Не переоценивают ли в Армении собственные транзитные перспективы? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 16.09.2024 |

Не переоценивают ли в Армении собственные транзитные перспективы?

Минэкономики Армении на днях заявило, что страна «ведет активную работу над созданием новых логистических направлений». В связи с этим Чабахар – иранский порт в бассейне Индийского океана назван «важным звеном» в формировании этих направлений. Отмечено также, что в ближайшее время в ИРИ должна пройти трехсторонняя встреча Армении, Ирана и Индии по запуску трехстороннего торгового маршрута.

Ереван поясняет, что через Чабахар Армения получит надежный выход к Индии и перспективным рынкам Юго-Восточной Азии. Маршрут через Иран и Армению позволит, мол, сократить расходы на транспортировку транзитных грузов на 25%, а время доставки – более чем вдвое, в сравнении с маршрутом через Суэцкий канал. Таким образом, Армения в этом случае «станет важным транзитным узлом».

Хотеть, как говорится, невредно. Но означенные планы слабо согласуются с реалиями.

С учетом транспортно-географического положения страны речь может идти, прежде всего, об автомобильном коридоре от армянско-иранского приграничного Мегри до иранских Меренда или Тебриза (примерно 200 км). Затем по железной дороге до Чабахара, но это весьма протяженный путь (минимум 1100 км). Что же касается позиционирования Армении в качестве транзитного хаба, подразумевается дальнейшее использование портов Грузии (Батуми, Поти, Супса, Анаклия), состыкованных железной дорогой с Арменией. Таким образом, географическая «связка» между портами Черного моря и Персидского залива / Индийского океана вроде бы есть.

Но… Еще в декабре 2021 г. Иран, Азербайджан и Грузия достигли соглашения о развитии транзитного коридора с участием иранских и грузинских портов. А это в обход Армении. В этом коридоре уже перевозятся транзитные грузы, в том числе на Балканы и в обратном направлении. Согласно оценке этого соглашения иранской стороной, «Грузия и Азербайджан приложили большие усилия для улучшения своей транспортной инфраструктуры, поэтому мы постарались расширить сотрудничество с этими странами». Заметим: и это при том, что между Ираном и черноморскими портами Грузии наименьшее расстояние обеспечивается через Армению, а не через Азербайджан.

Что же касается упомянутого авто-железнодорожного маршрута Армения-Иран, то в сравнении с действующим соседним железнодорожно-морским коридором в рамках МТК «Север – Юг» (РФ–Азербайджан–Иран–Индия) маршрут через Армению более протяженный и, соответственно, более затратный. Его конкурентоспособность повысилась бы, например, при восстановлении кратчайшей ж/д магистрали Иджеван-Газах (Армения- Азербайджан), действовавшей в 1983-90-м гг., это всего лишь около 50 км. Проходивший через северо-восток Армении – северо-запад Азербайджана этот маршрут сегодня обеспечил бы связку Армении, а также Турции и иранско-армянского маршрута с Россией опять же по кратчайшему направлению.

Однако восстановление этого железнодорожного участка упирается в известную политическую ситуацию между Арменией и Азербайджаном. Вдобавок к данному участку примыкают изолированные районы экс-Азербайджанской и экс-Армянской ССР, соответственно Армении и Азербайджана, но их статус после распада СССР поныне не определен.

Трансрегиональные ж/д артерии в Закавказье

Профильные ведомства Армении в декабре 2023 г. оценивали стоимость восстановления линии Иджеван-Газах почти в 200 млн долл. (с учетом маршрута из Еревана / в Ереван – 320 млн долл.). В марте 2021 г. и позже сообщалось, что «идут рабочие обсуждения проекта восстановления этой линии», но, похоже, с середины 2023-го дело застопорилось прежде всего по политическим причинам. Плюс к тому для грузового транзита между Европой и Азией всё активнее используются – в обход России и Армении – Транскаспийский коридор и новая (со второй половины 2010-х) стальная магистраль Баку–Тбилиси–Ахалкалаки–Карс-Анкара–Балканы. В связи с этим резонно предположить, что в Баку с учетом в том числе политического климата с Ереваном более заинтересованы в этих маршрутах, как и в большей загрузке МТК «Север – Юг».

Позиционированию Армении как конкурентоспособного транзитного хаба способствовало бы создание железной дороги между приграничным с Ираном Мегри и близлежащим иранским Мерендом – примерно 240 км. Это, кстати, давний проект, инициированный еще в 1950-х (причем он поддерживался властями монархического Ирана). Но тогда исправно действовал транзитный ж/д маршрут через соседнюю азербайджанскую Джульфу, и советская сторона предпочла не нарушать status quo. Позднее армяно-азербайджанский конфликт привел к блокированию Джульфы, которое сохраняется до сих пор.

Сопредельные с Ираном ж/д артерии Южного Закавказья

Еще в 2013 г. Армения предложила Ирану совместно построить артерию Мегри-Меренд, что было поддержано. Но в Ереване рассчитывали и, видимо, поныне рассчитывают, что финансирование строительства будет в основном иранским. А вот на это Тегеран не согласился. «Иран готов к строительству железной дороги, но необходимы совместные инвестиции. Идите навстречу, и мы сделаем следующий шаг», – заявил в феврале 2018 г., выступая в Ереванском госуниверситете, Сейед Саджади, тогдашний иранский посол в Армении. Позиция Ирана в этом вопросе по сей день не изменилась.

Впоследствии правительство Армении стало сетовать на неопределенность с реальной загрузкой этой магистрали, заявив, что «строительство железной дороги Армения-Иран не самоцель». Между тем инвестстоимость создания такой магистрали в 2008 г. оценивалась профильными экспертами минимум в 1 млрд долл., а к концу 2010-х возросла почти до 2,3 млрд долл. Так что замысел так и остается проектом. И пока нет информации, что в этот проект может вложиться Индия.

Проект железной дороги Армения – Иран

С учетом упомянутых факторов активность Армении по внедрению в международный грузотранзит связана, прежде всего, с заинтересованностью в возобновлении железнодорожного сообщения с Турцией, заблокированного Анкарой с осени 1993 г. По некоторым экспертным оценкам, такая ситуация ежегодно сокращает экспортные доходы Армении примерно на 15% (так как для экспорта-импорта во многие страны приходится использовать дальний транзитный маршрут через Иран и платить за перевалку грузов в грузинских портах).

При этом активное развитие экономических связей Армении с Евросоюзом с 2023 г. повышает значимость прекращения турецкой ж/д блокады. Ибо порты Турции с примыкающими железными дорогами, особенно транстурецкой магистралью Акъяка–Карс–Эрзурум–Анкара–Стамбул–ответвления на Балканы, являются географически стержневым, притом кратчайшим коридором между Арменией и ЕС.

В этой сфере уже обозначена конкретика. А именно: в коммюнике по итогам 5-й встречи спецпредставителей Турции и Армении, состоявшейся 30 июля с. г. на взаимной границе, отмечено: «Стороны договорились оценить технические потребности, которые потребуются в случае ввода в эксплуатацию пограничного железнодорожного участка Акъяка/Ахурик». Стороны «подтвердили свое согласие продолжить без каких-либо предварительных условий этот процесс, конечной целью которого является полная нормализация».

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3343
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика