Новая Транскавказская магистраль: выгоды не только экономические - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 12.09.2024 |

Новая Транскавказская магистраль: выгоды не только экономические

Активное развитие внешнеэкономических связей России с дружественными странами, особенно с Ираном и другими странами Ближнего и Среднего Востока, требует адекватного инфраструктурного обеспечения, в том числе транзитных перевозок грузов этих стран через территорию РФ. Важно также своевременно реагировать на планы коллективного Запада увеличивать международные грузоперевозки по маршрутам, обходящим Россию.

В контексте этих факторов стратегическую значимость обретает создание дополнительной Транссеверокавказской железнодорожной магистрали, которая, во-первых, по кратчайшему маршруту соединит черноморские и каспийские порты РФ, во-вторых, создаст новое черноморско-кавказское, то есть юго-западное ответвление от МТК «Север – Юг». Сооружение такой артерии намечается в 2025-2027/28 гг.

Заметим в этой связи, что Евросоюз с начала 2020-х активно лоббирует создание единой эксплуатационной системы, к тому же с низкими транзитными расценками, между портами Азербайджана, Грузии, Румынии и Болгарии, то есть в обход РФ. Такую систему планируется сформировать уже к концу текущего года. Плюс к тому имеется информация о том, что ведется проработка единого, притом бессрочного соглашения ЕС, с возможным участием Великобритании и Турции, со многими странами Центральной Азии и Закавказья о совместном технологическом и финансовом обеспечении развития небезызвестного Транскаспийского коридора (ТКТК) и его ответвлений.

Основной маршрут ТКТК с паромными линиями к портам Румынии и Болгарии

Очевидно, что проекты такого рода нацелены на «изъятие» России из системы мирохозяйственных взаимосвязей. И, соответственно, на переориентацию грузотранзита между многими странами Азии и Европы на маршруты вне РФ. Такой тренд наполнен, безусловно, геополитическим смыслом.

Тем временем на Северном Кавказе действующие ж/д магистрали обеспечивают внешнеторговые перевозки РФ на южном– ближне– и средневосточном направлениях, а также грузовой транзит через РФ стран Центральной Азии, Закавказья, Ирана и ряда соседних с ним стран. Прежде всего, это прикаспийская МТК-магистраль Астрахань–Кизляр–Махачкала–Дербент, выходящая в Азербайджан и далее в Иран. Порты же Махачкалы и Дербента (как и астраханский) «выходят» на черноморские порты РФ пока по двум маршрутам: через Краснодар–Тихорецк и Армавир.

Но растущий спрос на перевозки по этим маршрутам ввиду переориентации транспортно-экономических связей РФ на дружественные страны, в данном случае на Иран и трансиранский коридор с другими странами Ближнего и Среднего Востока, всё чаще приводит к перегруженности тех маршрутов. И, как следствие, к недозагрузке означенных портов. В результате проявляется частичный «уход» грузов с Северокавказской ж/д (СКЖД) на соседние направления в обход России.

Маршруты СКЖД

По данным группы «РусИранэкспо», загрузка в 2023 г. 14 портов Астраханской области (в том числе в дельте Волги) составляла от 10 до 60%, каспийских портов Дагестана – 20-30%. А перевозки груженых и порожних контейнеров на СКЖД за январь-июнь 2024 года сократились на 7,6% в сравнении с тем же периодом 2023 г. Причем количество груженых контейнеров в этих перевозках снизилось на 15,1%, в том числе снижение контейнерных перевозок агросырья и готового продовольствия составило 14%, а машин, оборудования и смежной продукции – на четверть. Перевозки цветных металлов в контейнерах сократились почти на 14%. А ведь эти контейнерные грузы составляют основу международного грузового транзита.

Зато весомо увеличились по СКЖД перевозки в контейнерах зерновых грузов, химудобрений и стройматериалов – соответственно почти в 5 раз, на 27,5% и более чем на треть. Но более чем на 85% – это экспортные грузы РФ.

В то же время ввиду упомянутых факторов грузы частично «устремляются» на железнодорожный коридор Баку–Тбилиси–Карс. «В Турцию и через Турцию начали осуществлять поставки из РФ лесо- и пиломатериалов, металлопроката и угля, – уточняет эксперт Института экономики РАН Александр Караваев. – По окончании к осени с. г. модернизации БТК грузопоток здесь, включая экспортные грузы РФ и транзит, будет увеличен с 1 до 5 млн тонн в год». Также, по данным ЕАБР, более 1,5 млн тонн ежегодно перевозится между Россией и Турцией автотранспортом через Азербайджан и Грузию.

На вышеупомянутые тенденции нужно адекватно реагировать. На днях было объявлено, что готовится строительство новой магистрали на Северном Кавказе. Она обеспечит кратчайшую стыковку российских портов РФ на Каспии и в Сочи-Адлерском районе и дополнительную стыковку этого района с СКЖД. НИИ перспективного градостроительства (НИИПГ, Москва) объявил, что строительство железнодорожной магистрали Адлер–Черкесск–Кисловодск включено в генеральный план развития Сочи–Адлерского района, согласно схеме территориального планирования РФ.

Окончательная трасса магистрали уточняется, но, по данным НИИПГ, уже определено, что она пройдет сперва через Красную Поляну, далее через Псебай или Шедок (юго-восток Краснодарского края) к Черкесску. Затем напрямую к Кисловодску, где сомкнётся с СКЖД. Такая артерия минимум на четверть сократит ж/д маршрут между комплексным портовым районом Туапс–Сочи–Адлер и Кисловодском. А в целом сформирует дополнительный, притом кратчайший выход из российского Прикаспия, а также из Азербайджана и Ирана к черноморским портам РФ (как и в обратном направлении).

Выбор вариантов финансирования, его объем, конкретные сроки сооружения и окончательную трассу Транссеверокавказской магистрали планируется уточнить не позже 4-го квартала с. г.

Очевидно, что новый транзитный коридор через Северный Кавказ вкупе с действующими там порто-железнодорожными маршрутами сможет успешно конкурировать с «обходниками» России в Каспийско-Черноморском регионе. Тем более что в развитии грузотранзита через РФ заинтересованы, повторим, Иран, другие страны Ближнего–Среднего Востока, а это дополнительные внешнеэкономические доходы России. Так что медлить с реализацией столь важного проекта нецелесообразно, в том числе из геополитических соображений.

Кстати, схожие проекты в регионе были разработаны еще в 1950-х – середине 1970-х, уточнены в 90-х и позже, но по разным причинам не были реализованы.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4477
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика