Таджикская трудовая миграция в Россию заметно сократилась - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 16.09.2024 |

Таджикская трудовая миграция в Россию заметно сократилась

Министерство труда, миграции и занятости населения Таджикистана 5 августа сообщило о сокращении по итогам первого полугодия этого года миграции в Россию. Причиной стало ужесточение миграционной политики, на которое российские власти были вынуждены пойти после кровавого теракта в «Крокус Сити Холле».

В первом полугодии этого года за границу, по данным таджикского миграционного ведомства, выехало 392,8 тыс. трудовых мигрантов, что на 16% меньше показателей аналогичного периода предыдущего года (467,3 тыс.). Причем мужская трудовая миграция (-17%) сократилась сильнее, чем женская (-12%), что связано как с гораздо меньшим объемом последней, так и с тем, что ограничения на въезд после событий в «Крокус Сити Холле» затрагивают прежде всего мужчин, которые вызывают подозрения у пограничников и получают в связи с этим запрет на въезд.

Абсолютное большинство таджикских трудовых мигрантов – 98,5% – до сих пор едет работать в Россию, которая остается для республики основным зарубежным рынком труда и, соответственно, главным источником денежных переводов из-за рубежа.

Обратно в Таджикистан за этот же период возвратилось 324,1 тыс. чел., что на 3% больше, чем в первом полугодии 2023 г. О резком увеличении возвращения таджикских трудовых мигрантов из России эта цифра говорить не позволяет, что развенчивает миф о массовом оттоке мигрантов из России после «Крокуса», активно распространяемый целым рядом «иноагентских» интернет-ресурсов. Более того, количество возвратившихся на родину таджикских трудовых мигрантов эквивалентно 82,5% от числа выехавших за рубеж, что говорит о положительном сальдо внешней трудовой миграции населения республики, то есть преобладании эмиграции над иммиграцией (выезда над въездом).

Иначе говоря, трудовая миграция из РТ в Россию в первом полугодии, несмотря на последовавшие после «Крокуса» ограничения, продолжалась, хотя и в несколько меньших, чем в предшествующих период, объемах.

При этом учет внешней трудовой эмиграции, который ведут таджикские власти, явно неполный. Об этом свидетельствует соотношение тех цифр, которые они публикуют, и статистики МВД России. За первое полугодие 2023 г., по его данным, в Россию въехало 1 280,9 тыс. граждан Таджикистана, из которых работу в качестве цели прибытия указали 963,5 тыс. То есть даже если предположить, что все въехавшие в РФ таджикистанцы верно указали в качестве цели прибытия работу, то миграционное министерство республики учитывает менее половины (48,5%) своих трудовых мигрантов, направляющихся в РФ. В случае сохранения той же интенсивности миграции, что и в первом полугодии 2023 г., за год в Россию должны были въехать более 2,5 млн таджикистанцев, в том числе с целью работы – около 2 млн. И это не считая тех, кто уже получил российское гражданство (более 0,5 млн за 2017-2023 гг.) и на миграционный учет, как это положено всем иностранцам, вставать не обязан.

В том случае, если оценки объемов таджикской миграции в Россию за 2023 г. верны, можно говорить об их существенном сокращении по сравнению с предыдущим 2022 г. По его итогам в РФ на миграционный учет было поставлено 4,5 млн граждан Таджикистана, из которых работу в качестве цели прибытия указали 3,5 млн. Если в 2023 г. в Россию действительно въехало около 2,5-2,6 млн таджикистанцев, то получается, что общий миграционный поток по сравнению с 2022 г. снизился почти наполовину и сокращался он темпами, втрое более высокими, чем зафиксировало миграционное ведомство республики.

Произойти это «сжатие» могло за счет нелегальной миграции, которая оказывается вне поля зрения таджикских властей. Так, в 2022 г., когда в Россию из этой страны въехало 3,5 млн трудовых мигрантов, ими было оформлено 755 тыс. патентов (21,4% от числа поставленных на миграционный учет таджикистанцев), а в первом полугодии 2023 г. из 963,5 тыс. граждан Таджикистана, указавших в качестве цели прибытия работу, патенты оформили уже 407,7 тыс. патентов (42,3%). Получается, что уровень легальности миграции за этот период повысился в два раза, а сокращение нелегальной миграции, фиксируемое миграционной статистикой МВД, и привело к падению ее общего объема.

При этом на объеме денежных переводов сокращение регистрируемой миграции из Таджикистана в 2023 г. никак не сказалось. Напротив, за прошлый год республика, по данным Всемирного банка, получила из-за рубежа рекордный объем денежных переводов в размере 5,7 млрд долл., что эквивалентно почти половине (48,2%) ее ВВП. Причем их объем устойчиво рос по сравнению с 2022 г. (5,3 млрд дол.), и особенно 2021 г. (2,9 млрд дол), когда он был почти вдвое ниже. Стоит, однако, иметь в виду, что в 2021 г. еще существовали карантинные ограничения, снятие которых в следующем 2022 г. и привело к резкому росту заработков мигрантов.

Кроме того, на рост денежных переводов явно повлияло увеличение спроса на рабочую силу и рост уровня зарплат, который наметился еще в период эпидемии COVID-19. После начала СВО на Украине эта тенденция еще более усилилась вследствие объявления частичной и последовавшей за ней добровольной мобилизации, а также роста экономики, повысившего спрос на иностранную рабочую силу и уровень оплаты ее труда.

Отчасти причиной роста денежных переводов мог стать и приток российских релокантов после объявления осенью 2022 г. частичной мобилизации. Таджикистан оказался далеко не самым популярным направлением их эмиграции. Тем не менее, по данным Пограничной службы ФСБ, только за девять месяцев 2022 г. в республику въехало 225 тыс. граждан России, число которых по итогам года выросло более чем в три раза. Часть российских граждан посетила республику как туристы, а большинство релокантов впоследствии транзитом направились в другие страны. Но даже их временный приток вполне мог повлиять на рост объемов денежных переводов из России, как это произошло в других «странах релокации» (Армения, Грузия и др.).

Причиной сокращения трудовой эмиграции в первом полугодии текущего года миграционное ведомство Таджикистана вполне обоснованно считает ужесточение миграционной политики России после теракта в «Крокус Сити Холле». В отчете ведомства о ситуации на рынке труда отмечается внесение изменений в ряд нормативно-правовых актов РФ, включая закон «О правовом положении иностранных граждан» и ряд внутренних актов МВД, ужесточивших режим пребывания иностранцев.

       

По данным МВД РФ, опубликованным в середине июня, с начала этого года из России было выслано свыше 30 тыс. иностранцев, что почти вдвое больше, чем за тот же период предыдущего года. Кроме того, 100 тыс. иностранцев был закрыт въезд в РФ, что на 55% больше прошлогодних показателей. Таджикистан, который является вторым по численности трудовых мигрантов в РФ после Узбекистана, эти изменения не могли не затронуть.

С целью снижения негативного эффекта от этих изменений миграционное ведомство Таджикистана ведет разъяснительную работу среди граждан, а также переговоры с российским МВД, которое планирует открыть в стране филиал паспортно-визового сервиса для предварительной проверки наличия запретов на въезд в РФ. Кроме того, планируется открытие в Таджикистане медучреждения для осмотров мигрантов, а также курсов по изучению и сдаче тестов по русскому языку, истории и праву. Ведется работа по профессиональной подготовке трудовых мигрантов. Однако масштабы ее таковы, что заметного влияния на общие объемы миграции она пока не оказывает.

Ключевая проблема для Таджикистана заключается в том, что в случае введения его трудовой миграции на территории России в легальные рамки поддерживать ее прежние объемы в текущих условиях он не сможет. Одним из условий получения патента является сдача тестов по русскому языку, которым, по данным на 2010 г., владеет всего около четверти населения республики. И переломить эту ситуацию в короткие сроки республика при текущем состоянии ее системы образования не в состоянии. Между тем зависимость Таджикистана от денежных переводов мигрантов критическая, и их резкое сокращение грозит ему социальным взрывом.

Выходов из этой ситуации может быть два: переориентация миграции на другие страны или же расширение рынка труда в самом Таджикистане путем создания емких в плане использования рабочей силы производств. На первом из этих путей больших успехов Душанбе пока не достиг, а заметных усилий на втором еще и не предпринимал. Между тем именно развитие национальной экономики и является самым перспективным способом ухода от «мигрантозависимости», вынуждающей подверженные ей страны ориентироваться на зарубежные рынки труда.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3470
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика