Пользуясь ситуацией на Украине, Польша стремится скорректировать украинскую национальную идентичность в сторону предельно радикальной русофобии.
На день т. н. независимости Украины 24 августа в Киев прибыл для участия в торжествах и переговорах с просроченным украинским президентом Владимиром Зеленским и премьер-министром Денисом Шмыгалем президент Польши Анджей Дуда. «Ваш день независимости – в определённом смысле это также праздник независимости всей Центральной Европы. Потому что без независимой Украины сложно думать о независимой Польше, Литве и других государствах нашего региона. Мы с самого начала поддерживали ваши прозападные устремления… Польша поддерживала, поддерживает и будет поддерживать вашу борьбу…» – провозгласил Дуда.
В его словах – полная расшифровка чаяний, какие Варшава возлагает на Украину. Центральная Европа традиционно включала в себя Австрию, Швейцарию, Лихтенштейн, Люксембург, Чехию, иногда Словению и Германию как ядро Центральной Европы. Польский эмигрантский историк Оскар Халецкий, дабы оспорить право Германии быть единоличным гегемоном в регионе, выдвинул с точки зрения географии абсолютно искусственную концепцию Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ), куда включил Польшу и другие страны, принадлежащие к Восточной, а не Центральной Европе.
Опусы Халецкого носили исключительно идеологический, а не исторический характер. Их цель – обосновать право Варшавы играть свою роль в ЦВЕ в противовес Германии. Прилагательное «восточный» по отношению к Польше в контексте концепции ЦВЕ часто опускается, и получаем Центральную Европу, к которой будто бы цивилизационно, исторически и географически принадлежит Польша. Как раз о такой Центральной Европе и заговорил Дуда в Киеве.
Для Варшавы такая позиция выгодна тем, что, если Польша находится в Центральной Европе, тогда всё, что находится к востоку от неё, в т. ч. Украина, принадлежит Восточной Европе. Восточноевропейскость трактуется здесь как отсталость, замшелость и неспособность войти в лоно цивилизованных государств. Вот почему с такой же маниакальностью, как у Польши, от принадлежности к Восточной Европе отнекивалась Румыния, настаивая, что она находится в Южной Европе.
Восточноевропейскость в нынешней пропаганде Запада – это идеологический конструкт. Приписывая себе центральноевропейскость, Польша оставляет на долю Украины восточноевропейскость со всеми вытекающими характеристиками. Западная граница Восточной Европы всё время смещается, потому что это политическая идея, а не географический факт. В XIX в. Восточной Европой считалось всё, что лежит к востоку от Австрии. В ХХ в. – всё, что на восток от Германии, после распада Организации Варшавского договора – всё, что на восток от Польши, Словакии и Румынии.
Варшаве выгодно, чтобы Украина стремилась выйти из Восточной Европы в лоно Центральной Европы, но так и не вышла. Зачем полякам Украина, которая перестанет играть роль буфера, отделяющего Польшу от России? На уровне политического восприятия членство в ЕС и НАТО не означает автоматического «переселения» из Восточной Европы в Центральную, поэтому польское руководство поддерживает присоединение Киева к этим структурам. Полякам от этого даже лучше: Украина в ЕС и НАТО – залог того, что она не воссоединится с Россией в единый государственный организм. Но территориально Украина останется для Польши всё тем же буфером, дающим стратегическую глубину и отделяющим её от России.
Польша боится территориального соприкосновения с Россией на востоке, поскольку вынашивает экспансионистские планы выбиться при поддержке англосаксов в лидеры ЦВЕ. Вашингтон и Лондон считают лидерство Берлина в регионе нежелательным ввиду риска экономических договорённостей с Москвой. Германия – локомотив ЕС, и это звание ей нужно поддерживать соответствующими экономическими показателями. Куда выгоднее англосаксам политическое лидерство Варшавы, всегда исповедующей русофобскую политику. Чтобы у Польши всё получилось, ей нужна русофобская Украина между нею и Россией.
Для этого украинцы должны обладать необходимым мировоззрением. Над конструированием этого мировоззрения трудятся в Польше целые аналитические центры, научные учреждения, журнальные редакции вроде Института национальной памяти, Центра польской мысли, издания «Новая Польша» и других.
Центр им. Ю. Мерошевского (Centrum Mieroszewskiego) провёл в июле весьма показательную конференцию «Как отпугнуть Россию: сопротивляемость Украины и западного общества». Не сопротивление, а именно сопротивляемость, что подразумевает враждебность к России как черту национальной психологии. Говорили об укреплении позиции НАТО на Балтике, обстановке в Белоруссии и т. д. Украина сама по себе, без привязки к этим регионам Варшаве не нужна. Т. н. ягеллонская геополитическая доктрина, разработанная ещё в XV в. династией Ягеллонов, предусматривает натиск Польши на восток и перманентную вражду с Россией, и на украинцев поляки смотрят исключительно в таком контексте.
Морщат лоб: как отпугнуть Россию?
Любой, кто оспаривает разумность такой политики, подвергается шельмованию. Граф Адам Гуровский (1805-1866) видел в России лидера славянского мира, а родную Польшу называл «кровавым призраком, преследующим правительства и народы: тенью китайского фонаря, которым демагоги развлекают безумцев». Этого ему в Польше не могут простить до сих пор.
Центр носит имя Юлиуша Мерошевского не случайно. В 1970-х вместе с публицистом Ежи Гедройцем он был соавтором доктрины ULB (Украина – Белоруссия – Литва), подразумевающей отделение от СССР этих республик с дальнейшим приходом к власти националистических режимов, которые превратят свои республики в антироссийский «санитарный кордон» под контролем Польши. Учреждена премия им. Гедройца, стипендия им. Мерошевского, ими награждают тех, кто трудится над укреплением идеологии ULB в наши дни.
В фарватере данной идеологии центр издал антологию Wojna 2022 («Война 2022») – сборник работ о войне на Украине сорока украинских писателей и поэтов из числа национал-русофобов. Где нашлось сразу сорок литераторов на Украине, да ещё таких выдающихся, что их мысли стоит издать отдельной книгой? До 2022 г. их столько не было, и никогда ранее никто не издавал таких антологий. Но Варшава спешит воспользоваться моментом и собрала в кучу всех, кого на Украине можно хоть каким-то боком окрестить званием писателя или поэта, и зафиксировала их русофобские мысли на бумаге.
Цель антологии – законсервировать агрессивное состояние украинских умов, сделать русоненавистничество конститутивной частью украинского национального характера и внушить жителям Украины, что ничего другого у украинцев никогда не было и не нужно, чтобы было в будущем.
Доходит до откровенных манипуляций. На границе Украины и Белоруссии появились рекламные щиты со словами, которые звучат одинаково по-польски, по-украински и по-белорусски, но совсем иначе по-русски. Например, «красный» по-польски «червоны» (czerwony), по-украински «червоний», по-белорусски «чырвоны». Тем самым хотят показать, будто поляки, украинцы, белорусы – народы одной культуры, а русские – нечто отдельное. Но это ложь. Манипуляторы намеренно написали слова, которые звучат одинаково в польском, украинском и белорусском языках, но не написали слова, которые звучат одинаково по-русски, по-украински и по-белорусски, но совершенно иначе по-польски. А таких слов огромное количество!
Варшаве нужна подконтрольная украинская идентичность, которая интеллектуально будет стоять ниже польской государственной идеологии и польского национального характера. Только такой украинской идентичностью сможет Польша управлять.
В советском фильме «Тревожная молодость» (1955) есть сцена, где петлюровец, уставившись на изображение муравьеда, спрашивает гневно: «А это кто?» Ему отвечают: «Представитель животного мира – муравьед неполнозубый». Тыкая в портрет Пушкина, националист возмущённо восклицает: «А это чей представитель? Иудеев?» «Это Пушкин! Светило мировой литературы», – последовал ответ.
– Понавешали тут всяких кацапов, москалей проклятых! Снять!
– А муравьед?
– Муравьеда пока оставить.
Украинский национализм умом стоит не выше муравьеда. Польшу это устраивает.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram