Валюта ШОС: единства позиций в ближайшее время не предвидится - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 12.09.2024 |

Валюта ШОС: единства позиций в ближайшее время не предвидится

От единой системы расчётов, неважно, на какой базе – китайской или российской она будет основана, до единой валюты ШОС путь совсем не близкий. И отказа от SWIFT, которую отсекли от России, хотя в реальности и не совсем, от членов данного сообщества, как и участников объединения БРИКС, ждать не следует. Так что, хотя саммит ШОС уже давно прошёл, разговоры о переходе на независимую систему взаимных расчётов, а главное – о перспективах единой валюты не теряют актуальности.

Темы единой платёжной системы и общих принципов в системе взаимных расчётов поднимались в рамках ШОС и раньше, но лишь в виде неких перспективных, нельзя не признать – порой нарочито перспективных проектов. Очевидно, что причина разногласий, которые тормозили и продолжают тормозить процессы финансовой интеграции в ШОС, состоит не только и не столько в разной динамике валют и разной стабильности экономик стран этого сообщества. Есть ещё масса иных причин не спешить не только с введением ШОС-валюты, но и с переходом на расчёты исключительно в валютах стран-участниц объединения. Вот почему на данный момент можно сказать, что идея единой валюты не проваливается, но и не продвигается сколько-нибудь заметно.

Очень характерно, что саму идею создания единой валюты первоначально выдвинул Иран. И понятно почему: эта страна едва ли не сильнее всех, помимо, разумеется, России, пострадала и сегодня страдает от санкций Запада. Мощный единый якорь ШОС-валюты способен реально помочь Исламской Республике в борьбе с инфляцией и обесцениванием его валюты – риала.

Однако для партнёров Ирана по ШОС такая перспектива не слишком привлекательна, тем более когда вполне очевидно напрашивается вопрос, а во что это нам обойдётся?  После выхода США из СВПД – совместного всеобъемлющего плана действий, то есть ядерной сделки в 2018 году, пришлось констатировать, что власти Ирана могут одолеть чёрный валютный рынок.  На нём началось нечто вроде хроники пикирующего бомбардировщика, что поставило под угрозу ряд в Иране инвестиционных проектов стран ШОС, в первую очередь России и Китая. Ситуация, когда инвестиции они делают в своей валюте, а отдачу вполне могут получать в девальвированных риалах, вряд ли стимулирует расширение подобной практики.

В России тоже, в отличие от некоторых других стран ШОС, ситуация с национальной валютой не самая лучшая. Через сколько девальваций прошёл российский рубль с тех пор, как он заменил собой твёрдый советский, известно.

Позиция Китая более ясная: экономический лидер ШОС явно стремится к тому, чтобы международной валютой расчётов между странами – членами ШОС оказался юань. И ясно также, что перспектива стать заложниками Народного банка Китая вряд ли кажется очень уж привлекательной для остальных членов ШОС. Сменить зависимость от доллара на жёсткую привязку к юаню многие согласятся только в случае совсем уж крайней необходимости или же глобального краха первой из мировых валют.

Нельзя не учитывать, что реально страны ШОС объединяет в данном вопросе фактически только одно: стремление к дедолларизации, исходя из принципа, что до бесконечности наводнять мировую экономику ничем не обеспеченными долларами не под силу даже Федеральной резервной системе США.

В связи с кардинально разными взглядами членов ШОС на сам процесс дедолларизации при расчётах между входящими в организацию странами наиболее вероятным представляется сценарий, когда главной акцией по отказу от доллара окажется создание общей транзакционной системы. Она бы позволяла членам объединения проводить платежи в собственных национальных валютах без промежуточной конверсии. Минуя не только доллар, но и тот же юань при необходимости.

Собственно говоря, если принять как данность соответствующие заявления президента РФ Владимира Путина, эта практика уже имеет место, хоть она и не упорядочена, и не оформлена в качестве некоей постоянной договорённости. Как известно, глава Российского государства объявил, что количество транзакций между Россией и другими государствами ШОС с использованием национальных валют за первые четыре месяца 2024 года уже превысило 92%.

В настоящий момент центральные банки и министерства финансов стран – членов ШОС перешли от деклараций к делу и приступили к разработке дорожной карты по использованию национальных валют во взаимных расчётах. При этом также активно обсуждается создание Банка развития ШОС. Данная структура во многом повторяет опыт Банка БРИКС, однако может в итоге и превзойти его по оборотам, но может для начала также располагать весьма ограниченными возможностями.

Пробуксовка проекта единой валюты ШОС и переход на взаиморасчёты в национальных валютах, пусть и по революционному ИТ-решению новой транзакционной системы, до боли напоминает события прошлого года. В 2023 году, напомним, ничего не дали все попытки стран – членов БРИКС договориться по поводу своей криптовалюты, образцы которой вообще-то уже существуют. Только, видимо, используются они не на официальном уровне, а как плод деятельности майнеров. Тогда Китай предложил, а фактически даже поставил как непременное условие, что крипта будет обеспечена корзиной валют стран БРИКС, взвешенной по ВВП каждой из них. Поскольку в данном случае курс валюты БРИКС зависел бы от экономики Поднебесной чуть менее, чем полностью, остальные члены организации отнеслись к такому варианту не очень хорошо.

Больше всего протестовала Индия, у которой динамика рупии, как это ни удивительно, более стабильна, чем динамика юаня в условиях массы провальных инвестиций в Китае. Данные инвестиции совершались во время небывалого поступления средств в национальную экономику КНР, и никакие усилия Народного банка тогда не удерживали «инвестиционный юань» от обесценивания. Не потому ли члены БРИКС всё же решили отложить вопрос о единой валюте в долгий ящик и пока только перейти полностью на взаиморасчёты в национальных валютах.

Нечто подобное повторилось и в случае с ШОС: «трясти» стало крупнейшие экономики объединения Китая и России. Рост китайской экономики замедлился из-за возникшего инвестиционного пузыря, Россия же, в отличие от Китая, куда больше ориентирована на экспорт сырья, а не технологий. Остальные экономики, даже индийская, где опять же, в отличие от Китая, сохраняется не самый высокий уровень жизни и к тому же не самая стабильная, имеющая крайне ограниченную конвертацию рупия, становятся заложниками экономических и политических процессов в этих странах. И в то же время сильно зависят от мировой геополитики.

Именно поэтому единой валюты стран ШОС в ближайшее время не предвидится, и это факт, с которым её апологетам придётся смириться. В мире имеются прецеденты единых валют, это евро и франк Западной Африки. Но и первый, и второй случаи автоматически подразумевают отказ от собственных валют стран, его использующих. Ситуация с созданием единой валюты, параллельной с национальными, как в случае с БРИКС и ШОС, – это фактически первые два мировых прецедента. Извините за повтор, но ничего даже близко схожего с евро тут не найти при всём желании.

Но потребности стран ШОС в дедолларизации стремления к общевалютной системе не отменяет, и первые шаги, пусть и не самые уверенные, всё же, как видим, делаются.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
707
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика