Почему интеграция стран Центральной Азии пока труднодостижима - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 18.09.2024 |

Почему интеграция стран Центральной Азии пока труднодостижима

Главным вопросом VI Консультативной встречи глав государств Центральной Азии, которая прошла в Астане 9 августа, стала региональная экономическая интеграция.

Этот вопрос возникает не в первый раз. Однако его решение за рамки деклараций пока не выходило, что связано с объективными обстоятельствами – географией региона и входящих в него государств, их экономическим, технологическим, демографическим потенциалом, политическими интересами, а также позицией внешних сил, в качестве которых выступают Россия, Китай, Иран, Турция, а также внерегиональные игроки – США, ЕС и Япония. Поскольку эти объективные обстоятельства, несмотря на военные действия на Украине, изменились не особенно сильно, есть сомнения в том, что решение проблемы региональной экономической интеграции будет найдено и на этот раз.

Идея активизации экономической интеграции Центральной Азии возникла не случайно и напрямую связана с ростом военно-политической напряженности в Восточной Европе и на Ближнем Востоке. Эти мотивы наиболее отчетливо прозвучали в выступлении президента Узбекистана Ш. Мирзиёева, отметившего, что «Центральная Азия в силу своего геополитического положения в полной мере испытывает на себе все негативные последствия глобального кризиса доверия и эскалации конфликтов». По его словам, военные конфликты на Украине и Ближнем Востоке, а также санкционное давление привели к нарушению традиционных торгово-транспортных связей и возникновению новых торговых барьеров, что напрямую влияет на развитие региона. Именно эти негативные тенденции региональная интеграция и должна преодолеть.

       

Президент Казахстана К.-Ж. Токаев в ходе встречи выделил те направления сотрудничества, которые интеграции должны способствовать. К ним относятся уже существующие крупные инфраструктурные и транспортные проекты, такие как Камбаратинская ГЭС-1 в Киргизии и Рогунская ГЭС в Таджикистане, газовые проекты Казахстана, Узбекистана и Туркменистана, а также развитие транспортных коридоров. К новым, перспективным проектам он отнес развитие сети торгово-логистических и промышленных хабов в приграничных районах, а также «всестороннее партнерство» в таких сферах, как сельское хозяйство, логистика, строительство, текстильная и химическая промышленность. В качестве самостоятельного направления сотрудничества им была выделена сфера образования, науки и культуры, где предлагается сделать акцент на общих исторических сюжетах, популяризации дружбы и солидарности народов региона, а также создании совместных медиапродуктов.

Однако, если разобраться в этих направлениях сотрудничества более детально, можно обнаружить, что большинство крупных инфраструктурных проектов в Центральной Азии реализуется внешними по отношению к ней игроками. Причем интегрируют они страны региона не друг с другом, а с этими самыми игроками. Так, под «газовыми проектами Казахстана, Узбекистана и Туркменистана» явно имеется в виду газопровод Центральная Азия – Китай, построенный на китайские деньги и предназначенный для снабжения природным газом западных регионов КНР. Та же самая ситуация складывается с газопроводом «Средняя Азия – Центр», построенным в советский период для транзита среднеазиатского газа в европейскую часть страны, а в октябре 2023 г. запущенным в реверсивном режиме для экспорта российского газа через Казахстан в Узбекистан. Страны региона в этих проектах выступают в качестве источников сырья (Туркмения), его покупателей (Узбекистан) или же транзитеров, а ключевую роль играют Китай или Россия, с которыми их и связывают газопроводы.

С развитием новых транспортных коридоров положение аналогичное. Ключевой китайский проект «Один пояс – один путь», выдвинутый председателем КНР Си Цзиньпином в сентябре 2013 г., ориентирован, прежде всего, на развитие торгово-экономического сотрудничества региона с восточным соседом. Несмотря на явные выгоды для Центральной Азии в виде роста торговли, развития транспортной инфраструктуры, поступления налоговых платежей и т. п., их главная роль в этом проекте – служить транзитной территорией для экспорта китайских товаров в страны ЕС и на Ближний Восток. Об этом наглядно свидетельствует проект железной дороги Китай – Киргизия – Узбекистан, соглашение о строительстве которой было подписано в июне этого года. Ее ключевая задача – экспорт китайских товаров в Европу. Причем связывать она будет Киргизию и Узбекистан (в перспективе – и Туркмению) с Китаем, скорее разъединяя, а не соединяя страны Центральной Азии между собой.

Похожая ситуация и с международным транспортным коридором «Север – Юг», восточная ветвь которого в существующей конфигурации посредством автомобильных и железнодорожных путей свяжет Россию, Казахстан, Туркменистан и, возможно, Узбекистан с Ираном и странами Южной Азии, включая Индию. Центральную Азию как регион он отнюдь не объединяет, а поскольку основными заинтересованными в этом маршруте сторонами выступают Россия и Иран, такая задача ими и не ставится. Причем если российско-иранский коридор «Север – Юг» соединяет часть стран Центральной Азии в меридиональном, то китайский «Один пояс – один путь» – в широтном отношении. Во многом они выступают как конкурирующие проекты. Против железной дороги Китай – Киргизия – Узбекистан, например, долгое время выступала Россия, воспринимая его как конкурента собственным планам по развитию логистических цепочек в регионе. И только после начала СВО свои возражения Москва сняла.

С гидроэнергетическими проектами ситуация обстоит сложнее. Теоретически они действительно могли бы стать локомотивом региональной интеграции, поскольку дефицит электроэнергии и особенно воды ощущается во всех странах региона. Однако на деле их интересы зачастую оказывается непросто согласовать. Так, в строительстве Рогунской ГЭС, самой мощной в Центральной Азии, с ее крупнейшей в мире плотиной могли бы быть заинтересованы расположенные ниже по течению Амударьи страны региона, особенно Узбекистан. Однако из-за политических противоречий с Ташкентом Таджикистан в свое время предпочел строить ее сам, что привело к огромным затратам, которые в 2023 г. достигли 4% ВВП. Более удачным пока выглядит проект Камбаратинской ГЭС-1 в Киргизии, для строительства которой Бишкек, Ташкент и Астана планируют создать акционерное общество. В случае успешной реализации этого проекта станция станет крупнейшей в Киргизии и позволит решить значительную часть не только энергетических, но и водных проблем региона.

Торгово-логистические хабы в приграничных областях также будут ориентированы на интересы тех стран, которые генерируют товарные потоки. И нужны они главным образом Китаю, который из-за различной ширины железнодорожной колеи вынужден менять на границе колесные пары или же перегружать товары в другие вагоны. В случае с Россией особого смысла такие хабы не имеют, поскольку при одинаковой с государствами Центральной Азии ширине колеи грузы могут свободно следовать по ее территории далее через границу к станции назначения.

Существуют и институциональные сложности. Казахстан и Киргизия являются членами ЕАЭС с его внешними таможенными границами, регулированием импортных пошлин, наднациональными органами управления и т. п. Узбекистан, Таджикистан и Туркмения в это объединение не входят и особых планов по присоединению к нему, если не брать во внимание статус Узбекистана как наблюдателя, не вынашивают. Каким образом участие в ЕАЭС будет совмещаться с региональной экономической интеграцией – трудноразрешимая загадка. На выход из ЕАЭС, несмотря на прозападное руководство и антироссийский внешнеполитический курс, пока не решилась даже Армения, которую к этому настойчиво подталкивают США и ЕС. Выгоды от участия в этом объединении для Армении с ее маленьким внутренним рынком слишком велики и очевидны, чтобы отказываться от него в пользу эфемерного членства в ЕС.

В целом же возможности региональной экономической интеграции Центральной Азии, зажатой между Россией, Китаем и Ираном, достаточно ограничены. В экономическом и политическом отношении страны региона вынуждены так или иначе ориентироваться на внешние центры силы.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
13283
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика