В преддверии т. н. Дня независимости Украины, отмечаемого 24 августа, киевский режим принял законопроект «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций». Согласно документу, в течение ближайших десяти месяцев в стране будет прекращена деятельность религиозных общин, имеющих административно-руководящий центр «в государстве, осуществляющем вооружённую агрессию против Украины» (под таковым государством понимается Россия). Из 401 депутата за проголосовали 269, воздержались 24.
За данной формулировкой стоит распоряжение запретить Украинскую православную церковь (УПЦ). Ранее в названии УПЦ содержалось указание на её принадлежность Московскому патриархату (УПЦ МП), но в 2019 г. это упоминание убрали из названия. Церковь даже по названию стала украинской, но киевским властям и этого мало. Теперь идёт речь о полном запрете УПЦ.
Эксперименты с православием власти Украины начали ставить сразу после обретения самостийности. В 1992 г. образовали Украинскую православную церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) во главе с Филаретом Денисенко, лишенным сана и отлученным РПЦ от церкви. Её клирики одобряли русофобскую политику украинского правительства. На УПЦ КП ориентировались боевики националистической организации УНА-УНСО* (её адепты воевали в Абхазии и Чечне против России). УПЦ КП нужна была Киеву как религиозный противовес канонической УПЦ МП, но последняя, будучи традиционной церковью для украинцев, по количеству верующих намного опережала УПЦ КП.
В 1989 г. была воссоздана Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) – прямая наследница прогитлеровской УАПЦ, действовавшей на территории оккупированной Украины в 1942–1944 гг. УАПЦ проводила свои соборы только в городах, занятых немецкими войсками, назначение на церковные посты проводила исключительно с одобрения германских властей.
В 1945 г. УАПЦ сбежала на Запад вместе с нацистами. Продолжала руссоненавистническую пропаганду в странах проживания украинской националистической эмиграции. Неудивительно, что УАПЦ канонизировала священника-русофоба Василия Липковского (1864–1937), пропагандировавшего церковный раскол ещё во времена царской России и отрёкшегося из идеологических соображений от богослужебного церковнославянского языка в пользу бытового украинского.
Умеренные украинские националисты посещали УПЦ КП, радикальные – УАПЦ. Эти церкви играли роль идеологических полюсов для православных регионов Западной Украины как колыбели украинского национализма. Волынская и Ровенская области – преимущественно православные регионы, в то время как Тернопольская, Львовская, Ивано-Франковская – грекокатолические. В Волынской и Ровенской областях сильны позиции украинского национализма, но они стали ещё сильней после появления УАПЦ и УПЦ КП вместо канонической УПЦ МП, призывавшей не к вражде, но к братолюбию.
В 2019 г. переименование УПЦ МП просто в УПЦ обосновывалось стремлением к независимости и правом решать церковно-административные вопросы без вмешательства Московского патриархата. Но о каком вмешательстве Москвы может идти речь, если даже до этого украинские православные иерархи были связаны с Московским патриархатом только молитвенно, т. е. поминали в молитвах патриарха Кирилла и общих для России и Украины святых, и не более того? Организационно и административно УПЦ МП была полностью свободна.
Лозунги о духовной свободе были лишь предлогом. Истинная цель киевского режима – превратить православие на Украине в обслуживающий его инструмент националистической политики, т. е. сделать из православия дубликат грекокатолицизма. Украинская грекокатолическая церковь (УГКЦ) – выразитель религиозных взглядов украинских националистов. УГКЦ дошла до такого кощунства, как изображение на фресках в храмах украинских боевиков, убивавших мирное население Донбасса, обсуждение причисления к лику блаженных отца главаря ОУН* Степана Бандеры за воспитание такого сына и причисление к блаженным самого лидера украинских националистов.
Как видим, в религиозных делах на Украине царит сумятица и неразбериха. Сосуществуют сразу несколько православных церквей и грекокатолическая церковь, которая сохраняет внешний вид православного богослужения, но подчиняется папе римскому. С появлением УПЦ были аннулированы УПЦ КП и УАПЦ. Предполагалось, что они войдут в состав УПЦ, но их клирики отказались это делать и до сих пор заявляют, что их церкви действуют. Как тут не вспомнить пророческие слова Гоголя про украинскую землю: «Засеют как следует, а взойдёт такое, что и разобрать нельзя: арбуз не арбуз, тыква не тыква, огурец не огурец... чёрт знает, что такое!»
Симптоматично, что католические СМИ весьма позитивно отнеслись к запрету УПЦ. Белорусский католический портал Katolik.life в заметке «В Украине принят закон о запрете Православной церкви МП, но есть нюанс» указывает, что речь не о прямом запрете УПЦ, а о запрете на территории Украины «деятельности религиозных организаций, связанных с Российской Федерацией». Дескать, пусть УПЦ разорвёт связи с Русской православной церковью и нет проблем. А если разрывать не захочет, тогда сама виновата.
К слову, портал Katoliк.life ведёт явную прокиевскую пропаганду, рекламирует акции в поддержку ВСУ (сбор католических иконок для отправки украинским воякам на фронт и т. п.). О неонацистской сути киевского режима, как и наследовании украинской армией идеологии Третьего рейха, приспособленной под геополитические и общественные реалии нынешнего века, портал молчит. Появление в составе ВСУ подразделений с явно нацистским душком (батальон ОУН, батальон «Карпатская сечь», отряды «Эдельвейс» и «Нахтигаль») портал тоже не замечает.
Основоположник украинского фашизма Дмитрий Донцов (1883-1973) призывал украинцев отрекаться от православия и переходить в грекокатолицизм как промежуточную религию перед полным переходом в католицизм. Католическая религия, по его мнению, очень подходит для исповедования фашистских взглядов. Поскольку Запад не придумал ничего более русофобского, чем фашизм/нацизм, власти самостийной Украины объявили Донцова героем, назвали в его честь улицы, издали его книги.
Но чтобы постулаты этого маньяка воплотились в жизнь, надо окончательно оторвать украинцев от всего русско-православного, т. е. от духовной их колыбели, ибо предки современных украинцев были сначала русскими и православными, потом стали русскими грекокатоликами (в XIX в. жители нынешней Западной Украины называли свою веру «руськой»), потом украинскими грекокатоликами, а затем и украинскими православными.
Сегодня их превращают в украинских псевдоправославных, ибо сложно назвать истинно православными людей, не принадлежащих к веками освящённой канонической церкви и остающихся глухими к молитвенным строкам «Господи Боже сил, услыши и помилуй нас… се бо, брани хотящия ополчишася на Святую Русь, чающе разделити и погубити единый народ ея». Святая Русь – это Великороссия, Малороссия и Белоруссия. Православие только тем провинилось перед неонацистской кликой Зеленского, что вопреки его политическим махинациям признаёт духовную целостность триединого русского народа, овеянную тысячелетием нашей общей истории.
В Киеве, разумеется, понимают, что украинцев не переделать из православных в грекокатоликов и католиков, пока само православие на Украине не будет «размягчено» русофобской пропагандой и не утратит духовной твёрдости. Ибо через твёрдое православие украинцам не перешагнуть в грекокатолицизм и католицизм. Не имея возможности полностью искоренить духовную связь украинцев (малороссов) с Державной Русью (Россией), киевский режим само православие на Украине подгоняет под националистические рамки.
Для этого и нужны были сначала учреждение раскольнической УПЦ КП, потом УПЦ, а теперь и полный запрет канонического православия, замаскированный под борьбу с деятельностью организаций, связанных с Российской Федерацией.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram