с 62 миллионов тонн до 110 миллионов тонн, в первую очередь за счет наращивания поставок угля в Индию.  К 2030 году у России есть возможность увеличить свой экспорт в данном направлении до 250 миллионов тонн, при этом 80% этого экспорта будут составлять энергетические ресурсы.  Остальное – это зерно, удобрение и черные металлы.

Если российской экономической дипломатии также удастся найти общий язык с Пакистаном, то это откроет возможность осуществлять поставку товаров в Индию полностью по суше, избегая перегрузок и простоев.

Именно поэтому МТК «Север-Юг» открывает новые экономические перспективы для России и ее партнеров.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
8709
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика