Еврореферендум в Молдове – часть коварных предвыборных технологий Санду - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 16.09.2024 |

Еврореферендум в Молдове – часть коварных предвыборных технологий Санду

Количество различных политтехнологий, применяемых для победы в электоральных процессах, растет и множится год от года. В зависимости от условий и политической ситуации в той или иной стране, политики делают свой выбор способа, который позволит им прийти к власти или удержать ее. Но, как правило, административный ресурс, которым обладает партия власти, чаще всего является используемым в политике средством. Предстоящие 20 октября выборы президента Республики Молдова являются, пожалуй, наиболее ярким проявлением этого.

В преддверии определения даты выборов президента и на фоне резкого падения рейтингов действующего президента Майи Санду и правящей партии PAS оппозиция ожидала, какой же трюк выкинет глава государства, чтобы повысить свои шансы на переизбрание на второй срок. Этим трюком оказалась идея провести в один день с президентскими выборами референдум, на котором гражданам пришлось бы ответить, согласны ли они на внесение в Конституцию изменений, которые сделали бы необратимым процесс «евроинтеграции», а все остальные возможные пути развития Молдовы объявили бы антиконституционными. 

В чем суть этого трюка? Во-первых, подобное голосование являлось бы мобилизующим для той части электората РМ, который видит будущее своей страны в Евросоюзе. Учитывая то, что за последний год популярность Санду снизилась даже среди настроенных проевропейски молдован, им подается своеобразный сигнал: хотите в ЕС – голосуйте за Санду. Дополнительным фактором здесь служит то, что по указанию действующего президента на избирательных участках бюллетени для голосования на выборах и на референдуме будут выдаваться по одной ведомости, что, по сути, является нарушением избирательного законодательства.

Во-вторых, за четыре года управления страной ни Санду, ни PAS не имеют ничего, чтобы можно было поставить им в заслугу – в экономике крах, уровень жизни населения рухнул вниз, вверх пошли только цены на продукты питания, газ и электроэнергию. Поэтому ключевым пунктом избирательной программы Санду будет вступление в ЕС, благо Молдову за уши притянули к статусу страны-кандидата вслед за Украиной. 

В-третьих, подобный референдум заставляет другие проевропейские партии участвовать в президентской кампании, поддерживая Санду. Она намекает им, что пора поработать для «европейского будущего Молдовы» в ее лице, хотя на самом деле все эти «проевропейцы» спят и видят, как Санду и PAS свернут себе шею, и тогда западные кураторы будут проталкивать их во власть.

Идея проведения референдума в один день с выборами было сразу воспринято именно в том контексте, который был изложен в этих трех пунктах. Подобный прием получил однозначно негативную оценку со стороны представителей как оппозиции, так и ряда проевропейских политических сил, а также политических аналитиков.

«Оценка корректности проведения референдума о евроинтеграции в Молдове в текущих условиях требует внимательного анализа как юридических, так и политических аспектов, связанных с данной инициативой. Вопрос референдума о евроинтеграции, безусловно, является важным для молдавского общества, но вызывает серьезные сомнения относительно объективности и честности его проведения в контексте текущей политической обстановки. Основная проблема заключается в том, что референдум, который должен быть механизмом выражения воли народа и демократизации, превращается в инструмент политических технологий, направленных на фаворизацию кандидата от партии власти», – считает один из ведущих политологов Молдовы Ян Лисневский.

Очевидно, что Санду и PAS вовсе не от хорошей жизни вынуждены использовать тему евроинтеграции для мобилизации своей электоральной базы: в результате их управления в стране сегодня отмечается снижение уровня поддержки евроинтеграции до критически низкого уровня в 51%. Это самый низкий показатель проевропейски настроенных граждан Молдовы за последние 10 лет. Основная причина – высокий антирейтинг Санду, превышающий 60% и дискредитирующий евроинтеграцию и негативно влияющий на сам процесс.

Понятно, что при таких показателях референдум становится уже не способом выявить подлинное мнение населения страны, а средством укрепления позиций действующего президента.

Еще одна не менее важная проблема – это легитимность самого процесса проведения референдума. Благодаря парламентскому большинству PAS в избирательное законодательство были внесены изменения – снижение порога явки на референдуме с 50% до 30%. Таким образом, судьбоносные для Молдовы решения об изменении Конституции могут быть приняты «большинством» в 16-17% избирателей.

Это говорит о неуверенности властей в том, что данный референдум действительно способен объединить население и привлечь значительное количество избирателей. Как следствие, это снижает крохотные остатки доверия, оставшиеся к демократическим институтам Молдовы и способствует поляризации общества.

Еще больше способствуют дискредитации предстоящих выборов и референдума те откровенно антидемократические методы, которые использует власть и подконтрольная ей Центральная избирательная комиссия, в которой 9 из 12 членов представляют правящую партию PAS.

Число избирателей, которые смогут принять участие в выборах 20 октября, неожиданно оказалось почти на 15 тысяч больше по сравнению с президентскими выборами четырехлетней давности. Причем произошло это в условиях падения рождаемости и растущей миграции, что вызывает законное беспокойство, поскольку возникают вопросы относительно качества списков избирателей и данных Государственного реестра избирателей.

Об этом заявляют эксперты независимой Ассоциации Promo-LEX, представившие первый отчет Миссии по наблюдению за президентскими выборами и республиканским конституционным референдумом. Программный директор Ассоциации Promo-LEX Николай Панфил заявил на пресс-конференции, что по состоянию на 1 августа в Государственном реестре избирателей было зарегистрировано 3 300 600 избирателей, что практически идентично количеству избирателей на прошлогодних местных выборах. Если сравнивать с президентскими выборами 2020 года, то наблюдается рост числа избирателей почти на 15 тыс. человек.

«Когда мы говорим о качестве этих данных, мы не можем говорить исключительно о Центральной избирательной комиссии, а скорее о том, как данные хранятся в Государственном регистре населения»,заявил Н. Панфил.

Кроме этого, с каждыми новыми выборами наблюдается и рост числа избирателей, не имеющих постоянного места жительства. Это вызывает опасения, что новые списки избирателей стали результатом манипуляций и подтасовки, которые отразятся позднее на результатах выборов.

       

Еще одним, очень далеким от демократии способом ведения предвыборной кампании является безосновательный отказ от регистрации оппозиционных кандидатов. На сегодняшний день оппозиционный политический блок «Победа» лишился возможности принять участие в выборах президента Молдовы. Кандидату этой оппозиционной политической силы Василию Боле было дважды отказано ЦИК в регистрации инициативной группы по его выдвижению. Оспаривание решения ЦИК в судебных органах вплоть до Высшей судебной палаты также не дало результатов. Также в регистрации инициативной группы было отказано и экс-премьеру Василию Тарлеву, о поддержке которого заявила оппозиционная Партия коммунистов.

Все это говорит о том, что у режима Санду, имеющего ярко выраженный антидемократический репрессивный характер, нет никаких ограничителей, а есть только меры, направленные на подавление политических свобод и независимого судопроизводства, которые никак не соответствуют базовым принципам ЕС.

Очевидно, что использование референдума в подобных условиях является попыткой манипуляции общественным мнением ради достижения политических целей.

Используемые режимом Санду политические технологии, если их можно так назвать, вызывают явные аналогии с теми практиками по подавлению политической оппозиции, которые используются в соседней Украине и которые привели эту страну к разрушительным последствиям. Фактически не только в этой области Молдова идет шаг за шагом (pas cu pas на молдавском языке) за соседней страной, ввергнутой ее правителями в военные действия. Это проявляется также и в той лихорадочной и поспешной закупке Молдовой вооружений и наращивании военного сотрудничества с НАТО.

Глядя на то, как Молдова шаг за шагом повторяет этот путь, возникает реальная и серьезная тревога за будущее этой маленькой и прекрасной некогда страны.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
818
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика