Парламенты Болгарии и Румынии ратифицировали меморандум о понимании между министерствами обороны двух стран о создании региональных штабов командования сил специальных операций в рамках общей стратегии НАТО по укреплению восточного фланга и повышению обороноспособности членов альянса. Руководствуясь меморандумом, болгарская и румынская армии смогут проводить совместные учения, координировать участие в многонациональных учениях и в операциях сил спецназначения НАТО.
В дополнение к этому Министерство обороны Болгарии одобрило отправку военных инструкторов в другие страны альянса для обучения украинских военнослужащих. В 2022 г. 15 болгарских инструкторов уже обучали солдат ВСУ обращению с бронетехникой в Польше, теперь количество инструкторов увеличится, тематика обучения расширится.
Болгарско-румынское сближение в военно-стратегическом отношении было предсказуемо. ВС Румынии опережают по военно-технической оснащённости ВС Болгарии, Бухарест действует активнее против России на дипломатической сцене, претендуя на роль лидера Черноморского региона и звание морской нации. Чтобы избранная Румынией антироссийская стратегия была эффективной, стороны посчитали необходимым участие в ней Болгарии.
Черноморское побережье Болгарии является географическим продолжением румынского побережья. Геополитическая ось Бухарест – София охватывает полукольцом левый фланг Чёрного моря от Бессарабии до Турции. Они отделяют Сербию от России, перерезая традиционную геополитическую ось Москва – Белград, при том что с остальных сторон Сербия окружена недружественными Албанией, Косово, Хорватией и Черногорией. Бухарест и София воспринимают Белград как политического конкурента, враждебно относятся к российско-сербскому сотрудничеству. Помимо всего прочего, углубление болгарско-румынского партнёрства в рамках НАТО направлено на усиление внешнеполитической изоляции Сербии, которая ни в альянс, ни в ЕС не входит.
Болгария упирается в Грецию – ключевой логистический узел для транспортировки американского вооружения Украине и возможной быстрой переброски американских войск в Европу в случае конфликта с Россией. С территории Греции удобно контролировать проход судов через Босфор и Дарданеллы в случае чересчур независимого поведения в таком конфликте Турции, которая не всегда следует в фарватере политики США и ЕС. Греция и Румыния – заметные геополитические игроки на Балканах. Взяв Болгарию к себе третьей, они взяли под контроль т. н. балканский хартленд (сердцевину), рубежи которого примерно совпадают с границами Сербии. Впрочем, болгарские геополитики (Генчев, Карастоянов и др.) утверждают, что сердцевину Балкан образуют как раз Болгария и Македония, а Сербия лишь частично.
Болгарская культурно-этническая и геополитическая идентичность позволяет Софии участвовать в геополитических проектах Запада. Болгария – это одновременно Балканы, славянство и Восточная Европа. Она расположена на стыке невидимых цивилизационных рубежей Европы как таковой и Евразии. И если славянство объединяет Болгарию и Россию, то Балканы разъединяют ввиду того, что София считает своим главным соперником в регионе Белград – традиционного союзника Москвы. Понятие Восточной Европы тоже отдаляет Болгарию от России ввиду членства первой в НАТО и ЕС, как и трактовка восточноевропейскости как неотъемлемой части общей культуры Западной Европы.
В идейном смысле Болгария – расколотая страна. Ей не хватает геополитической стабильности из-за её перекрёстного положения на пути из Азии в Европу, что выражается одновременным присутствием среди болгар русофилов и русофобов, сторонников НАТО и его противников, проамериканских и антиамериканских, протурецких и антитурецких политических движений. Болгарский геополитик Вилиян Крыстев в составленной им ментальной геополитической карте Болгарии определил её следующим образом: буферное государство в границах Балкан – раздвоенная страна – периферийный придаток ЕС – вассал США и НАТО – зависимое государство.
Возвращаясь к румынско-болгарскому военному сотрудничеству, отметим, что оно способствует сжатию «кольца анаконды» вокруг Евразии. Внутри этого кольца находятся Россия, Белоруссия, Приднестровская Молдавская Республика (ПМР). Бухарест и София отвечают за юго-восточный фланг противостояния коллективного Запада с Россией и её союзниками. Направленный против Москвы союз Румынии и Болгарии означает усиление в первую очередь позиции Бухареста в Черноморском регионе. Цель Болгарии – приподнять уровень своего военно-технического развития и военно-политического влияния в Юго-Восточной Европе, т. к. в техническом отношении болгарская армия заметно отстаёт от румынской.
Укрепление позиций Румынии – это вклад в усиление силовой изоляции ПМР и размещённого здесь российского миротворческого контингента. Причём с противоположной стороны давление на ПМР оказывает неонацистская Украина. Она же выступает дестабилизирующим фактором для Белоруссии (события последнего времени на украинско-белорусской границе, в т. ч. полёт украинских БЛА над белорусской территорией тому доказательство).
В данной ситуации румынско-болгарское военное сотрудничество – часть более комплексного подхода НАТО к реконфигурации геополитического пространства от Чёрного моря до Балтийского. Эти моря служат географическими «креплениями» антироссийского «санитарного кордона», протянувшегося от «хладных финских скал до пламенной Колхиды». С тыла эту конструкцию подпирает Греция, где у власти тоже находятся антироссийские силы. Румыния и Болгария скрепляют юго-восточный фланг кордона, осуществляя силовое проецирование на Россию, Белоруссию и ПМР.
В Стратегии развития ПМР указывается, что враждебно настроенные к приднестровской независимости международные игроки намеренно формируют искажённый образ республики, изображая её как застывший осколок СССР, очаг региональной нестабильности, лишённый правовых и административных механизмов обеспечения прав человека. За Приднестровьем намеренно закрепляется ассоциирование с вооружённым конфликтом тридцатилетней давности, игнорируются успехи российской миротворческой миссии на берегах Днестра.
Для Румынии ПМР – как гвоздь в башмаке. Пока существует суверенное Приднестровье, до тех пор Бухарест может забыть о полной реализации проекта Великой Румынии. Идеологи данного проекта видят Днестр естественной границей расселения румынского народа на востоке. Но как эта река может стать восточным рубежом Великой Румынии, если протекает по территории Приднестровья, где мир поддерживают российские «голубые каски»? Вот почему Бухарест рьяно требует ухода российских миротворцев.
В Бухаресте и Софии понимают, что ослабить российское присутствие на Днестре можно только через ослабление присутствия России в Черноморском регионе в целом. Чтобы достичь этого, надо укрепить контроль над черноморским побережьем Юго-Восточной Европы, а это территория Болгарии, Румынии и пока ещё Украины. Поэтому Бухарест и София – активные союзники Киева, т. к. пока часть побережья Чёрного моря находится в составе Украины, НАТО сохраняет над ним стратегический контроль.
США и Румыния вкладывают $2 млрд в модернизацию военной базы «Михаил Кгэлничану», расположенной в 150 км от румынско-украинской границы. В текущем году выделено $100 млн. На эти средства на базе появятся вместительные ангары для хранения военной техники, новая взлётно-посадочная полоса для авиации и дронов и бытовая инфраструктура для размещения при надобности 10 тыс. натовских вояк.
Авиабаза «Михаил Кгэлничану» используется авиацией НАТО для патрулирования воздушного пространства над Черным морем с 2018 г.
Болгария здесь выступает как логистический тыл, с опорой на него альянс «уплотняет» своё присутствие вблизи морских и сухопутных рубежей России.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram