Активное развитие внешнеэкономических связей России с дружественными странами, особенно с Ираном и другими странами Ближнего и Среднего Востока, требует адекватного инфраструктурного обеспечения, в том числе транзитных перевозок грузов этих стран через территорию РФ. Важно также своевременно реагировать на планы коллективного Запада увеличивать международные грузоперевозки по маршрутам, обходящим Россию.
В контексте этих факторов стратегическую значимость обретает создание дополнительной Транссеверокавказской железнодорожной магистрали, которая, во-первых, по кратчайшему маршруту соединит черноморские и каспийские порты РФ, во-вторых, создаст новое черноморско-кавказское, то есть юго-западное ответвление от МТК «Север – Юг». Сооружение такой артерии намечается в 2025-2027/28 гг.
Заметим в этой связи, что Евросоюз с начала 2020-х активно лоббирует создание единой эксплуатационной системы, к тому же с низкими транзитными расценками, между портами Азербайджана, Грузии, Румынии и Болгарии, то есть в обход РФ. Такую систему планируется сформировать уже к концу текущего года. Плюс к тому имеется информация о том, что ведется проработка единого, притом бессрочного соглашения ЕС, с возможным участием Великобритании и Турции, со многими странами Центральной Азии и Закавказья о совместном технологическом и финансовом обеспечении развития небезызвестного Транскаспийского коридора (ТКТК) и его ответвлений.
Основной маршрут ТКТК с паромными линиями к портам Румынии и Болгарии
Очевидно, что проекты такого рода нацелены на «изъятие» России из системы мирохозяйственных взаимосвязей. И, соответственно, на переориентацию грузотранзита между многими странами Азии и Европы на маршруты вне РФ. Такой тренд наполнен, безусловно, геополитическим смыслом.
Тем временем на Северном Кавказе действующие ж/д магистрали обеспечивают внешнеторговые перевозки РФ на южном– ближне– и средневосточном направлениях, а также грузовой транзит через РФ стран Центральной Азии, Закавказья, Ирана и ряда соседних с ним стран. Прежде всего, это прикаспийская МТК-магистраль Астрахань–Кизляр–Махачкала–Дербент, выходящая в Азербайджан и далее в Иран. Порты же Махачкалы и Дербента (как и астраханский) «выходят» на черноморские порты РФ пока по двум маршрутам: через Краснодар–Тихорецк и Армавир.
Но растущий спрос на перевозки по этим маршрутам ввиду переориентации транспортно-экономических связей РФ на дружественные страны, в данном случае на Иран и трансиранский коридор с другими странами Ближнего и Среднего Востока, всё чаще приводит к перегруженности тех маршрутов. И, как следствие, к недозагрузке означенных портов. В результате проявляется частичный «уход» грузов с Северокавказской ж/д (СКЖД) на соседние направления в обход России.
Маршруты СКЖД
По данным группы «РусИранэкспо», загрузка в 2023 г. 14 портов Астраханской области (в том числе в дельте Волги) составляла от 10 до 60%, каспийских портов Дагестана – 20-30%. А перевозки груженых и порожних контейнеров на СКЖД за январь-июнь 2024 года сократились на 7,6% в сравнении с тем же периодом 2023 г. Причем количество груженых контейнеров в этих перевозках снизилось на 15,1%, в том числе снижение контейнерных перевозок агросырья и готового продовольствия составило 14%, а машин, оборудования и смежной продукции – на четверть. Перевозки цветных металлов в контейнерах сократились почти на 14%. А ведь эти контейнерные грузы составляют основу международного грузового транзита.
Зато весомо увеличились по СКЖД перевозки в контейнерах зерновых грузов, химудобрений и стройматериалов – соответственно почти в 5 раз, на 27,5% и более чем на треть. Но более чем на 85% – это экспортные грузы РФ.
В то же время ввиду упомянутых факторов грузы частично «устремляются» на железнодорожный коридор Баку–Тбилиси–Карс. «В Турцию и через Турцию начали осуществлять поставки из РФ лесо- и пиломатериалов, металлопроката и угля, – уточняет эксперт Института экономики РАН Александр Караваев. – По окончании к осени с. г. модернизации БТК грузопоток здесь, включая экспортные грузы РФ и транзит, будет увеличен с 1 до 5 млн тонн в год». Также, по данным ЕАБР, более 1,5 млн тонн ежегодно перевозится между Россией и Турцией автотранспортом через Азербайджан и Грузию.
На вышеупомянутые тенденции нужно адекватно реагировать. На днях было объявлено, что готовится строительство новой магистрали на Северном Кавказе. Она обеспечит кратчайшую стыковку российских портов РФ на Каспии и в Сочи-Адлерском районе и дополнительную стыковку этого района с СКЖД. НИИ перспективного градостроительства (НИИПГ, Москва) объявил, что строительство железнодорожной магистрали Адлер–Черкесск–Кисловодск включено в генеральный план развития Сочи–Адлерского района, согласно схеме территориального планирования РФ.
Окончательная трасса магистрали уточняется, но, по данным НИИПГ, уже определено, что она пройдет сперва через Красную Поляну, далее через Псебай или Шедок (юго-восток Краснодарского края) к Черкесску. Затем напрямую к Кисловодску, где сомкнётся с СКЖД. Такая артерия минимум на четверть сократит ж/д маршрут между комплексным портовым районом Туапс–Сочи–Адлер и Кисловодском. А в целом сформирует дополнительный, притом кратчайший выход из российского Прикаспия, а также из Азербайджана и Ирана к черноморским портам РФ (как и в обратном направлении).
Выбор вариантов финансирования, его объем, конкретные сроки сооружения и окончательную трассу Транссеверокавказской магистрали планируется уточнить не позже 4-го квартала с. г.
Очевидно, что новый транзитный коридор через Северный Кавказ вкупе с действующими там порто-железнодорожными маршрутами сможет успешно конкурировать с «обходниками» России в Каспийско-Черноморском регионе. Тем более что в развитии грузотранзита через РФ заинтересованы, повторим, Иран, другие страны Ближнего–Среднего Востока, а это дополнительные внешнеэкономические доходы России. Так что медлить с реализацией столь важного проекта нецелесообразно, в том числе из геополитических соображений.
Кстати, схожие проекты в регионе были разработаны еще в 1950-х – середине 1970-х, уточнены в 90-х и позже, но по разным причинам не были реализованы.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram