МВД РФ стремится усилить контроль над мигрантами - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 16.09.2024 |

МВД РФ стремится усилить контроль над мигрантами

С 2025 г. МВД планирует усилить контроль над мигрантами с помощью введения специального реестра контролируемых лиц. Правда, эффект от внедрения этого нововведения может быть оценен лишь спустя достаточно продолжительное время.

Законопроекты о новом режиме высылки нарушивших закон иностранцев были приняты Госдумой за короткий промежуток времени: в первом чтении 18 июня, в окончательном – 23 июля, а уже 8 августа были подписаны президентом. Они предусматривают введение нового инструмента контроля над миграцией – «реестра контролируемых лиц», который ранее в законодательстве отсутствовал. В Госдуму эти законопроекты были внесены 27 апреля группой депутатов во главе с первым зампредом Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и соотечественникам Константином Затулиным. Очевидным поводом для их разработки стал теракт в «Крокус Сити Холле», а скорость принятия свидетельствует об осознании политическими элитами острой необходимости изменения миграционной политики.

Принятые законопроекты дополняют федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» статьей о режиме высылки иностранцев. Она предусматривает внесение иностранных граждан, не имеющих законных оснований находиться в России, в реестр контролируемых лиц. На включенных в него иностранцев будет распространяться целый ряд ограничений, которые «легальных» мигрантов не касаются. Так, они обязаны информировать МВД о своем местонахождении, включая отправку фотографии и пометки о геолокации, смене места пребывания, дате, месте и маршруте выезда из России, а также о возникновении препятствий для этого (если они появятся). В случае неисполнения положений данной статьи два или более раза внесенные в реестр иностранцы должны быть депортированы или же помещены в специальное учреждение.

На тех иностранцев, которые попадут в этот реестр, будет распространяться целый ряд ограничений. Так, им запрещается регистрация в качестве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, приобретение недвижимости и транспортных средств, их постановка на государственный учет, управление транспортными средствами, сдача водительских экзаменов, открытие банковских счетов, перевод денежных средств и пользование ими (кроме затрат на покупку товаров и проездных документов по территории России из расчета 30 тыс. руб. в месяц), предоставление кредитов и микрозаймов, заключение браков. Кроме того, без разрешения органов МВД им нельзя менять место жительства и покидать место проживания за исключением кроме тех случаев, которые касаются окончательного выезда за пределы РФ.

Предусмотренные новыми законами запреты вводятся с момента включения сведений об иностранце в реестр контролируемых лиц. Тем самым МВД получает по отношению к мигрантам целый ряд новых правовых инструментов, которые у него ранее отсутствовали. Включенные в реестр иностранные граждане могут быть задержаны и доставлены в территориальные органы МВД, депортированы, а в тех случаях, когда это необходимо для обеспечения их выезда из России, помещены в специальные учреждения. Предусмотрена их обязательная дактилоскопия и фотографирование. Маршрут, по которому они должны покинуть территорию России, согласовывается с территориальными органами МВД, а для контроля за его соблюдением могут применяться технические средства (геолокация).

По оценке МВД РФ, на сегодняшний день в России нелегально находятся 630 тыс. иностранцев, выдворению которых и должно способствовать введение реестра контролируемых лиц. Причем это число ведомство считает столь значительным, а объем информации, который предстоит внести в реестр, столь большим, что даже предлагает вначале провести амнистию для тех из них, кто совершил незначительные правонарушения. Преимущества, которые получает МВД от введения этого реестра, очевидны. До сих пор депортация иностранцев, нарушивших российские законы, осуществлялась за счет российского же бюджета. Теперь же внесенные в реестр иностранцы должны покинуть Россию самостоятельно и приобрести билеты за свой счет. Депортация будет применяться лишь в отношении тех мигрантов, пребывание которых в стране МВД посчитает особо опасным.

Впрочем, оценка действительного числа нелегальных мигрантов, находящихся в России, вызывает вопросы. По данным МВД за первое полугодие 2023 г. (публикацию статистики за более поздний период ведомство прекратило), из Узбекистана с целью работы прибыло и было поставлено в России на миграционный учет 1 671,6 тыс. чел., из Таджикистана – 963,5 тыс., а из Киргизии – 392,5 тыс. чел., что в совокупности составляет чуть более 3 млн. При этом граждане Узбекистана оформили 823 тыс. патентов на право работы, а выходцы из Таджикистана – 407,7 тыс. Граждане Киргизии, которая является участником ЕАЭС, патенты приобретать не обязаны, но за этот же период заключили 207,5 тыс. договоров с российскими работодателями. То есть из числа граждан Узбекистана патенты оформили лишь 49,2%, Таджикистана – 42,3%, а из числа киргизстанцев трудовые договоры с работодателями заключили 52,9%.

Минусование числа прибывших с целью работы и оформивших патенты (трудовые договоры в случае с Киргизией) показывает, что без документов на работу в России могли находиться 185 тыс. киргизстанцев, 555,8 тыс. таджикистанцев и 848,5 тыс. узбекистанцев. В совокупности их численность достигает 1 589,3 тыс. чел., что почти втрое больше озвученной МВД оценки. Причем это данные только за первую половину прошлого года, которые к тому же не учитывают тех нелегальных мигрантов, которые могли оказаться в России «накопительным итогом», то есть прибыть ранее и исчезнуть из поля зрения контролирующих органов. Возможно, что в течение прошедшего года в борьбе с нелегальной миграцией были достигнуты успехи, но отсутствие официальной миграционной статистики убедиться в этом не позволяет.

Еще одним новшеством стало изменение правил пребывания в России граждан «безвизовых» стран СНГ. Ранее им можно было находиться в стране без оформления разрешительных документов 90 дней на протяжении полугода, а теперь – в течение года. Правда, механизм контроля за соблюдением этой нормы остается неясным. До сих пор выходцы из ближнего зарубежья активно пользовались возможностью продления этого срока, выезжая из России в Казахстан и «заново» въезжая в страну, после чего начинался отсчет следующих 90 дней.

В конце апреля, когда контроль на границе с Казахстаном после теракта в «Крокус Сити Холле» был усилен, официальный представитель МИД России М. Захарова сообщила, что 40% иностранцев стремятся выехать из России через 90 дней из 180, чтобы продлить пребывание в стране. Увеличение до одного года срока действия этого правила на практику повторного пересечения границы никак не повлияет, поскольку для этого ее необходимо оснастить системой цифрового биометрического контроля, которая обнаружит повторный въезд в страну.

Насколько эффективным окажется введение реестра в плане ужесточения контроля над миграцией, пока неясно, поскольку не понятным до конца остается механизм его работы. Согласно действующей редакции закона, в реестр контролируемых лиц иностранцы попадают со дня после истечения срока временного пребывания, разрешения на временное проживание, вида на жительство или других документов, дающих право находиться в РФ. После этого к ним будут применяться все предусмотренные законом ограничения.

Вопрос в том, не смогут ли мигранты к ним адаптироваться, отказавшись, скажем, от банковских услуг и перейдя на расчет наличными с работодателями, которые и сейчас нередко предпочитают такую систему оплаты. Похожая ситуация сложилась после миграционной реформы 2015 г., в ходе которой были введены патенты, экзамены по русскому языку, истории, праву, сдача анализов и другие миграционные «барьеры». Вначале казалось, что нелегальную миграцию они сильно сократят, но на деле мигранты быстро научились их обходить.

Наиболее эффективным был бы контроль над миграцией с помощью цифровых ID-карт иностранных граждан, которые содержат их биометрические данные. Невозможность без их получения пересечь границу, оформить документы, устроиться на работу и получить прочие государственные и коммерческие услуги позволила бы сократить нелегальную миграцию, а при тщательном контроле со стороны силовиков – и вовсе свести ее к минимуму. Но перспективы введения таких карт пока остаются неясными.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2127
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика