Геополитические изменения на Евразийском континенте заставляют многих региональных игроков искать свое место в постепенно формирующейся новой системе международных отношений и торговли. Исключение не составляют и опутанные западными санкциями Россия и Иран, между которыми сегодня складываются прочные торгово-экономические, политические и даже военные связи.
Немаловажную роль в данном процессе играет развитие международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг», где одним из узловых пунктов являются порты Астраханской области. Поэтому неслучайно в Иране придают особое значение сотрудничеству с данным российским регионом, видя в нем не только перевалочный пункт на пути транзита товаров, но и одну из отправных точек для расширения своего присутствия на рынке России.
Стоит заметить, что Астраханская область находится на пересечении МТК «Север – Юг» и северной части китайской инициативы «Один пояс, один путь». Область всегда играла роль связующего звена между странами Запада и Востока, фактически являясь торговыми воротами РФ на Каспии. В связи с развернувшимся санкционным давлением Запада южное направление в последние годы приобрело для Москвы крайне важное значение, так как именно через него Россия имеет возможность беспрепятственно торговать с дружественными странами не только Азии, но и Африки.
Поэтому неудивительно, что товаропоток по коридору «Север – Юг» начал демонстрировать значительный рост: только за прошлый год здесь появилось около 10 млн тонн новых российских грузов, в основном предназначенных для транзита через Иран, среди которых пиломатериалы, уголь, мука, металлопрокат, минеральные удобрения и пр. В обратном направлении Исламская Республика активно экспортирует в Россию не только овощи, фрукты, орехи и товары народного потребления, но и различную промышленную продукцию, например нефтегазовое оборудование, турбины, компрессоры, катализаторы и т. п. И все это так или иначе касается Астраханской области, порты которой стали одними из главных перевалочных пунктов на пути товаров в рамках МТК «Север – Юг».
В частности, только в 2023 году суммарный грузооборот астраханских портов «Астрахань» и «Оля» стал рекордным за последние десять лет, достигнув 4,5 млн тонн, что на 50% превысило показатели 2022 года. Причем основу их грузооборота по-прежнему составляет зерно (около 65% от общего объема), а показатели по его перевалке выросли более чем в 2 раза и составили свыше 2 млн тонн. Стоит отметить, что в последние годы расширяется номенклатура и иных товаров, в том числе пиломатериалов, продуктов, химических изделий и удобрений, цемента, полипропилена, оборудования, автомашин и пр. При этом перевалка импортных грузов за 2023 год выросла на 34%, а экспортных – на 52%.
Необходимо также напомнить, что в развитии астраханских портов и области в целом немаловажную роль сыграл созданный здесь Каспийский кластер, который объединил в себе особую экономическую зону (ОЭЗ) промышленного типа «Лотос» и портовую особую экономическую зону (ПОЭЗ). Теперь на территории ПОЭЗ идет строительство современных терминалов для обработки зерна и растительного масла, а также крупного контейнерного терминала, запуск которых позволит увеличить перегрузочные мощности на 3,3 млн тонн в год.
Важным в понимании того, что в последнее время происходит в Астраханской области, является тот факт, что порты региона уже не первый год имеют стабильный внешнеторговый оборот с Ираном: около 90% всех грузов следуют в иранском направлении и далее в страны Персидского залива и Южную Азию. И это не удивительно не только потому, что именно Исламская Республика является наиболее оптимальным направлением для транзита товаров по маршруту «Север – Юг», но и потому, что Тегеран уже давно имеет свои собственные интересы в Астраханском области.
Иран не первый год наращивает свое присутствие в регионе, стремясь сделать здесь одну из отправных точек для дальнейшего выхода своей продукции на российский рынок. Поэтому неслучайно, что одно из двух генеральных консульств Исламской Республики работает с 2001 года именно в Астрахани (второе в Казани). Здесь же появился филиал «Мир Бизнес Банка», который имеет большое значение для банковских и финансовых транзакций между Ираном и Россией, а 25 октября 2017 года после столетнего перерыва был открыт Иранский торговый дом.
В 2010 году Тегеран и вовсе сделал важный шаг, выкупив 53% акций порта «Солянка» и инвестировав в него $10 млн, в том числе на покупку судна вместимостью 270 контейнеров, ремонт портовой инфраструктуры и пр. Считается, что из 13 портов, расположенных в Астраханской экономической зоне, именно «Солянка» отличается максимальной активностью по обработке грузов и считается стратегическим морским торговым узлом между Ираном и Россией.
При этом внимание Исламской Республики к региону в последнее десятилетие не ограничилось только работой в сфере морской логистики. Различные иранские компании начали активно инвестировать в особые экономические зоны в Астрахани. Например, 19 июня 2019 года было подписано трехстороннее соглашение между ОЭЗ «Лотос» и двумя иранскими свободными торговыми зонами «Энзели» и «Чехбехар». Примечательно в данном случае то, что мощности, причалы и портовая инфраструктура в иранских портах планируется задействовать, в т. ч. для транзитных белорусских грузов, так как Минск сегодня остро нуждается в развитии новых путей своего экспорта из-за наложенных на республику западных санкций. Интересует Иран развитие отношений с Астраханской областью и в сфере образования, а также туризма.
Вместе с тем на фоне многочисленных разговоров о развитии совместных производств и строительства иранских предприятий в Астрахани до настоящего времени прорыва в данном направлении так и не произошло. Партнеры с Ближнего Востока по-прежнему выражают заинтересованность, но не торопятся вкладывать свои средства в новые проекты на территории России. Исключением являются предприятия, которые уже не первый год работают на российском рынке, как, например, иранская компания «Роза», которая в ОЭЗ «Лотос» построила завод моющих средств. Основное же внимание Иран продолжает уделять вопросам транспортно-логистической сферы, на что Россия всегда отвечает согласием, порой даже удивляя сторонних наблюдателей. Так, осенью 2022 года, который можно назвать переломным в развитии морской торговли между двумя странами, Москва разрешила иранским кораблям проходить по Волге, хотя ранее не позволяла иностранным судам этого делать, как и использовать Волго-Донской канал.
Кроме того, летом 2022 года правительство Астраханской области и иранский фонд «Мостазафан» (одно из крупнейших на Ближнем Востоке объединений бизнеса) подписали соглашение о создании судоходной компании для развития МТК «Север – Юг». Одновременно была подписана программа сотрудничества в сфере логистики и судостроения на период до 2026 года. Кроме того, в ходе встреч в рамках 25-го Петербургского международного экономического форума между РФ и ИРА была достигнута договоренность о создании совместного судостроительного предприятия в Каспийском регионе. В ноябре 2022 года по итогам заседания российско-иранской межправительственной комиссии в Грозном стороны подтвердили свою готовность развивать сотрудничество в сфере совместного строительства крупнотоннажных судов на иранских верфях и грузовых – на российских.
2023 год также оказался довольно значительным с точи зрения наращивания сотрудничества Ирана с Астраханской областью. В частности, в регионе при участии иранских инвесторов была создана дочерняя судоходная компания «Астрапорт Шиппинг», занимающаяся развитием грузоперевозок. Тогда же в рамках сотрудничества ОЭЗ «Лотос» с компанией «Пайя Тарабар Сина» в целях развития МТК «Север – Юг» появилось первое логистическое предприятие, которое занимается автоперевозками по территории Ирана.
Еще через год в Астраханском порту был открыт так называемый холодный коридор – мобильный инспекционно-досмотровый комплекс, который обеспечил возможность экспорта сухофруктов и свежих овощей из Ирана в Россию без участия третьей стороны. И все это происходило на фоне постоянного роста товарооборота между двумя странами. Как отмечал в июле вице-губернатор и председатель правительства Астраханской области Денис Афанасьев, рост экспорта между регионом и Ираном уже составил 78%. Однако, по его словам, это не раскрывает всего потенциала двустороннего сотрудничества, которое может выйти за пределы транспортно-логистической сферы. Именно поэтому руководство области активно приглашает иранский бизнес создавать в регионе свои и совместные с Россией предприятия.
В целом же в настоящее время Иран продолжает проявлять интерес к развитию своего бизнеса на территории России, но делает это крайне осторожно, стремясь не допустить ошибок и не вкладывать средства в проекты, которые могут не дать необходимого результата в будущем. Основной экономической целью Тегерана в Каспийском регионе, в том числе и в Астраханской области, по-прежнему является развитие транспортно-логистической сферы, в первую очередь МТК «Север – Юг». Именно поэтому Иран и проявляет особое внимание как к морским, так и к железнодорожным перевозкам, которые должны стать органичным продолжением путей, проходящих по Каспийскому морю.
Астраханская же область, как и Кубань, которая сегодня также начала активно развивать отношения с Исламской Республикой, окончательно закрепили за собой роль одного из важнейших инструментов в построении так называемого Большого Евразийского партнерства, которое должно прийти на смену прежней системе торгово-экономических и политических отношений на континенте, основанных на диктате Запада.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram