Нефтегазовая отрасль Казахстана: правительство перераспределяет доходы - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 16.09.2024 |

Нефтегазовая отрасль Казахстана: правительство перераспределяет доходы

Экономика Казахстана всегда отличалась высокой зависимостью от экспорта природных ископаемых, важнейшее место среди которых занимают углеводороды. Именно развитие нефтегазового сектора в свое время позволило республике войти в число развивающихся стран, став одним из экономических лидеров Центрально-Азиатского региона. Вместе с тем чрезмерная зависимость от сырьевого комплекса является определенным препятствием на пути дальнейшего развития национальной экономики, в том числе из-за ряда ошибок, которые были допущены в прошлые годы.

Речь в данном случае идет о неравномерном распределении доходов от экспорта нефти и газа, значительная часть из которых не попадает в бюджет государства. Поэтому неудивительно, что казахстанские власти в последние годы стали уделять особое внимание данному вопросу.

Стоит напомнить, что основную часть валюты Казахстану приносят сырье и первичная переработка. При этом сам нефтегазовый сектор составляет порядка 11% всей экономики страны, а еще около 19% - смежные с ним отрасли. Таким образом, как считают эксперты, около трети казахстанской экономики прямо или косвенно связана с экспортными отраслями, основанными на продаже природных ресурсов.

При этом ситуация с газом и нефтью выглядят по-разному. В частности, экспорт голубого топлива в основном приходится на Китай согласно подписанному ранее соглашению. В 2023 году туда было отправлено 5,857 млрд кубометров, что принесло в казну более $1,46 млрд. Одновременно в самой стране наблюдается дефицит данного вида топлива, что не только не позволяет говорить о его поставках еще куда-либо, но и заставляет Астану периодически закупать сырье извне, в первую очередь из России и Туркменистана.

По-иному выглядит ситуация в нефтяной сфере, доходы от которой в бюджете составляли в прошлые годы до 45%. Более того, после начала специальной военной операции на Украине и введения Западом антироссийских санкций Казахстан предпринял попытку нарастить экспорт черного золота. В 2023 году он начал поставки в Германию, направив туда около 1 млн тонн и запланировав приблизительно такой же объем поставок на 2024 год. В целом же главными покупателями казахстанской нефти являются Италия, ⁠Нидерланды, ⁠Китай, ⁠Южная Корея и ⁠Румыния.

В целом же, согласно статистике, текущие запасы данного вида сырья в стране составляют 4,4 млрд тонн, а около 80% всех извлекаемых углеводородов приходится на 10 крупных месторождений, три из которых являются ключевыми – Кашаган, Тенгиз и Карачаганак. Именно эти три «кита» совокупно обеспечивают более 66% добычи нефти в республике.

В случае с нефтью главная проблема для Казахстана заключается в том, что страна из-за своей прошлой политики привлечения инвесторов долгие годы теряет значительную часть доходов от ее добычи. Это связано с существующей еще с 1990-х годов системой соглашений о разделе продукции (СРП), что подразумевает формат, при котором коммерческие компании и государство договариваются обо всех условиях разработки месторождения. Например, Кашаганский проект разрабатывается компанией North Caspian Operating Company (NCOC) на основе СРП по Северному Каспию от 18 ноября 1997 г. Причем казахстанской госкомпании «КазМунайГаз» здесь принадлежит только 16,88%, а остальными долями владеют иностранные структуры. Более того, от добычи на этом месторождении государство получает только 2%.

По аналогичной схеме работает и СРП по Карачаганаку (подписано в 1997 г.), где доля РК в операторе проекта Karachaganak Petroleum Operating B.V. составляет только 10%. Тенгиз разрабатывается по соглашению 1993 г. о создании специальной компании между Казахстаном и американским Chevron. Оператором в данном случае является компания Tengizchevroil, в которой у «КазМунайГаз» всего 20% доли.

Всего же, как подсчитали аналитики, доля Казахстана в общей добыче нефти в стране составляет около 33%, у США – почти 31%, ЕС – более 18%, а еще порядка 11% находится в руках Китая. По различным подсчетам, в стране работают около 25 международных подрядчиков, входящих в топ-200 мировых нефтесервисных компаний.

Вместе с тем в стране продолжается разработка нефтяных месторождений с привлечением все тех же иностранных компаний Shell, Chevron, Exxon Mobil, Eni, CNPC, TotalEnergies и пр., которые не намерены терять свои доходы в угоду национальным интересам Казахстана. Как известно, местные добывающие предприятия, в том числе с участием Китая, поставляют нефть на внутренний рынок РК в среднем по $25 за баррель, а с трех основных месторождений, где главенствуют западные компании, на внутренний рынок не попадает практически ничего. С учетом того, что Астана планирует нарастить добычу нефти с нынешний 90 млн тонн в год до 160 млн к 2050 году, данный вопрос становится для казахстанского правительства более чем актуальным. Тем более что уже сегодня, как отмечают аналитики, из-за неуплаты западными инвесторами Тенгиза, Кашагана и Карачаганака налога на экспорт нефти Казахстан ежемесячно теряет $450-500 млн.

В этой связи в Астане в последние годы все больше стали уделять внимание вопросу о необходимости пересмотра принципов распределения нефтегазовых доходов. Как отмечал ранее президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, подписанные в 1990-е гг. соглашения с иностранными инвесторами не приносят того дохода государству, который могли бы. Причем за последние 30 лет сами зарубежные нефтесервисные компании в стране заработали более $50 млрд. Поэтому Астана сегодня настойчиво пытается изменить ситуацию в свою пользу.

В частности, казахстанские власти пошли по пути принуждения иностранных инвесторов к переговорам по вопросам изменения условий разработки крупнейших месторождений. Для этого в Астане идут на самые различные шаги, начиная от попыток договориться и заканчивая судебными разбирательствами и изменениями законодательства. Например, в 2023 г. Казахстан подал иск к крупнейшим нефтяные компаниям мира, которые нарушили условия тендера и не выполнили работы в полном объеме. Дополнительно к тому Shell, Exxon Mobil, Eni и TotalEnergies обвинили в несанкционированных расходах в размере $13 млрд по Кашагану и $3,5 млрд по Карачаганаку. В 2024 году сумма была увеличена сначала до $15 млрд, а позже агентство Bloomberg со ссылкой на анонимные источники сообщило, что претензии выросли до $150 млрд.

Помимо исков, правительство намерено изменить систему тендеров, используемых нефтяными компаниями, чтобы сделать этот процесс более эффективным для местной экономики, в том числе за счет увеличения доходов местных предприятий. Параллельно с этим совершенствуется налоговое и инвестиционное законодательство, в том числе снижаются нагрузки на национальные организации и вводятся различные преференции для недропользователей. Одновременно ведется работа по привлечению казахстанских субподрядчиков и специалистов к проектам иностранных компаний, а правительство РК уже настойчиво призвало Tengizchevroil, Karachaganak Petroleum Operating B.V. и North Caspian Operating Company N.V. увеличить долю местного содержания.

Более того, уже в нынешнем августе Агентство по защите и развитию конкуренции предложило увеличить на трех крупных месторождениях долю государства в обмен на равновесное участие в НПЗ. Также правительство планирует перераспределить доходы от добычи нефти за счет наращивания ее переработки внутри страны, так как, согласно действующему законодательству, все добытое в стране черное золото сначала должно идти на местные заводы, а лишь потом распределяться согласно интересам нефтедобывающих компаний. В этой связи важными стали запуск нефтехимического завода в Атырауской области мощностью 500 тыс. тонн полипропилена в год, а также начало строительства трех газоперерабатывающих заводов.

Еще одним инструментом, который должен повилять на ситуацию и заставить западные компании пересмотреть свою позицию, является сотрудничество Астаны с Москвой. Причем здесь есть довольно радикальные решения. Речь в данном случае идет о недавнем предложении к нефтегазовому совету при президенте Казахстана обменяться активами с Россией за счет замороженных Западом около $300 млрд суверенных резервов Центробанка и Минфина РФ. Казахские предприниматели предлагают организовать выкуп Москвой долей иностранных компаний в Тенгизе, Карачаганаке и Кашагане за счет замороженных в Евросоюзе средств.

Правда, российско-казахстанское сотрудничество может развиваться и без таких радикальных изменений, что уже и происходит. Например, в феврале 2023 г. «Казмунайгаз» продал «Лукойлу» 50% в компании Kalamkas-Khazar Operating, которая владеет лицензиями на освоение месторождений Каламкас-море, Хазар и Ауэзов в Каспийском море. Кроме того, «Татнефть» планирует начать бурение на структуре Каратон Подсолевой в Атырауской и Мангистауской областях. И, по всей видимости, это только начало, которое должно будет не только увеличить доходность добычи нефти для Казахстана, но и дать серьезный сигнал западным компаниям, что им рано или поздно придется пойти на уступки.

Таким образом, в настоящее время в нефтегазовой отрасли Казахстана наметились довольно серьезные сдвиги. Главным в данном случае является желание Астаны уменьшить свою зависимость от иностранных компаний, в которую страна попала еще в конце прошлого века. С учетом последних событий на международной арене и нацеленности властей республики защитить национальные интересы государства нельзя сомневаться в том, что новая политика Казахстана принесет свои положительные результаты уже в самое ближайшее время.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
784
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика