Легпром СНГ и ЕАЭС: конкретные приоритеты кооперации пока не согласованы - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 19.09.2024 |

Легпром СНГ и ЕАЭС: конкретные приоритеты кооперации пока не согласованы

Состоявшаяся в Москве 2-я Евразийская выставка-конгресс лёгкой промышленности «Легпром СНГ+» обозначила востребованность более тесной кооперации в этой отрасли между странами ЕАЭС и в целом – СНГ. Ряд внутри- и внешнеэкономических факторов пока сдерживают более активное развитие кооперационных взаимосвязей в легпроме.

Форум собрал свыше 12 тыс. посетителей, до 200 экспертов, представителей бизнеса, правительственных чиновников из России и ближнего зарубежья. Организаторами конгресса выступили Ассоциация «Деловой Центр экономического развития СНГ» при участии Исполкома Содружества и Минпромторга РФ.

Современные внутри- и внешнеэкономические факторы, наряду с сохраняющейся зависимостью всех стран СНГ от взаимных поставок ряда видов сырьевой и промежуточной (полуфабрикатной) продукции, – это основные предпосылки развития кооперационных взаимосвязей в отрасли. Тем более что санкционная политика коллективного Запада в отношении РФ и Белоруссии включает запреты и ограничения на поставки в наши страны многих видов сырьевых, промежуточных и готовых товаров легпрома, а также современного отраслевого оборудования.

Предусмотрены и жесткие ограничения на инвестиции в эту отрасль в подсанкционных странах. В то же время учащаются изменения в спросе на продукцию легпрома, на мировом рынке появляются новые виды этой продукции, как и новые конкурентоспособные производители-экспортеры. Эти и смежные факторы требуется учитывать как в национальных, так и в кооперационных отраслевых программах.

Такие и схожие оценки прозвучали в выступлениях замгенерального секретаря СНГ Ильхома Нематова, вице-президента ТПП РФ Дмитрия Курочкина, исполнительного секретаря Делового совета ШОС Сергея Канавского, зампреда концерна БЕЛЛЕГПРОМ Натальи Мурашко, директора профильного департамента Минпромторга РФ Веры Хмыровой, других экспертов.

Между тем в ходе работы и в кулуарах форума отмечалось, что кооперационные проекты пока не стали центровым вектором партнерства в легпроме ЕАЭС–СНГ. Хотя надо признать, что доля таких проектов в общей стоимости отраслевой продукции стран Содружества все же повысилась за последние 10 лет с 10 до 15%. Лидирует в этой сфере российско-узбекистанская кооперация: в совокупной инвестстоимости кооперационных проектов в СНГ доля российско-узбекистанских к настоящему времени оценивается в 35-40%.

Всё же основное направление взаимодействия стран Содружества в легпроме – традиционная торговля: взаимопоставки сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. Причем на готовую продукцию приходится до 70% объема взаимопоставок. Это показывает, что взаимопоставки сырья и полуфабрикатов, являющиеся базовой, по крайней мере начальной, формой кооперации, пока еще на вторых ролях в межгосударственных взаимосвязях в сфере легпрома.

В частности, усиливается тенденция к ускоренному «заполнению» обширного российского рынка готовой легпром-продукцией из ближнего зарубежья, особенно из Узбекистана и Белоруссии. Происходит это в связи с уходом с этого рынка большинства дальнезарубежных брендов ввиду западных санкций и смежных ограничений. Совокупный экспорт готовой продукции этих двух стран в РФ за 2022 г. – середину 2024 г. возрос минимум в 2,5 раза. С учетом же поставок, не учтенных таможенной статисткой, их общий объем увеличился более чем втрое. Скажем, продукция из Узбекистана – почти исключительно готовая – достигает ныне 45% от всего российского импорта товаров легпрома. Быстро растут «готовые» поставки в РФ и из Киргизстана.

Доля отдельных стран ЕАЭС в совокупном экспорте

промежуточной и готовой продукции легпрома в РФ (% в стоимости

российского легпромимпорта из ЕАЭС) за 2022-2023 гг.*

Белоруссия

28-30

Узбекистан

25-26

Киргизстан

21-23

Казахстан

14-15

Армения

11-12

* Без выявленного реэкспорта. Экспортные цены легпромпоставок в РФ из других стран ЕАЭС увеличились за 2022-23 гг. на 25-40%

Агрегированные оценки национальных экономических ведомств/таможенных органов

Означенная ситуация отражена в Стратегии развития российского легпрома на период до 2035 г. включительно, разработанной к весне с. г. СОЮЗЛЕГПРОМом совместно с НИУ «Высшая школа экономики». Отмечено, что в рамках Евразийского межправсовета и ЕЭК перечень легпром-продукции, приоритетной для кооперационных взаимосвязей, был в 2021 г. расширен с 7 до 16. Притом свыше половины в этом перечне – сырьевая и промежуточная (полуфабрикатная) продукция, составляющая, повторим, базовую кооперационную сферу. Но отмечается, что «до настоящего времени не определены наиболее взаимовыгодные для партнеров по ЕАЭС сферы кооперации в легкой промышленности». Объясняется это тем, что в легпроме и ряде других отраслей, обеспечивающих широкий потребительский спрос, «производители стран ЕАЭС являются конкурентами, и принятые отдельными участниками Союза меры государственной поддержки могут создавать неравные для производителей условия».

Имеется в виду, прежде всего, весомое увеличение с 2021-23 гг. прямой и косвенной господдержки легпрома, включая его экспортные сектора, в Белоруссии, Киргизстане и особенно в Узбекистане. В расчете на единицу условной готовой легпромпродукции – в пересчете на российский рубль – прямые и косвенные госдотации (в целом) в Белоруссии и Узбекистане ко второму полугодию текущего года были втрое-вчетверо больше, чем в РФ.

Тем временем развивается кооперация на двусторонней основе, например России с Киргизстаном. По данным портала «Государственные новости» (РФ, июнь с. г.), происходит «переориентация российских производителей легпромизделий с Китая на Центральную Азию, включая Киргизстан, что связано и с низкой себестоимостью производства здесь».

Российско-Киргизский Фонд развития профинансировал «уже более 140 проектов в легпроме республики». В Оше (юго-запад страны) с помощью льготного кредита фонда в 4,3 млн долл. будет построена швейная фабрика мощностью «более 7 млн единиц разнообразной швейной продукции в год из местного сырья (хлопок, шерсть). Более 90% продукции будет поставляться в РФ, другие страны ЕАЭС».

Тот же тренд между РФ и Узбекистаном. По данным на начало мая с. г., продукцию на предприятиях легпрома страны производят российские холдинги Melon Fashion Group, Concept Group, «Спортмастер» (сегменты O′stin, Funday), маркетплейс Ozon (марка Hola). «С марта 2022 года мы стали свидетелями волны запросов от российских коллег по каждому нашему продукту: ткань, домашний текстиль или одежда. Объем заказов за 2023-й увеличился на 60% в сравнении с предыдущим годом», – отмечает Шохрух Мардонов, замдиректора Samarkand Euro Asia Textile (один из крупнейших легпром-холдингов страны).

Российский легпром развивает кооперационные связи с пятью холдингами РУз. Сравнительно низкая себестоимость производства, удобная логистика, достаточная сырьевая база, возможность взаиморасчетов в нацвалютах, предсказуемые цены – главные стимулы легпромкооперации РФ с Узбекистаном.

Активнее развивается кооперация в производстве шерстяных изделий между РФ и Белоруссией: с середины с. г. высококачественная овечья шерсть поставляется на Минский камвольный комбинат из Ставрополья. Ранее такие поставки налажены из Дагестана.

По мнению первого вице-президента СОЮЗЛЕГПРОМа Надежды Самойленко, «новые технологии позволяют минимизировать нехватку в РФ традиционного сырья, прежде всего хлопка, развивать производство на базе новых видов сырья, включая, например, смесовой (льно-хлопковой), других видов комбинированной продукции. В российском легпроме этот сектор активно развивается в последние годы, причем в развитии того же сектора – в партнерстве с российским легпромом – заинтересованы и в Узбекистане».

Востребовано, по оценке эксперта, кооперационное взаимодействие и с Белоруссией. Например, целесообразно восстановление программы «Союзный лен», ранее приостановленной.

       

С учетом активного развития в Белоруссии сектора химволокон и сырья для их производства (преобладает в этом секторе «Могилевхимволокно»), по словам Н. Самойленко, востребована кооперация и в этом направлении. В этой сфере обеим сторонам тоже есть что предложить друг другу. Эти и другие направления кооперации, как считает первый вице-президент СОЮЗЛЕГПРОМа, повысят конкурентоспособность продукции легпрома стран ЕАЭС–СНГ на внутреннем и внешнем рынках.

Практическое же продвижение таких проектов зависит от их поддержки на межгосударственном уровне. То есть «в систему межгосударственных соглашений необходимо включать текстиль- и легпром, чтобы кооперационные проекты могли получать стабильную межгосударственную поддержку. В таком подходе заинтересованы и наши коллеги из стран ЕАЭС, других стран СНГ». 

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
526
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика