Узбекистан: колониальная экспансия Запада под лейблом ВТО - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 19.09.2024 |

Узбекистан: колониальная экспансия Запада под лейблом ВТО

По-прежнему считая Узбекистан ключевой страной Центральной Азии, коллективный Запад, ни на секунду не останавливаясь, продолжает проводить агрессивную экономическую экспансию. В медийном пространстве постоянно мелькают незатейливые статейки на предмет добрейших «благотворительных деяний» в форме щедрых финансовых вливаний таких серьезно настроенных организаций, как ЕБРР и ВТО.

Только ленивый не написал о том, что Узбекистан уже четвёртый год подряд является ведущим получателем финансирования ЕБРР в Центральной Азии, и на сегодняшний день этот банк инвестировал около 4,42 млрд евро в 151 проект по всей стране.

В целях дальнейшего подсаживания Ташкента «на финансовую иглу» в начале мая с. г. сюда даже приезжала президент Европейского банка реконструкции и развития Одиль Рено-Бассо, которая мило пообщалась с президентом Шавкатом Мирзиёевым, вице-премьером Джамшидом Ходжаевым и вице-премьером – министром экономики и финансов Джамшидом Кучкаровым.

Помимо своего участия в Ташкентском международном инвестиционном форуме, госпожа Рено-Бассо умудрилась пустить пыль в глаза в виде громогласной поддержки молодежного предпринимательства и занятости в Центральной Азии, даруя финансовый пакет в размере до 20 млн долларов США крупному частному кредитору – банку «Ипак Йули», а также оказывая содействие в обучении и налаживании контактов, предоставляемых программой банка «Консультации для малого бизнеса».

Надо признать, что ЕБРР намерен одурманивать своими зелёными прожектами не только молодежь. Он настойчиво пытается внушить Ташкенту сомнительную идеологему о якобы существующих прелестях зеленой экономики, от которой сама Европа уже открыто открещивается.

Так, в конце августа с. г. банк заявил о том, что предоставит 65 млн долларов США компании ACWA Power CKS Green Н2 для создания электролизной установки и ветряной электростанции на 52 МВт в Узбекистане. Дескать, данный проект направлен на декарбонизацию производства удобрений и выработки электроэнергии, что позволит производить до 3 тыс. тонн возобновляемого водорода в год и сократит выбросы диоксида углерода на 22 тыс. тонн. Как гордо отмечают представители ЕБРР, проект, который реализуют в Узбекистане, стал первым в Центральной Азии, поэтому они не поскупятся выложить еще 5,5 млн долларов в виде кредитов.

Помимо затягивания в финансовую петлю, европейцы не упускают возможности снисходительно облагодетельствовать Узбекистан своими льстивыми похвалами. Так, в последнем докладе ЕББР за 2024 год под названием «Региональные экономические перспективы» отмечено, что экономика Узбекистана растёт намного быстрее казахстанской именно благодаря «стремительной кредитной экспансии». ЕБРР прогнозирует, что проводимые тарифные реформы в Узбекистане помогут сократить энергетические субсидии, что приведет к снижению государственных расходов примерно на 1,5 процентных пункта ВВП. «Согласно прогнозам, экономика страны увеличится на 6,5% в 2024 году и на 6,0% в 2025 году, причем важными факторами роста станут инвестиции в основной капитал и чистый экспорт. Приватизация и рыночные реформы могут улучшить эти перспективы за счет привлечения прямых иностранных инвестиций», – сказано в докладе.

Понятное дело: позитивная прогнозная динамика развития Узбекистана связана ещё и с тем, что в начале этого года совет директоров Европейского банка реконструкции и развития одобрил новую стратегию для Узбекистана, определяющую приоритеты банка в стране аж до 2029 года. Стратегический подход банка к деятельности в самом густонаселенном государстве Центральной Азии будет основываться на работе по следующим трем направлениям:

1) поддержка декарбонизации, повышения эффективности использования водных ресурсов и более чистой энергетики;

2) развитие частного сектора, содействие трудовой занятости, повышению квалификации, инклюзивности и переходу на цифровые технологии;

3) улучшение экономического управления, делового климата и расширение возможностей подключения к инфраструктуре.

Вполне очевидно, что ЕБРР старается охватить стратегически важные для страны векторы. Недаром банк подчёркивает, что «продолжит работу по укреплению региональных и глобальных связей Узбекистана, в том числе посредством участия в политическом диалоге и путем предоставления финансирования».

Не отстаёт в своем стремлении вмешиваться во внутренние дела Ташкента под видом финансово-экономической помощи и Всемирная торговая организация, некогда авторитетное объединение, но сейчас полностью утратившее статус и порядком запятнавшее свою профессиональную репутацию.

Не далее как 14 сентября помощник президента Узбекистана Саида Мирзиёева обсудила масштабные изменения, происходящие в стране, с генеральным секретарём ВТО, выразив огромную благодарность международному сообществу за поддержку Ташкента на пути реформ и членства в ВТО.

Как известно, сейчас в Узбекистане проходит инвентаризация всех заключённых ранее соглашений о разделе продукции: это предусмотрено указом о мерах по ускорению рыночных реформ и гармонизации национального законодательства с соглашениями Всемирной торговой организации. Соглашение запрещает государствам-членам ВТО устанавливать ограничительные меры, оказывающие негативное влияние на иностранные инвестиции производственного сектора.

А зимой этого года власти определились с целью по вступлению в ВТО: для этого агентство по техническому регулированию перевели в подчинение правительства и на него возложены обязанности по ускорению процесса вхождения в названную международную организацию. В последние годы было принято 12 тыс. стандартов и налажено испытание 400 типов продукции. Кроме того, будет продолжена работа по признанию национальных сертификатов, пополнению базы национальных эталонов, повышению доверия к результатам испытаний отечественных лабораторий за рубежом, актуализации существующих и разработке новых технических регламентов в соответствии с международными требованиями.

Ташкент всеми силами стремится в ВТО, не замечая, что у этой организации постоянно пополняется список широко известных и весьма уважаемых оппонентов, которые критикуют её устаревшие подходы и неспособность к регулированию конфликтов между крупнейшими экономиками, включая открытые торговые войны США и Китая, где вводится огромное количество нелогичных пошлин и ограничений при молчаливом согласии самой ВТО.

По оценке аналитиков, страны-члены ВТО постоянно нарушают незыблемые ключевые принципы, используя практику «френдшоринга» – налаживания цепочки поставок только с дружественными странами и лишения выгодных контрактов неугодных партнеров. Помимо прочего, вступление в ВТО фактически не дает странам никаких преференций в торговле с партнерами, поскольку не устанавливаются льготные тарифы, не применяется принцип единого рынка и не обеспечивается свобода движения товаров и услуг.

Между тем Узбекистан, став членом ВТО, обязан отменить льготы для национальных предприятий в таких стратегически значимых отраслях, как металлургия и химия.

Ну а если посмотреть на вопрос вступления Ташкента во Всемирную торговую организацию с фундаментальной точки зрения, то данная структура, являясь старейшим институтом Бреттон-Вудской системы и созданная для удовлетворения имперских амбиций англосаксов в эпоху глобализма, сейчас полностью утратила свою актуальность и дееспособность, так как не отвечает современным запросам сформировавшегося регионализма.

Скорее всего, Узбекистан, памятуя о «славных» временах функционирования сильнейших Бреттон-Вудских организаций с долларом во главе, продолжает по инерции стремиться к этой отжившей и полумертвой структуре.

Кроме того, стоит напомнить о том, что ВТО тесно связана с теми финансовыми институтами, которые могут лихо взять и внезапно отключить любую «недружественную» им страну от мировой финансовой сети, как это уже было с Россией.

В то же время ЕАЭС, о членстве в котором в Ташкенте пока ещё раздумывают, за 10 лет своего существования окончательно окреп и переходит на инновационные рельсы, в том числе разрабатывая собственные независимые платежные механизмы и делая упор на осуществление расчетов в национальных валютах. В случае вступления в ЕАЭС Узбекистану не придётся проходить вместе с Союзом столь долгий и непростой путь становления.

Тем более что во взаимной торговле между странами ЕАЭС и Узбекистаном за последние годы наблюдается тенденция роста товарооборота. Если внешнеторговый оборот между странами – участниками организации и Узбекистаном в 2023 году составил 15,6 млрд долларов, то только за первый квартал текущего года он превысил 4 млрд долларов. В 2023 году импорт товаров и услуг (машины и оборудование, химические продукты и изделия из них, продукты питания) из стран ЕАЭС в Узбекистан превысил 10,2 млрд долларов – это 36,1% от общего годового импорта. Экспорт страны в государства ЕАЭС в прошлом году составил 5,4 млрд долларов (продукция текстильной, автомобильной, электротехнической промышленности, а также плодоовощная продукция).

В случае вступления Узбекистана в ЕАЭС (в отличие от ВТО) производители получат равноправный свободный доступ к рынку стран – участниц организации, а также будут созданы равные условия для трудовых мигрантов и получен более выгодный доступ к российским и казахстанским инвестиционным ресурсам и инновационным технологиям.

И заметьте: здесь ключевым выступает слово «равный»... Какие еще нужны аргументы?

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
358
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика