Россия и Индия договариваются о том, как обойти санкционные палки в колёса - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 21.11.2024 |

Россия и Индия договариваются о том, как обойти санкционные палки в колёса

Стараниями западных «партнёров» в нормальных торговых отношениях России и Индии возникли серьёзные проблемы, требующие быстрого решения. Центральные банки двух государств активизировали переговоры о запуске нового механизма подтверждения платежей и о введении базового обменного курса по валютной паре рупия – рубль. Это необходимо для преодоления санкционных барьеров и реализации того объёма рупий, которые российские экспортёры накопили в банках Индии.

Если же смотреть на вопрос более широко, то необходимо скорректировать сам курс двухстороннего взаимодействия и наметить новые пути сотрудничества – что и делается руководством обеих стран.

Проблемы, нуждающиеся в решении

Основным внешнеторговым партнёром России пока является Китай, но в перспективе Индия является для нас не менее интересной. Тем более что в ходе экономического соперничества двух азиатских гигантов Индия начинает вырываться вперед, что прослеживается по многим признакам. Так, начиная ещё с 2017 года, Индия показывает лучшую динамику по приросту денежной массы. Во многом это связано с тем, что последние пять лет были непростыми для китайской экономики: тут и Covid-19, и новый этап торговых войн с Западом. С другой стороны, как ожидается, в период до 2030 года именно на Индию придётся большая часть прироста мирового спроса на нефть. Напомним, что после начала СВО Россия стала крупнейшим поставщиком нефти в Индию, и по некоторым месяцам доля РФ превышала 40% в индийском импорте.

К слову, небезынтересно, что фондовый рынок Индии недавно обогнал Гонконг по капитализации – именно из-за ожиданий стремительного экономического роста в будущем. Опять же, если Индия с 2020 года смогла удвоить вес своих акций в структуре индекса MSCI Emerging Markets с 10% до почти 20%, то доля Китая за тот же период сжалась с 40% до 25%. По итогам 2023 года 48,5% мировых цифровых платежей, осуществляемых в реальном времени, пришлось на Индию. Кроме того, она стала лидером по общему объему денежных переводов данного вида – их сумма составила 115,3 млрд долларов.

Запад посредством имеющегося в его распоряжении санкционного механизма отчаянно вставляет палки в колеса экономического сотрудничества России с великими азиатскими державами. Свои специфические проблемы возникли в сфере российско-китайского взаимодействия, есть они и в отношениях российских и индийских деловых субъектов. Но есть и взаимный настрой на их решение. Так, одним из результатов июльского визита в Москву премьер-министра Нарендры Моди стала договорённость, заключённая им с Владимиром Путиным, о разработке механизма быстрого перевода денег между странами. Нужда в сближении российской и индийской финансовых систем возникла из-за беспрецедентного роста двусторонней торговли и введённого Западом для российских банков запрета на использование платёжной системы SWIFT. Поскольку около 60% торговли между Индией и Россией сейчас происходит в национальных валютах, странам нужны более оперативные платежи.

Другая насущная задача – договориться о взаимном признании национальных банковских карт, сделать так, чтобы можно было использовать в России карты RuPay (национальная платежная система Индии: акроним от слов rupee (англ. «рупия») и payment (англ. «оплата»)), а карты МИР, соответственно, в Индии. Кроме того, обе стороны хотят разработать двустороннее инвестиционное соглашение. 17 августа индийское издание The Economic Times сообщило со ссылкой на два источника, что две страны в настоящее время работают над идеей создания динамического базового обменного курса, предназначенного для преодоления санкционных барьеров. Введение такого курса позволит создать валютный рынок «рупия-рубль» и в то же время поможет обеспечить более широкое использование российских резервов в рупиях, накопившихся у РФ в результате торговли между двумя странами после начала СВО.

Не секрет, что Индия импортирует из РФ больше, чем поставляет, и, соответственно, вынуждена платить крупные суммы. По данным индийского министерства торговли, в 2023/24 финансовом году (закончившимся 31 марта), экспорт Индии в Россию составил лишь 4,3 млрд долларов, в то время как импорт из России – 61,4 млрд долларов (88% этого объема составила российская нефть).

В связи с этим замглавы Минэкономразвития РФ Владимир Ильичев говорит, что России крайне необходимо добиться сокращения торгового дисбаланса, особенно если помнить, что Моди и Путин поставили цель достичь к 2030 году товарооборота в 100 млрд долларов (то есть более 8,3 млрд ежемесячно). В. Ильичев подчёркивает, что Россия заинтересована в расширении поставок из Индии по широкому списку товаров. Посол Индии в РФ Винай Кумар ранее говорил, что его страна готова продавать России больше промышленных и потребительских товаров, однако на этом пути есть проблемы, которые нужно решить. «Мы готовы продавать», – подчеркнул дипломат.

Базовый обменный курс

По словам В. Ильичева, процесс выравнивания торгового дисбаланса шёл бы быстрее, если бы были решены вызванные санкциями проблемы с банковскими расчетами. В свою очередь, сотрудник издания Times of India в России Девадатхан Наир рассказывает, что переговоры о создании «моста» между финансовыми системами двух стран идут как минимум с конца 2022 года. Однако их прогрессу мешает давление на индийскую сторону со стороны западных партнеров. «Западные страны – это основной партнёр для бизнеса в Индии, поэтому банковская система нашей страны настроена на работу соответствующим образом. Когда индийский банк решает, что хочет работать с российскими рублями, его западные партнеры начинают ставить ему палки в колеса. Попытки активнее работать с Россией предпринимались неоднократно, но каждый раз сталкивались с неприкрытым давлением. Однако правительство Индии намерено расширять сотрудничество с Россией. Поэтому идёт поиск такого решения, как говорят русские, чтобы и волки были сыты, и овцы целы», – объясняет Наир.

Участвовать в решении этого вопроса индусов побуждает важность для их страны России как торгового партнёра. «Индия является одним из наших ключевых торговых партнёров – и в последние пять лет товарооборот вырос в пять раз. Экспорт в 2023 году вырос на 66,1%, импорт увеличился на 23%. В прошлом году Индия поднялась на второе место и достигла доли 8% в общем объёме товарооборота России», – сообщает В. Ильичев. Добавим к этому, что в июле Индия закупила у России сырой нефти на 2,8 млрд долларов, что сделало её вторым по величине покупателем после Китая. При этом полученные россиянами рупии в значительной степени оседают мёртвым грузом и использовать их весьма проблематично.

Рупия, как известно, не является свободно конвертируемой валютой. Без специального межправительственного соглашения держатели рупий не могут просто обменять её на иностранные валюты. «Конечно, возможно на рупии закупить в Индии различные товары подходящего качества и цены, вывезти их за границу и потом продать, но это непростая задача для предпринимателей. Здесь есть проблемы с логистикой: она для России сложнее и дороже, если сравнивать с Китаем. Поэтому нужны решения в финансовой сфере», – разъясняет Девадатхан Наир. Поэтому российские финансовые учреждения обратились в Резервный банк Индии. Они попросили разработать механизм, который позволил бы им использовать рупии, хранящиеся на российских счетах в Индии, для инвестиций в местные акции и ценные бумаги.

Финансисты двух государств обсудили создавшееся положение в ходе недавней встречи в Москве. Переговоры их носили непубличный характер, но кое-какая информация всплыла. Участники встречи говорили о том, что для установления рабочего обменного курса рупия и рубль должны торговаться на бирже в обеих странах в течение длительного периода времени. Тут нужно учитывать, что сейчас банки, осуществляющие экспортно-импортные платежи или операции по движению капитала между Россией и Индией, по-прежнему вынуждены конвертировать эти валюты в американские доллары. Таким образом, получается, что для установления обменного курса между рупией и рублем необходимо практически одновременно проводить две операции – фиксировать курс рупии к доллару и доллара к рублю. Но в том-то и дело, что из-за лишения россиян доступа к SWIFT объём валютных операций, номинированных в долларах, в России значительно сократился.

Учитывая эти реалии, участники встречи в Москве предположили, что можно было бы использовать базовый обменный курс рупии к рублю, который может устанавливаться и корректироваться Резервным банком Индии и Центральным банком России в соответствии с рыночными реалиями. Для того же, чтобы базовая ставка была ставкой транзакции, властям двух стран необходимо заключить специальное соглашение. Такого рода механизм уже применяется в торговле Индии с Объединенными Арабскими Эмиратами – именно для проведения операций в рупиях или дирхамах без необходимости привлечения доллара.

Нужна единая валюта БРИКС

Доцент факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Ольга Харина поясняет, что базовый обменный курс, о котором договариваются центробанки России и Индии, – это удобный механизм, который поможет государствам рассчитаться по сделкам в недолларовых валютах. «Введение такого курса поможет избежать двойной конвертации, минуя доллар при обработке платежей. Это должно положительно сказаться на объёмах взаимной торговли и помочь преодолеть санкционные барьеры. Одним только базовым курсом обеспечить всеобъемлющее экономическое партнерство, подобное тому, которое существует между ОАЭ и Индией, не получится. Но это поможет снизить зависимость от американской валюты и финансовой системы», – считает О. Харина.

Глава направления по исследованиям Индии бизнес-школы «Сколково» Лидия Кулик напоминает, что, хотя рупия не свободно конвертируема и последние десятилетия плавно слабела к доллару, в целом её колебания синхронны колебаниям валюты США. Другими словами, рупия демонстрирует немалую стабильность – и то же самое можно сказать про макроэкономические показатели Индии. По её словам, механизмы российско-индийской торговли и платежей сейчас работают более или менее нормально, но механизмы расчетов, а также логистику можно и нужно совершенствовать. «Перед регуляторами стран БРИКС стоит большая задача – выработать новые высокотехнологичные механизмы расчетов, которые бы не задействовали недружественные и дискредитировавшие себя платежные инструменты», – констатирует эксперт.

Здесь, кстати, разговор неминуемо переходит на более глобальную задачу – необходимо введение единой валюты стран БРИКС. Только её наличие даст возможность полностью, раз и навсегда решить проблемы с расчётами, существующие сейчас между Россией и дружественными ей странами. Впрочем, это задача, не предполагающая быстрого решения. Куда раньше стоит ждать создания единого клирингового центра для государств БРИКС.

Декан факультета международных экономических отношений Финансового университета Павел Селезнев объясняет: «Проще говоря, страны БРИКС переходят на расчеты друг с другом в национальных валютах, а все технические вопросы, связанные с конвертацией, решает новый клиринговый центр. Сейчас это пока более жизнеспособная схема. То, что Москва ведёт такие переговоры с Дели, объясняется, с одной стороны, подъёмом индийской экономики и ростом спроса, а с другой – взаимной заинтересованностью в поставке энергоресурсов. Обе стороны понимают, что расчёты по таким сделкам необходимо вывести из-под контроля Минфина США, отказавшись от доллара», – говорит специалист.

Промежуточные итоги российско-индийского сотрудничества были подведены в ходе состоявшейся 15 августа в Москве встречи советника президента России Антона Кобякова с послом Индии в РФ Винаем Кумаром. «За минувшие десятилетия традиционно дружественные российско-индийские отношения развивались по нарастающей и достигли уровня особого стратегического партнерства. Сотрудничество развивается по широкому кругу тем: Москва и Нью-Дели взаимодействуют на равноправной основе в торговле, энергетике, науке, инвестиционной, туристической и природоохранной сферах. Важно, что укрепляется и кооперация двух стран в рамках интеграционных объединений, что имеет особенное значение для формирования суверенного многополярного мира», – подчеркнул А. Кобяков. Посол Кумар со своей стороны отметил комплексный подход к развитию отношений как в двустороннем формате, так и в рамках БРИКС, особо акцентировав внимание на работе по продвижению межбанковского сотрудничества по линии центральных банков обеих стран. Работа продолжается…

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1147
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика