Казахстанские порты: модернизация для грузопотока в обход России - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 18.09.2024 |

Казахстанские порты: модернизация для грузопотока в обход России

Правительство Казахстана последовательно реализует ряд проектов по развитию торговых маршрутов, стимулирующих грузопотоки в обход России. Увы, это так. Подобные устремления поддерживаются западными друзьями и партнёрами Астаны, заинтересованными в ослаблении геополитического противника в лице России.

Пикантность ситуации заключается в том, что Казахстан входит в интеграционные объединения именно с Россией и Китаем, а не с открыто враждующими с ними США и ЕС. Тем не менее за последние годы Астана проделала большую работу по увеличению своего транзитного потенциала, включая расширение своих возможностей для обхода территории РФ. Активно проводится оптимизация таможенных операций и в целом цифровизация логистики. Наращиваются мощности контейнерных и других терминалов с перспективой значительного увеличения транзитных потоков по транспортным коридорам «Север – Юг» и «Транскаспийский международный транспортный маршрут» (ТМТМ, он же Middle Corridor – «Средний коридор»).

Расширена пропускная способность автомобильных дорог. Обновляется подвижной состав железнодорожного транспорта. На юге готовится к вводу в эксплуатацию самый длинный автомобильный тоннель. Обновляется и расширяется портовая инфраструктура с перспективой увеличения её оборота к 2030 году на треть.

В частности, углубляется дно в акваториях обоих казахстанских портов Курык и Актау. Работы осуществляет партнёр из Евросоюза – специализированная на этом виде деятельности люксембургская компания Jan de Nul с опытом подрядов в Туркмении и большими видами на контракты в Средней Азии.

Еврокомиссия не запрещает под формальным политическим предлогом (как в случае России) участие фирм ЕС в реализации таких проектов. Наоборот – стимулирует, и такая политика проводилась Брюсселем задолго до 2014 года, а с 2022 года получила новое дыхание. Она направлена на создание торговых маршрутов в обход России с целью её экономического и политического ослабления.

Поэтому сообщения о модернизации портовых мощностей и улучшении фарватеров казахстанских портов привлекают внимание не только представителей бизнеса. В частности, стартовавший в 2013 году ТМТМ призван лишить Россию влияния на торговый поток, который спланирован в обход её территории. Проект связывает ЕС с КНР сетью дорог и портов через Каспий с непосредственным участием Азербайджана, Турции, Грузии, Польши, Украины и других государств, в том числе Казахстана.

Иран тоже не в восторге от ТМТМ, который переключает на себя часть грузооборота коридора «Север – Юг». Однако у Тегерана ещё меньше возможностей повлиять на развитие этого проекта, чем у Москвы. Правительство Исламской Республики не может привлечь богатых инвесторов и подрядчиков с лучшими технологиями, т. к. сказывается влияние западных санкций.

Слабыми местами ТМТМ являются сухопутные пути, пересекающие несколько границ ряда государств со своими правилами оформления грузов и сопутствующими расходами на перевалку. Морской транспорт традиционно выгоднее. Инвестиции в железнодорожные перевозки у постсоветских республик по-прежнему желают лучшего.

Не случайно Минтранс Казахстана уделяет внимание не только портам Актау, Курык и Баутино (подразделение АО «НК «Актауский морской торговый порт»), но и морским терминалам Саржа, Ерсай и Северный. Из поля зрения правительства не исчезает автомобильная составляющая паромного комплекса порта Курык и ряд других сопутствующих вопросов, требующих, как справедливо отмечают в Астане, комплексного решения.

КНР участвует в ТМТМ, тоже реализуя свои политические цели. Формально участие вписывается в инициативу «Один пояс, один путь», которую связывают персонально с Си Цзиньпином.

Россия пытается отвечать модернизацией Транссиба и активизацией Севморпути. Объективно ТМТМ отвлекает объёмы транзита Транссиба не только из-за западных санкций, с которыми считаются и китайские друзья, и среднеазиатские партнёры Москвы. Пропускная способность Транссиба на порядок превосходит ТМТМ, себестоимость перевозки дешевле примерно на треть, и по времени доставки одним видом транспорта российский маршрут тоже выгоднее. Однако конкуренты небезуспешно работают над выравниванием условий.

Севморпуть по времени почти в два раза короче транспортировки через перегруженный Суэцкий канал. Тем более что прохождение канала уже не гарантирует безопасности доставки грузов из-за вооружённых конфликтов. Согласно отчёту «Росатома», объём грузопотока по СМП в 2023 году составил 36,254 млн т. В 2024 году по СМП ожидается рост перевозок до 40 млн т, в т. ч. транзита до 2,5-3 млн т., сообщал в марте российский вице-премьер Александр Новак.

Также у Москвы есть интерес участвовать в совместных с участниками ТМТМ проектах. Например, в феврале правительство Казахстана информировало о создании СП для развития транспортного коридора «Север – Юг» с Россией и Туркменией.

Тогда же на совещании в правительстве Казахстана по развитию коридоров «Север – Юг» и конкурирующего с ним ТМТМ было заявлено, что по ТМТМ с пропускной способностью 6 млн тонн за 2023 год объём перевозок составил 2,76 млн т грузов – на 65% больше 2022 года. Т. е. имеющийся потенциал раскрыт примерно на треть.

«По итогам 2023 года объем перевезенных грузов ж/д транспортом по коридору «Север – Юг» составил 2,1 млн тонн, что на 4% больше предыдущего года. К 2027 году транспортный потенциал коридора будет увеличен с 6 до 10 млн тонн в год», – отметил замминистра транспорта РК Максат Калиакпаров.

Диверсификация экспортно-импортных операций далеко не всегда является сугубо экономическим решением. Например, до августа 2020 года правительство Белоруссии импортировало нефть из Венесуэлы, Ирана, Азербайджана, Норвегии, Саудовской Аравии и даже из США через Прибалтику и Украину. Не всегда это была добытая в этих странах нефть, и доставка в цистернах, например, из эстонского порта Мууга обходилась намного дороже трубопроводной доставки российской нефти. Однако в Минске тогда важно было отработать такие схемы в контексте торговых войн с Россией, и это было сделано без оглядки на убыточность, компенсируемой российскими льготами и преференциями.

«Мы рассматриваем сотрудничество с США в области поставок нефти как серьезный элемент энергетической безопасности, важную часть торгового и инвестиционного сотрудничества, разработанного сторонами, а также как фактор обеспечения независимости нашей страны в экономической сфере», – заявлял в мае 2020 года глава МИД Белоруссии Владимир Макей, комментируя начало поставок нефти из США для предприятий госконцерна «Белнефтехим».

Последующие события, в т. ч. поддержанная Западом попытка госпереворота в Белоруссии, наглядно показали, насколько разумно уповать на США, да и Запад в целом, в обеспечении как энергетической, так и иных видов безопасности. Минск, как говорится, вовремя опомнился. А вот Астана может наступить на те же грабли.

Морской порт Актау призван обеспечить подобные альтернативные схемы экспорта нефти и нефтепродуктов без участия России. При обострении отношений с Москвой у участников ТМТМ будет запасной вариант экспорта и импорта. Вашингтон и Брюссель при этом получат политические дивиденды, а непосредственные участники – ещё и экономические.

Казахстан экспортирует в ЕС 2/3 своей нефти, пятую часть урана, а также много другого ценного сырья и полуфабрикатов, добываемых и производимых западными компаниями. Во взаимной торговле ЕС безболезненно компенсирует прекращение казахстанских поставок, чего нельзя сказать о Казахстане. Поэтому в первую очередь Астана должны быть экономически и политически заинтересована сохранить и развивать альтернативные транспортные коридоры, не отказываясь от идущих через Россию.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1508
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика