Разворот России на Восток: негативные транспортные факторы и их преодоление - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 13.09.2024 |

Разворот России на Восток: негативные транспортные факторы и их преодоление

Во многих портах российского Дальнего Востока и на примыкающих к ним ж/д магистралях к концу августа усилилось чрезмерное скапливание грузов. Особенно контейнерных, в том числе поступающих из стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Это обусловлено, прежде всего, недостаточной пропускной способностью данных транспортных объектов и частично пограничных ж/д переходов с КНР, а также нехваткой контейнеров и многих видов грузовых вагонов.

Специалисты отмечают, что сохранение такой ситуации снижает конкурентоспособность международного грузового транзита через Россию. Более того, оно способно ограничивать экспортные возможности РФ в рамках комплексного внешнеэкономического разворота на Восток.

       

Ввиду известной военно-политической ситуации на традиционном маршруте Индийский океан – Красное море – Суэцкий канал – Восточное Средиземноморье страны ДВ и ЮВА, как и международные транспортные компании, выбирают для грузоперевозок с Европой обходные пути, прежде всего через РФ и другие страны ЕАЭС. К этому побуждают и антироссийские санкции коллективного Запада. Очевидно, что эти маршруты несопоставимо безопаснее, короче и дешевле в сравнении с «транссуэцким» и сверхдальним маршрутами через мыс Доброй Надежды (вдоль побережья ЮАР).

Но упомянутые выше проблемы в портово-железнодорожном ареале российского Дальнего Востока не позволяют в полной мере использовать преимущества евразийской транзитной альтернативы. Как следствие, имеется тенденция к частичному «уходу» транзитных грузов на небезызвестный Транскаспийский коридор: КНР – Казахстан – Азербайджан – Грузия – Турция. По имеющейся информации, за март-июль около 25% объема экспортных грузов стран ДВ и ЮВА, предназначенных для Европы и частично для стран Восточного Средиземноморья, были переориентированы с дальневосточного железнодорожно-портового ареала РФ на Транскаспийский коридор и его ответвления.

Основные транзитные коридоры Восток – Запад – Восток

Многие эксперты сходятся во мнении, что программа развития Восточного железнодорожного полигона России, реализуемая с середины 2010-х, слабо увязана с тенденциями внешнеторговых и транзитных грузопотоков, как и с планами развития портовых мощностей в Дальневосточном регионе. Причем главный акцент в развитии этих мощностей – увеличение экспорта угля. Поэтому внешнеэкономический разворот РФ на Восток, развивающийся с середины 2022 г., тем более добавил проблем для дальневосточной транспортной системы. Что, в свою очередь, косвенно, а то и впрямую влияет на перевозочные возможности большей части железнодорожно-портовой сети РФ.

Основные магистрали Восточного ж/д полигона

По данным компании «Сухой порт Находка» (управляет резервным контейнерным терминалом в этом порту), в регионе сохраняется дефицит вагонов и контейнеров под погрузку, а смежная проблема – это «высокая перегруженность контейнерами на станциях Западносибирской ж. д. из-за дефицита вагонов-платформ» (основной тип вагона для контейнерных грузов. – Ред.). Отсюда проистекают опасения, что грузы будут следовать со значительным превышением контрактных сроков доставки.

Соответственно, фиксируется резкое снижение объемов импортных и транзитных грузов с Дальнего Востока. Так, на некоторых подмосковных ж/д терминалах снижение этих объемов составило 11–50%.

По оценкам директора по оперативной работе компании «РТСБ РУС» Павла Васильева, контейнерные грузы простаивали в июне-июле «и в российской части ж. д. погранперехода Забайкальск – Маньчжурия» (восточносибирский ж/д погранпереход РФ-КНР). Последствия, как отмечает П. Васильев, крайне чувствительные: «горят» контрактные обязательства; выставляются крупные неустойки от поставщиков или получателей». Эти проблемы, в том числе на многих погранпереходах РФ-КНР, подтверждены и Евразийским союзом железнодорожных грузовых перевозчиков.

Негативно влияет и то, что в первом квартале с. г. были отменены сниженные тарифы для контейнерных поездов и приоритетность их пропуска по Восточному ж/д полигону, действовавшие в 2022-23 годах по поручению президента РФ. В результате количество заказов на отправку контейнерных поездов на Восток сократилось наполовину, что, в свою очередь, усилило проблемы с внешнеторговыми и транзитными грузопотоками в регионе. Опять же упомянутая отмена связана с дефицитом контейнеров и вагонов-платформ на ряде магистралей, особенно стыкующихся с Восточным полигоном и с примыкающими к нему портами. А это затрудняет формирование контейнерных поездов.

Тем временем диспропорция в импортных, в том числе транзитных, и экспортных перевозках РФ, особенно из Сибирско-Дальневосточного региона стремится к соотношению 3:1. «Так что, – отмечает гендиректор контейнерного холдинга «Фининвест» Александр Кахидзе, – при дефиците платформ другого пути, кроме как развивать отправки контейнеров с Дальнего Востока в полувагонах, не будет». Но это вариант, по его словам, высокозатратный, более сложный и длительный.

Для решения означенных и смежных проблем эксперты предлагают такие приоритетные меры: во-первых, развивать железнодорожные связки между дальневосточными портами РФ и российскими транспортными погранпереходами с КНР (и Монголией). Во-вторых, повысить обеспеченность контейнерами и вагонами-платформами внешнеторговые и особенно транзитные перевозки. В-третьих, более активно использовать для таких перевозок бывшую КВЖД с ее веткой на транспортный погранпереход Хэйхэ-Благовещенск, обеспечивающую кратчайший маршрут между сибирским сектором Транссиба и портами Приморского края.

Для этого необходимо специальное соглашение с КНР, регламентирующее загрузку магистрали внешнеторговыми, транзитными грузами РФ и тарифную политику в этих перевозках. Для льготных тарифов здесь для России могут потребоваться встречные сниженные расценки для китайских грузов на железных дорогах Сибири и Дальнего Востока и/или в дальневосточных портах РФ.

Предлагается также активнее использовать малозагруженные мощности близлежащих портов КНДР (Раджин и Сонбонг), связанных Транссибом с РФ: в этих портах у российской стороны – режим наибольшего благоприятствования.

Кроме того, эксперты предлагают просчитать варианты загрузки дальневосточного железнодорожно-портового ареала России с учетом планируемых в 2024-25 гг. зон свободной торговли РФ-Евразийского союза с Индонезией и Таиландом. Экспортный потенциал этих стран, в том числе для РФ-ЕАЭС, включает широкий ассортимент сырьевой, промежуточной и готовой продукции.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1998
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика