Иран и Астраханская область: надежда на перспективное сотрудничество - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 12.09.2024 |

Иран и Астраханская область: надежда на перспективное сотрудничество

Геополитические изменения на Евразийском континенте заставляют многих региональных игроков искать свое место в постепенно формирующейся новой системе международных отношений и торговли. Исключение не составляют и опутанные западными санкциями Россия и Иран, между которыми сегодня складываются прочные торгово-экономические, политические и даже военные связи.

Немаловажную роль в данном процессе играет развитие международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг», где одним из узловых пунктов являются порты Астраханской области. Поэтому неслучайно в Иране придают особое значение сотрудничеству с данным российским регионом, видя в нем не только перевалочный пункт на пути транзита товаров, но и одну из отправных точек для расширения своего присутствия на рынке России.

Стоит заметить, что Астраханская область находится на пересечении МТК «Север – Юг» и северной части китайской инициативы «Один пояс, один путь». Область всегда играла роль связующего звена между странами Запада и Востока, фактически являясь торговыми воротами РФ на Каспии. В связи с развернувшимся санкционным давлением Запада южное направление в последние годы приобрело для Москвы крайне важное значение, так как именно через него Россия имеет возможность беспрепятственно торговать с дружественными странами не только Азии, но и Африки.

Поэтому неудивительно, что товаропоток по коридору «Север – Юг» начал демонстрировать значительный рост: только за прошлый год здесь появилось около 10 млн тонн новых российских грузов, в основном предназначенных для транзита через Иран, среди которых пиломатериалы, уголь, мука, металлопрокат, минеральные удобрения и пр. В обратном направлении Исламская Республика активно экспортирует в Россию не только овощи, фрукты, орехи и товары народного потребления, но и различную промышленную продукцию, например нефтегазовое оборудование, турбины, компрессоры, катализаторы и т. п. И все это так или иначе касается Астраханской области, порты которой стали одними из главных перевалочных пунктов на пути товаров в рамках МТК «Север – Юг».

       

В частности, только в 2023 году суммарный грузооборот астраханских портов «Астрахань» и «Оля» стал рекордным за последние десять лет, достигнув 4,5 млн тонн, что на 50% превысило показатели 2022 года. Причем основу их грузооборота по-прежнему составляет зерно (около 65% от общего объема), а показатели по его перевалке выросли более чем в 2 раза и составили свыше 2 млн тонн. Стоит отметить, что в последние годы расширяется номенклатура и иных товаров, в том числе пиломатериалов, продуктов, химических изделий и удобрений, цемента, полипропилена, оборудования, автомашин и пр. При этом перевалка импортных грузов за 2023 год выросла на 34%, а экспортных – на 52%.

Необходимо также напомнить, что в развитии астраханских портов и области в целом немаловажную роль сыграл созданный здесь Каспийский кластер, который объединил в себе особую экономическую зону (ОЭЗ) промышленного типа «Лотос» и портовую особую экономическую зону (ПОЭЗ). Теперь на территории ПОЭЗ идет строительство современных терминалов для обработки зерна и растительного масла, а также крупного контейнерного терминала, запуск которых позволит увеличить перегрузочные мощности на 3,3 млн тонн в год.

Важным в понимании того, что в последнее время происходит в Астраханской области, является тот факт, что порты региона уже не первый год имеют стабильный внешнеторговый оборот с Ираном: около 90% всех грузов следуют в иранском направлении и далее в страны Персидского залива и Южную Азию. И это не удивительно не только потому, что именно Исламская Республика является наиболее оптимальным направлением для транзита товаров по маршруту «Север – Юг», но и потому, что Тегеран уже давно имеет свои собственные интересы в Астраханском области.

Иран не первый год наращивает свое присутствие в регионе, стремясь сделать здесь одну из отправных точек для дальнейшего выхода своей продукции на российский рынок. Поэтому неслучайно, что одно из двух генеральных консульств Исламской Республики работает с 2001 года именно в Астрахани (второе в Казани). Здесь же появился филиал «Мир Бизнес Банка», который имеет большое значение для банковских и финансовых транзакций между Ираном и Россией, а 25 октября 2017 года после столетнего перерыва был открыт Иранский торговый дом.

В 2010 году Тегеран и вовсе сделал важный шаг, выкупив 53% акций порта «Солянка» и инвестировав в него $10 млн, в том числе на покупку судна вместимостью 270 контейнеров, ремонт портовой инфраструктуры и пр. Считается, что из 13 портов, расположенных в Астраханской экономической зоне, именно «Солянка» отличается максимальной активностью по обработке грузов и считается стратегическим морским торговым узлом между Ираном и Россией.

При этом внимание Исламской Республики к региону в последнее десятилетие не ограничилось только работой в сфере морской логистики. Различные иранские компании начали активно инвестировать в особые экономические зоны в Астрахани. Например, 19 июня 2019 года было подписано трехстороннее соглашение между ОЭЗ «Лотос» и двумя иранскими свободными торговыми зонами «Энзели» и «Чехбехар». Примечательно в данном случае то, что мощности, причалы и портовая инфраструктура в иранских портах планируется задействовать, в т. ч. для транзитных белорусских грузов, так как Минск сегодня остро нуждается в развитии новых путей своего экспорта из-за наложенных на республику западных санкций. Интересует Иран развитие отношений с Астраханской областью и в сфере образования, а также туризма.

Вместе с тем на фоне многочисленных разговоров о развитии совместных производств и строительства иранских предприятий в Астрахани до настоящего времени прорыва в данном направлении так и не произошло. Партнеры с Ближнего Востока по-прежнему выражают заинтересованность, но не торопятся вкладывать свои средства в новые проекты на территории России. Исключением являются предприятия, которые уже не первый год работают на российском рынке, как, например, иранская компания «Роза», которая в ОЭЗ «Лотос» построила завод моющих средств. Основное же внимание Иран продолжает уделять вопросам транспортно-логистической сферы, на что Россия всегда отвечает согласием, порой даже удивляя сторонних наблюдателей. Так, осенью 2022 года, который можно назвать переломным в развитии морской торговли между двумя странами, Москва разрешила иранским кораблям проходить по Волге, хотя ранее не позволяла иностранным судам этого делать, как и использовать Волго-Донской канал.

Кроме того, летом 2022 года правительство Астраханской области и иранский фонд «Мостазафан» (одно из крупнейших на Ближнем Востоке объединений бизнеса) подписали соглашение о создании судоходной компании для развития МТК «Север – Юг». Одновременно была подписана программа сотрудничества в сфере логистики и судостроения на период до 2026 года. Кроме того, в ходе встреч в рамках 25-го Петербургского международного экономического форума между РФ и ИРА была достигнута договоренность о создании совместного судостроительного предприятия в Каспийском регионе. В ноябре 2022 года по итогам заседания российско-иранской межправительственной комиссии в Грозном стороны подтвердили свою готовность развивать сотрудничество в сфере совместного строительства крупнотоннажных судов на иранских верфях и грузовых – на российских.

2023 год также оказался довольно значительным с точи зрения наращивания сотрудничества Ирана с Астраханской областью. В частности, в регионе при участии иранских инвесторов была создана дочерняя судоходная компания «Астрапорт Шиппинг», занимающаяся развитием грузоперевозок. Тогда же в рамках сотрудничества ОЭЗ «Лотос» с компанией «Пайя Тарабар Сина» в целях развития МТК «Север – Юг» появилось первое логистическое предприятие, которое занимается автоперевозками по территории Ирана.

Еще через год в Астраханском порту был открыт так называемый холодный коридор – мобильный инспекционно-досмотровый комплекс, который обеспечил возможность экспорта сухофруктов и свежих овощей из Ирана в Россию без участия третьей стороны. И все это происходило на фоне постоянного роста товарооборота между двумя странами. Как отмечал в июле вице-губернатор и председатель правительства Астраханской области Денис Афанасьев, рост экспорта между регионом и Ираном уже составил 78%. Однако, по его словам, это не раскрывает всего потенциала двустороннего сотрудничества, которое может выйти за пределы транспортно-логистической сферы. Именно поэтому руководство области активно приглашает иранский бизнес создавать в регионе свои и совместные с Россией предприятия.

В целом же в настоящее время Иран продолжает проявлять интерес к развитию своего бизнеса на территории России, но делает это крайне осторожно, стремясь не допустить ошибок и не вкладывать средства в проекты, которые могут не дать необходимого результата в будущем. Основной экономической целью Тегерана в Каспийском регионе, в том числе и в Астраханской области, по-прежнему является развитие транспортно-логистической сферы, в первую очередь МТК «Север – Юг». Именно поэтому Иран и проявляет особое внимание как к морским, так и к железнодорожным перевозкам, которые должны стать органичным продолжением путей, проходящих по Каспийскому морю.

Астраханская же область, как и Кубань, которая сегодня также начала активно развивать отношения с Исламской Республикой, окончательно закрепили за собой роль одного из важнейших инструментов в построении так называемого Большого Евразийского партнерства, которое должно прийти на смену прежней системе торгово-экономических и политических отношений на континенте, основанных на диктате Запада.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
638
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика