Литва планомерно отгораживается от Белоруссии и России - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.11.2024 |

Литва планомерно отгораживается от Белоруссии и России

Власти Литвы до предела затруднили пересечение границы с соседней Белоруссией. По последним данным, на рубеже, разделяющем две страны, застыли в очередях свыше полутора тысяч грузовых фур. Среднее время ожидания составляет почти двое суток. Нечто подобное происходит и на границе Литвы с российской Калининградской областью.

Литовская сторона сама экономически страдает от замедления движения транспорта, перевозящего грузы. Экспорт товаров из Литвы в июне (по сравнению с тем же периодом 2023-го) снизился на 8,2%, а импорт – на 10,3%. Но госчиновников в Вильнюсе это не заботит – свои зарплаты они получают, а задачу максимально навредить Белоруссии и России, поставленную Литве «старшим братом», никто не отменял.

Было шесть – стало два

В августе прошлого года Литва закрыла два из шести действовавших на тот момент пограничных пунктов пропуска, соединявших её с Белоруссией, – «Шумскас» («Лоша») и «Твярячюс» («Видзы»). Данное решение Вильнюс обосновал «угрозой» от бойцов группы «Вагнер», которые минувшим летом переместились на белорусскую территорию. После этого на белорусско-литовской границе остались четыре погранперехода: «Лаворишкес» («Котловка»), «Мядининкай» («Каменный Лог»), «Шальчининкай» («Бенякони»), «Райгардас» («Привалка»). Основная часть транспортных потоков с закрытых КПП перенаправилась в «Мядининкай», который и до того был самым загруженным из пограничных пунктов.

Белорусская сторона осудила решение Литвы, назвав его неконструктивным и недружественным шагом. В Государственном пограничном комитете РБ отметили, что в Вильнюсе хотят не только воспрепятствовать перемещению грузов, но и уменьшить поток литовцев, въезжающих по введённому Минском в 2022 году «безвизу» и способных своими глазами увидеть, как на самом деле живут соседи.

Надо сказать, что предпринимаемые литовскими властями меры – частичное закрытие пограничных КПП, запугивание через СМИ («в Белоруссии вас могут арестовать и шантажировать, принуждая стать шпионами!») – постепенно оказывают своё воздействие. По данным литовских госорганов, в 2023 году на пунктах пропуска с Белоруссией было проверено почти 3,9 млн человек, что на 25,5% больше, чем в 2022-м. Отмечается, что 66% всех проверенных составили граждане Белоруссии. В то же время поток граждан Литвы в Белоруссию снизился. Границу в прошлом году пересекли 684 тыс. литовцев, что на 13,4% меньше, чем в 2022-м. Большинство граждан Литвы пересекали границу в пунктах пропуска «Шальчининкай» и «Лаворишкес».

В начале февраля литовские госорганы предложили закрыть ещё два пункта пропуска на границе с Белоруссией: «Лаворишкес» («Котловка») и «Райгардас» («Привалка»). Этот шаг, как водится, обосновали «снижением рисков, связанных с увеличением транзитных потоков, деятельностью разведывательных служб и служб безопасности соседнего государства», а также «усилением контроля за перевозкой санкционных товаров и контрабанды». Заодно было решено наполовину сократить количество разрешений, выдаваемых белорусским и литовским фирмам, осуществляющим регулярные трансграничные автобусные перевозки, а также ограничить посадку и высадку пассажиров на железнодорожном пункте пропуска «Кена» («Кибартай»).

Вопреки доводам разума

Инициатива по закрытию еще двух КПП испугала литовских бизнесменов. В тамошней Ассоциации автомобильных перевозчиков (Linava) предупредили, что больше всего от этого пострадают местные небольшие транспортные компании, которым не удалось целиком перенести свою деятельность на территорию Евросоюза. «Из-за закрытых пунктов пропуска грузоперевозки всегда задерживаются, так как растут очереди и нагрузка на остальные КПП», – отметил глава Linava Зенонас Буйвидас. По его словам, в сутки через пограничные посты проходило около 250 грузовиков, то есть около 7,5 тыс. в месяц. «Необходимо понимать, что торговля, движение большегрузного транспорта не прекратятся. Когда пограничные пункты закроются, вся нагрузка будет переложена на оставшиеся, что приведёт к созданию очередей. Уже сейчас стоянки возле пограничных пунктов забиты грузовыми автомобилями», – предупредил Буйвидас.

Встревожились даже некоторые литовские муниципальные чиновники. Глава курортного города Друскининкай Ричардас Малинаускас сообщил, что закрытие КПП «Райгардас» приведет к резкому снижению количества отдыхающих, которые оставляют свои деньги в его самоуправлении. По мнению мэра, Друскининкай должен оставаться открытым для всех, в том числе и для туристов из Белоруссии. «Мы – курорт. Курорт для всех. Мы не углубляемся в вопросы геополитики, безопасности, потому что это не наша функция и уровень. Мы за то, чтобы все желающие, благонамеренные люди приезжали к нам на отдых, лечение и оздоровление. А кто из них доброжелателен – об этом должны позаботиться службы», – сказал Малинаускас литовским СМИ.

Эти прагматические соображения не возымели на правительство Литвы ни малейшего воздействия. 21 февраля решение о закрытии двух погранпунктов с 1 марта было утверждено. Таким образом, на границе Литвы с Белоруссией продолжают работать лишь два пункта пропуска – «Мядининкай» и «Шальчининкай». По этому поводу в белорусском министерстве иностранных дел заявили, что «цель таких манипуляций одна – искусственно создать образ врага из соседней Беларуси, прикрывая собственные просчеты в экономике, уничтожение транспортной отрасли, бездумную гонку вооружений, насилие над мигрантами на границе».

А летом Вильнюс начал новый этап самоогораживания: с 18 июля (вслед за Латвией) он ввёл запрет на въезд легковых автомобилей с белорусскими номерами  независимо от гражданства их владельца или водителя. Машины с такими номерами, уже находящиеся в Литве, должны покинуть её до 18 января 2025 года включительно.

Итог столь бурной деструктивной деятельности литовских властей налицо. Так, 29 августа на границе в очередях стояли около 1,6 тыс. грузовых и более 200 легковых автомобилей. В белорусском Госпогранкомитете сообщили, что «меньше всего фур за двадцать четыре часа проследовало в Литву через литовский "Мядининкай" – его контрольные службы оформили всего пятнадцать процентов большегрузов от нормы». В свою очередь, пресс-секретарь литовской госпогранслужбы Гедрюс Мишутис, выступив в роли «Капитана Очевидность!», заявил, что очереди на границе образуются потому, что через Литву проходят большие потоки грузовых машин, а её пересечение разрешено только в двух пунктах. При этом, поскольку Польша и Латвия пропускают в Белоруссию только через один пункт, многие водители пытаются воспользоваться одним из двух литовских КПП в надежде, что там они проскочат быстрее. Кроме того, Мишутис сослался «на более строгий досмотр грузов со стороны литовской таможни из-за действия международных санкций».

Как будто этого мало, так литовская сторона еще и регулярно предпринимает на границе действия, которые трудно охарактеризовать иначе, чем акты саботажа. Один из многих случаев такого рода имел место, например, 1 сентября. В тот день в белорусском Государственном пограничном комитете сообщили, что с 6:00 до 18:00 литовская таможня проводит «плановое обслуживание аппаратного и программного обеспечения информационных систем». В этой связи документы в литовских пунктах пропуска принимались только в бумажном виде, что, естественно, привело к существенному замедлению таможенного оформления. Между тем на тот момент въезда в Литву ожидали около 1500 фур. «Рекомендуем учитывать данную информацию при планировании пересечения границы с Литовской Республикой», – попросили в Госпогранкомитете.

А вот более свежая сводка «с полей» за 2 сентября. В этот день на границе в очередях скопилось около 1,6 тыс. грузовых автомобилей, следовавших в обоих направлениях. Белорусские пограничники отметили, что за выходные дни (31 августа – 1 сентября) в Литву проследовало лишь 23% грузовиков от обычной нормы. «Меньше всего оформили сотрудники пункта пропуска "Мядининкай" ("Каменный Лог") – 12 процентов, то есть два авто из двадцати в час», – сообщили в Госпогранкомитете РБ.

На границе с Россией – не лучше

Похожая ситуация сложилась, кстати, и на границе Литвы с Россией. В конце августа в пресс-службе таможни Калининградской области сообщили, что их литовские коллеги нарочно замедлили работу и делают перерывы в приеме грузовиков. Из-за этого очередь на границе, как и следовало ожидать, растёт. «Перед пунктом пропуска восемьдесят машин; российскими таможенниками уже оформлены двадцать пять. В понедельник было шестьдесят. Литва снова замедлила работу, в течение суток были небольшие перерывы – по часу примерно, когда грузовики не брали вообще. Неритмично работают на протяжении последнего времени…» – рассказали таможенники во вторник 27 августа.

Официальных объяснений такого поведения от литовской стороны не поступало. «Захотели – замедлили работу, захотели – ускорились. В течение суток такая ситуация может меняться несколько раз», – констатируют в пресс-службе калининградской таможни. По информации Telegram-канала многостороннего автомобильного пункта пропуска «Чернышевское», отставание от зарезервированного времени составило 164 часа. Пробки на литовско-российской границе обусловлены тем, что из четырех пунктов пропуска там в настоящее время работает только один МАПП «Чернышевское» (на литовской стороне «Кибартай»). Соответственно, на этом погранпереходе сконцентрирован весь грузовой трафик. Остальные три КПП литовцы закрыли ещё в 2022 году.

3 сентября в таможне Калининграда отметили, что литовцы опять работают крайне медленно. «Стабильно медленно и неритмично. С 9:00 (10:00 мск) до 12:00 (13:00 мск) в понедельник и с 2:00 (3:00 мск) до 6:00 (7:00 мск) утра они не приняли ни одного грузового автомобиля из Калининградской области. Без объяснения причин. Перед пунктом пропуска сегодня сто грузовиков, на нейтральной полосе – двадцать», – уточнили в ведомстве. По информации же с «Чернышевского», отставание от зарезервированного времени в тот день составило 136 часов.

Бывший губернатор Калининградской области Антон Алиханов (ныне – министр промышленности и торговли России) рассказывал, что в ходе частных разговоров с пограничниками и таможенниками прибалтийской республики те откровенно признавались, что им было спущено «сверху» указание тормозить процесс. Экс-губернатор подчёркивает, что никаких объективных предпосылок возникновения заторов нет – литовская сторона «просто не принимает машины, не берет на проверку». По мнению А. Алиханова, решить проблему с очередями на границе можно посредством комбинированных железнодорожно-автомобильных и морских перевозок. Они могут стать альтернативой ввозу товаров фурами на территорию РФ через Литву.

В литовском правительстве давно уже поговаривают, что надо бы полностью закрыть границу и с Белоруссией, и с Россией. Да, сделать это они пока не решаются, но полностью такой вариант исключать нельзя.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4245
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика