В Астане главы государств Центральной Азии обсудили субъектность региона - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 18.09.2024 |

В Астане главы государств Центральной Азии обсудили субъектность региона

В Астане прошла VI Консультативная встреча глав государств Центральной Азии. Участники саммита президенты Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана рассмотрели вопросы развития кооперации, стабильности и безопасности в регионе, в том числе торгово-экономическое партнерство, совершенствование транспортно-логистической инфраструктуры. «Эти и другие шаги, – заявил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, – являются свидетельством общей приверженности всестороннему региональному взаимодействию во благо наших народов».

Международная субъектность и единство региона

Консультативные встречи глав государств Центральной Азии проводятся с 2018 года. Всего проведено пять встреч. Главы центральноазиатских стран встречались в Астане, Ташкенте, Туркменбаши, Чолпон-Ате, Душанбе. 

На первой встрече в Астане в 2018 году были определены магистральные направления взаимодействия пяти стран региона. По ее итогам активизировались контакты в области обеспечения региональной безопасности.

В ходе второй встречи в Ташкенте в 2019 году лидеры Центральной Азии выступили с рядом инициатив по продвижению региональной кооперации. В частности, Казахстан инициировал необходимость подписания Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве в целях развития Центральной Азии в XXI веке и проведения регулярных встреч секретарей Советов безопасности стран региона. Важным итогом стало принятие регламента проведения саммитов.

Насыщенной стала повестка третьего саммита в Туркменбаши в 2021 году. Главами государств были инициированы созыв Межпарламентского и Молодежного форумов, создание Делового совета. Знаковым стало утверждение символики консультативных встреч.

Главными политическими итогами четвертой встречи в Чолпон-Ате в 2022 году стали начало процедуры подписания пятистороннего Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве в целях развития Центральной Азии в XXI веке, а также утверждение программы «Зеленая повестка» для Центральной Азии и Концепции взаимодействия в рамках многосторонних форматов.

На пятой встрече в Душанбе в 2023 году был сделан первый шаг на пути к институционализации формата Консультативных встреч. Лидерами стран было принято решение учредить Совет национальных координаторов (по делам Консультативных встреч глав государств Центральной Азии).

Как заметил на нынешнем саммите К.-Ж. Токаев, за прошедшее время консультативные площадки, демонстрируя международную субъектность и единство региона, готовность пяти центральноазиатских республик сообща реагировать на вызовы современности, подтвердили свою эффективность. Они углубили и расширили региональную кооперацию, вывели ее на беспрецедентный уровень, придав интеграционным процессам поступательный, системный и, самое главное, непрерывный характер.

Целесообразность функционирования консультативных встреч вытекает из укрепляющейся позиции по признанию того, что Центральная Азия всегда была центром притяжения уникальных цивилизаций, в силу чего она играла большую роль в общемировом прогрессе. В связи с этим сегодня запушен процесс формирования нового облика Центральной Азии как региона огромных возможностей, устремленного в будущее. Его строительство предлагается вести на основе исторической общности и ментальной близости народов Казахстана Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана.

К успешной Центральной Азии

В стремлении к достижению международной субъектности и единству Центрально-Азиатского региона на первый план выдвинулись вопросы совершенствования механизмов взаимодействия государств ЦА. Их решению должна послужить утвержденная на VI Консультативной встрече Дорожная карта по развитию регионального сотрудничества до 2027 года. Документ нацелен на улучшение межправительственной координации и усиление контроля за ходом реализации инициатив, выдвинутых на площадке консультативных встреч.

Другой подписанный в Астане документ, носящий концептуальный характер – Концепция развития региональной кооперации «Центральная Азия-2040» – разработан для расширения пятистороннего взаимодействия и укрепления международной субъектности Центральной Азии. Кстати, концепция разработана на основе предложений казахской стороны.

Принятие документов связано с тем, что в текущих непростых геополитических и экономических реалиях пяти центральноазиатским государствам крайне важно сохранить высокую динамику развития сотрудничества.

На нынешней Консультативной встрече президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев предложил продолжить работу по укреплению договорно-правовой базы и дальнейшему развитию отношений пяти стран и подготовить к подписанию многостороннее Соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве в Центральной Азии.

Предполагается, что дальнейшему прогрессу ЦА будет способствовать решение ряда актуальных задач. Как заявлено, в условиях «опасной эрозии фундаментальных основ системы международных отношений» одной из таких задач остается сохранение мира и стабильности в регионе. «Очевидно, что преодоление современных вызовов и угроз возможно только через укрепление политического диалога и мер доверия между нашими государствами», – заметил президент Казахстана.

С ним согласен президент Киргизии. «Все разногласия в современном мире необходимо решать исключительно мирным путем за столом переговоров, – заявил Садыр Жапаров, акцентировав внимание на ситуации в Афганистане. – Для Кыргызстана мир и стабильность в Афганистане является одним из приоритетных и ключевых условий в системе региональной безопасности».

Президент Таджикистана Эмомали Рахмон предложил сформировать общую позицию глав государств Центральной Азии по будущему региона, а также разработать новые формы сотрудничества в сфере безопасности, в том числе механизм взаимодействия между правоохранительными структурами.

Актуальной задачей К.-Ж. Токаев назвал также формирование прочной экономической базы многостороннего взаимодействия. Одним из ключевых вопросов региональной повестки в его выступлении стало рассмотрение проблемы рационального использования водно-энергетических ресурсов. Президент Казахстана полагает, что требуется выработка новой консолидированной водной политики, основанной на равноправном и справедливом водопользовании, неукоснительном выполнении взаимных обязательств.

В связи с этим президент Киргизии С. Жапаров обратил внимание своих коллег на ряд имеющихся в этой сфере проблем: «ограниченность водных ресурсов и их значимость для всего региона»; «отсутствие в Центральной Азии действенного механизма сотрудничества». «Мы выступаем за совместную выработку и внедрение в регионе взаимовыгодного экономического механизма водно-энергетического сотрудничества, – заявил киргизский лидер. – Данный механизм позволит учитывать энергетическую, экономическую, экологическую и социальную ценность воды, а также соответствующие интересы стран региона».

По итогам VI Консультативной встречи глав государств стран Центральной Азии были подписаны Совместное заявление и Концепция развития региональной кооперации «Центральная Азия – 2040». Одобрены: дорожная карта по развитию регионального сотрудничества на 2025-2027 годы, план действий по развитию промышленной кооперации государств Центральной Азии на 2025-2027 годы.

Для достижения успешного выполнения намеченных планов К.-Ж. Токаев предложил пятерке стран последовать примеру Казахстана, который на национальном уровне придерживается формулы «Успешная Центральная Азия – это успешный Казахстан».

Ренессанс Центральной Азии

Разбор итогов VI Консультативной встречи свидетельствует о попытке Казахстана сыграть в Центральной Азии роль главного идеолога в процессе придания региону международной субъектности. Отсюда казахская идея об усилении парадигмы регионального единства. О ней накануне саммита казахский президент заявил в статье «Ренессанс Центральной Азии: на пути к устойчивому развитию и процветанию».

Политик пишет, что «настало время для позиционирования Центральной Азии не только в качестве связующего звена между Азией и Европой, но и как отдельного регионального актора международных отношений, способного стать новым центром глобального притяжения».

Согласно мнению казахского президента, сегодня в условиях деглобализации внутрирегиональное взаимодействие стран Центральной Азии приобретает огромную актуальность как для самосохранения ее в качестве особого цивилизационного ареала, так и для стабилизации региона в виде целостного организма.

В публикации глава Казахстана предложил государствам Центральной Азии обсудить перспективы региональной кооперации в различных областях, обозначив шесть задач, которые стоят перед странами региона:

  1. Сохранить мир и стабильность не только в Центральной Азии, но и в сопредельных регионах как ключевое условие для долгосрочного развития и прогресса;
  2. Развивать экономический потенциал и углублять сотрудничество;
  3. Превратить Центральную Азию в один из важнейших транспортно-логистических и транзитных хабов в мире;
  4. Выработать общие подходы к обеспечению водной, энергетической и продовольственной безопасности;
  5. Развивать важнейший и самый ценный ресурс Центральной Азии – молодое интеллектуальное поколение; 
  6. Сформировать цивилизационную идентичность стран на основе гармонизации культурно-гуманитарных связей братских народов.

Наибольший интерес вызывает первый пункт. Как отметил президент Казахстана, на фоне сохранения сложной военно-политической обстановки по периметру Центральной Азии возникает необходимость кооперации в сфере оборонной политики и безопасности. При этом особую актуальность приобретает создание региональной архитектуры безопасности, в том числе посредством разработки каталога рисков безопасности для региона и мер их предупреждения.

Ключевыми приоритетами государств региона являются формирование неделимого пространства безопасности в Центральной Азии, поиск комплексных подходов к решению узловых вопросов в борьбе с традиционными и новыми угрозами, выработка мер реагирования и предупреждения, а также активное взаимодействие с ООН и другими международными, региональными организациями в данной сфере. Оговоримся: как показывает практика, в решении проблем центральноазиатской безопасности без участия России никогда не обходилось.

Какой вариант будет применен в условиях роста международной субъектности Центральной Азии, казахский лидер не указал. Казахстан, кажется, видит перспективу воплощения в жизнь парадигмы регионального единства в содружестве с другими партнерами.

Словом, Центральная Азия возрождается!

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1101
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика