Отношение к мигрантам в России после теракта в «Крокус Сити» ухудшилось - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 16.09.2024 |

Отношение к мигрантам в России после теракта в «Крокус Сити» ухудшилось

Теракт в «Крокус Сити Холле» изменил отношение к мигрантам в России, которое, как показывают данные опросов, стало гораздо более негативным. И эти изменения необходимо учитывать при проведении миграционной политики.

Вопрос о том, как в России стали относиться к мигрантам из азиатских стран СНГ после самого громкого за последнее время теракта в «Крокус Сити Холле», является непростым. Разные социологические центры рисуют совершенно разные картины. Во многом они определяются тем, какие именно вопросы задаются опрашиваемым в ходе проведения массовых количественных исследований. Кроме того, совершенно разной может быть и интерпретация результатов исследований журналистами и экспертами. Зачатую они видят в итогах этих опросов именно то, что хотят увидеть, подгоняя результаты исследований под нужные им самим выводы и игнорируя те факты и процессы, которые в их собственную картину мира совершенно не вписываются.

Так, последний опрос ВЦИОМа, проведенный в начале апреля, позволяет сделать вывод о позитивном состоянии межэтнических отношений. По его данным, 79% опрошенных оценили межнациональные отношения в том населенном пункте, где они проживают, как спокойные и доброжелательные и лишь 15% считают их напряженными и конфликтными. Неприязнь по отношению к мигрантам безусловно или скорее испытывают всего 12% респондентов, а безусловно или скорее не испытывают – 81%.

Стоит, однако, иметь в виду, что все эти ответы являются «социально одобряемыми». То есть респонденты выбирают в основном тот вариант ответа, который одобряется общественным мнением и которого мнения от них ожидат. Кроме того, опрос проводился по общероссийской выборке, которая отражает мнение всего населения страны, а проблемы с мигрантами наблюдаются далеко не по всей России, а, прежде всего, в столицах и некоторых прилегающих к ним областях.

Предыдущий опрос ВЦИОМа, опубликованный в августе 2023 г., рисует несколько иную, не столь позитивную картину. Так, 39% опрошенных заявили тогда, что межнациональные отношения в стране стали более напряженными, 38% – что они остались такими же, как и ранее, и лишь 15% отметили, что они стали менее напряженными. То есть рост межэтнической напряженности почти половина населения ощущала еще до того, как произошел теракт в «Крокус Сити Холле». Причем в последнем опросе ВЦИОМа (2024 г.) такой вопрос отсутствует или же результаты ответов на него не опубликованы, что наводит на размышления о причинах.

Почти поровну в 2023 г. распределились и те, кто считали трудовую иммиграцию «скорее положительным» (47%) и «скорее отрицательным» (40%) для России явлением, что говорит о ее как минимум неоднозначном восприятии населением. Причем в результатах опроса ВЦИОМа 2024 г. аналогичный вопрос также отсутствует.

Еще более интересные результаты показал проведенный с 18 по 24 апреля, то есть сразу после теракта в «Крокус Сити», опрос «Левада-центра»[1]. Его отличие в том, что «Левада-центр» – единственный из крупных российских социологических институтов проводит измерения этносоциальной дистанции между населением России и другими этническими группами, в том числе теми, которые представлены среди мигрантов. Любопытно, что в отношении межнациональной напряженности данные «Левада-центра» пересекаются с оценками ВЦИОМа, что говорит об их достоверности.

Так, 78% опрошенных в апреле не ощущали в месте своего проживания этой напряженности, и лишь 19% ее ощущали. Но при этом доля ожидавших этнических конфликтов была почти вдвое выше тех, кто напряженность ощущал: 34% считали «массовые кровопролитные столкновения на национальной почве в России в целом» вероятными, а 58% придерживались противоположной точки зрения. То есть на фоне спокойных в целом межнациональных отношений каждый третий опрошенный считал возможными национальные конфликты, что говорит о существовании в российском обществе латентной, то есть скрытой межэтнической напряженности.

Еще более интересную картину рисуют ответы на вопрос об отношении к трудовой миграции. Несмотря на то, что враждебности к себе со стороны людей других национальностей подавляющее большинство населения России (89%) не чувствует, в отношении нелегальных мигрантов из ближнего зарубежья оно настроено весьма негативно: две трети (68%) настаивают на их выдворении из страны, и лишь четверть (24%) считает нужным легализовать их, помочь найти работу и ассимилироваться в России. И это при том, что, как подчеркивается в отчете по итогам исследования, еще в 2015 г. соотношение настаивающих на выдворении и ассимиляции нелегальных мигрантов составляло 43% и 41%. С тех пор поддержка идеи об их выдворении за пределы страны выросла в полтора раза, что говорит о заметном ухудшении отношения к мигрантам из ближнего зарубежья на протяжении последнего десятилетия.

Точно такую же картину рисуют ответы на вопрос о том, какого варианта миграционной политики должно придерживаться правительство: ограничивать поток приезжих или, напротив, не ставить на их пути никаких барьеров. Более двух третей опрошенных (69%) выступили за «ограничительную» политику, и лишь четверть (24%) – за «поощрительную». Любопытно, что в начале «нулевых» годов, когда замеры общественного мнения по этому вопросу только начали проводиться, и за тот, и за другой варианты миграционной политики выступало практически равное число респондентов (примерно по 45%).

Спустя два десятилетия доля сторонников «ограничительной» миграционной политики выросла в полтора раза, а «поощрительной»  почти вдвое сократилась. Такая динамика отнюдь не случайна и свидетельствует о заметном ухудшении миграционной ситуации в России.

Главным же показателем ухудшения отношения к мигрантам из азиатских стран СНГ после «Крокуса» является резкое увеличение этносоциальной дистанции, для измерения которой респондентам задавался вопрос о том, насколько близко они готовы принять представителей тех или иных народов (от «не пускал бы их в Россию» до «готов видеть среди членов вашей семьи»). Доля тех, кто не пускал бы выходцев из Средней Азии в Россию в апреле 2024 г. по сравнению с тем же месяцем 2022 г. выросла сразу в два раза – с 15% до 31%, при том что число намеренных пускать их только временно осталось практически неизменным (26%). Одновременно в полтора раза (с 28 до 17%) упала доля тех, кто готов их видеть среди жителей России, она достигла самой низкой отметки с июля 2018 г. Среди членов семьи, близких друзей, соседей и коллег по работе выходцев из этого региона готовы видеть всего 5-6%.

Столь же резкий рост социальной дистанции наблюдался лишь в отношении украинцев. Причем ее увеличение началось еще весной 2022 г., после начала СВО, и продолжилось в 2023-2024 гг. В декабре 2021 г. на том, чтобы не пускать украинцев в Россию, настаивали 17%, в апреле 2022 г., после начала военных действий, – уже 23%, а в апреле 2024 г. – 33%. За два с небольшим года социальная дистанция с ними выросла в два раза. Но при этом фактор этнокультурной близости с украинцами продолжал влиять на отношение к ним, хотя и в сильно ослабленном из-за военно-политической ситуации виде. Число тех, кто готов их видеть среди жителей России (20%), было выше, чем в отношении выходцев из Средней Азии (17%). Если же взять такой самый близкий уровень социальной дистанции, как готовность видеть представителей данной этнической группы среди членов семьи, то в отношении украинцев он вдвое выше (11%), чем в отношении жителей Средней Азии (6%).

Показатель социальной дистанции не является статичным и меняется под влиянием конкретных событий, происходящих в предшествующий ее измерению период. Его динамику наглядно демонстрирует изменение отношения как к среднеазиатским мигрантам, так и украинцам. Так или иначе, восприятие россиянами представителей тех стран и регионов, которые генерируют основные потоки мигрантов в Россию, необходимо учитывать при планировании и проведении миграционной политики. В том случае, если поток мигрантов из таких «проблемных» регионов окажется чрезмерным, вероятность конфликтов в России с их участием будет нарастать.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

 

[1] Внесен Минюстом в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2287
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика