В феврале 2025 г. Литва, Латвия и Эстония планируют отключиться от энергокольца БРЭЛЛ – с последующим подключением к энергосети Евросоюза. Таким образом эти страны выполнят свой стародавний план и окончательно разорвут энергетические смычки, все ещё связывающие их с Россией и Белоруссией. Во всяком случае, так гласит принятый ими план. Реальная же готовность стран Балтии менее чем через полгода подсоединиться к сетям континентальной Европы вызывает сомнения.
Разорвать кольцо
«Электрическое кольцо БРЭЛЛ» (по первым буквам названий Белоруссии, России, Эстонии, Латвии и Литвы) официально создали в 2001 г. Тогда пять стран договорились, что их энергосистемы будут работать в синхронном режиме (то есть на единой частоте тока 50 Гц), смогут обмениваться электроэнергией и поддерживать друг друга резервами в случае аварийных ситуаций. Линии электропередачи были связаны в условное кольцо, и с тех пор энергия свободно курсирует между энергосистемами пяти государств. Соответствующее соглашение логически вытекало из того, что все пять стран унаследовали энергетическую структуру СССР, специально построенную для такого взаимообмена.
Однако в последние десять лет прибалтийские республики последовательно реализуют стратегию «прочь от Москвы». В 2018 г. они достигли политического соглашения о том, что со временем выйдут из БРЭЛЛ и переподключатся к сетям континентальной Европы. Это решение сразу актуализировало для России вопрос снабжения электричеством Калининградской области, так как линии электропередачи, по которым туда поступала энергия, проходят через Литву. Но в течение последних лет в области построили несколько новых электростанций, которые полностью решили проблему энергоснабжения анклава. Сейчас ситуация полностью противоположная: уже прибалты боятся, что РФ сама отключит их от сети. В этом случае теоретически в Латвии, Литве и Эстонии могут возникнуть проблемы с энергоснабжением.
Схема БРЭЛЛ
Тут нужно иметь в виду, что в 2022 г. Прибалтика решила досрочно отказаться от электроэнергии, произведённой в России. Ранее экспорт электричества в регион и балансирующие перетоки с использованием российской электроэнергии обеспечивались через расчеты с «Интер РАО». Но с 22 мая 2022-го данная компания полностью прекратила экспорт электроэнергии в страны Балтии и ЕС. Это произошло после того, как «Интер РАО» получила от европейской энергобиржи Nord Pool уведомление о прекращении торговли с ней «в связи с риском невозможности оплаты российской электроэнергии» из-за санкций. В середине мая 2022 г. по той же причине были остановлены энерготорги с Финляндией.
Тем не менее прибалты до сих пор осуществляют энергетическую балансировку за счет перетоков электроэнергии из России и Белоруссии. Они пользуются дешевой электроэнергией из РФ в пики потребления, а в другие периоды отдают обратно, и по итогам условно суток получается, что никто ничего ни у кого не брал. Что же касается их энергообеспечения, то прибалты закупают у других стран ЕС, в частности у Швеции и Финляндии, используя для этого линии электропередач, проложенные по дну Балтийского моря. В начале года возник скандал из-за порчи одного из таких энергокабелей, в чём сначала хотели привычно обвинить Россию, но потом выяснилось, что ЧП возникло из-за попадания влаги в один из стыков.
Литва в 2023 г. смогла обеспечить за счет собственной генерации только 46,6% внутреннего потребления в электроэнергии, Эстония – 57,4%. В Латвии самая лучшая ситуация – там самостоятельно удалось покрыть 88% внутреннего потребления. В августе прошлого года главы правительств Литвы, Латвии и Эстонии подписали совместную декларацию, обязывающую синхронизировать электросети Балтии с Западной Европой к февралю 2025 г. Ранее это планировалось сделать лишь к концу 2025 г., однако правящие круги Литвы всячески подталкивали и понукали эстонцев и латышей к тому, чтобы как можно скорее оборвать теперь уже чисто условную связь с энергосистемами России и Белоруссии. Был даже момент, когда Вильнюс заявил, что готов отключиться в одностороннем порядке.
Что стоит за словами?
В июле 2024-го встретились уже министры энергетики трех республик, они подтвердили, что их страны полностью готовы к синхронизации с энергосистемой ЕС в феврале следующего года. Затем в известность об этом официально поставили Москву и Минск: туда полетели сообщения о том, что совместное соглашение о параллельной работе энергосистем продлеваться не будет.
Однако декларации декларациями, а как с реальными возможностями? Вот с этим как раз возникают вопросы.
Сомнений в том, что какая-то реальная подготовка к выходу из БРЭЛЛ ведётся, нет. В августе 2023-го в Клайпеду доставили два синхронных компенсатора, которые призваны обеспечить стабильность работы балтийских электросетей после разрыва энергокольца. Установки массой более 460 тонн были изготовлены на заводе Siemens Energy в Германии. Их разобрали на отдельные компоненты, доставили в порт Роттердам, погрузили на судно и везли около 1500 километров по Северному и Балтийскому морям до Литвы. Далее компенсаторы привезли в литовские города Алитус и Тельшяй, где и установили на местных подстанциях. Позже такие компенсаторы были установлены также в Латвии и Эстонии.
Специалист по энергетике, главный редактор портала «Геоэнергетика.ru» Борис Марцинкевич сомневается в способности стран Балтии выполнить своё обещание и синхронизироваться с Евросоюзом к февралю 2025 г. «На данный момент система БРЭЛЛ совершенно исправна, но страны Балтии хотят отказаться от неё и переподключиться к энергетической системе континентальной Европы UCTE. Технически это можно сделать только с помощью плотного соединения энергосистем Польши и Литвы. Можно ли это осуществить за оставшееся время? Сильно сомневаюсь», – говорит эксперт.
Литву с Польшей сейчас соединяет одна-единственная воздушная линия. Это запущенный в 2016 г. энергомост LitPol Link, представляющий собой двухцепную ЛЭП переменного напряжения 400 кВ и соединяющий подстанции Elk в Польше и Alytus в Литве. Максимально допустимый переток электрической мощности по этому интерконнектору составляет 1000 МВт (по 500 МВт по каждой из двух цепей энергомоста). По мнению Б. Марцинкевича, одной данной линии совершенно недостаточно. «Нужно как минимум две, чтобы избежать возможных аварийных ситуаций», – подчёркивает он.
Эксперт отмечает, что строительство линий электропередач высокого напряжения – дело долгое и достаточно затратное. Он напоминает, что запланированная в своё время прокладка по дну Балтийского моря интерконнектора Harmony Link между Литвой и Польшей так и не была начата, и возникла идея заменить его наземной линией электропередач. Соответствующее соглашение операторы литовской и польской систем передачи электроэнергии Litgrid и PSE подписали в июле нынешнего года. Оно предусматривает строительство двухцепной линии переменного тока напряжением 220 кВ между новой подстанцией в Гижай в Вилкавишкском районе Литвы и подстанцией в Элке в Польше, подстанциями Норки и Вигряй, а также реконструкцию линии напряжением 220 кВ между Остроленкой и Элком в Польше.
Тендер по выбору подрядчика должны объявить в 2026 г., подключить наземную ЛЭП – до конца 2030 г. По словам руководителя Litgrid Рокаса Масюлиса, от плана прокладки морского энергокабеля пришлось отказаться, так как представленные подрядчиками предложения превышали выделенный на это бюджет в 680 млн евро почти в два с половиной раза.
Но если Harmony Link хотят ввести в эксплуатацию лишь через шесть лет, а отключиться от БРЭЛЛ – уже сейчас, тогда Литва ставит свою энергосистему в весьма уязвимое положение. «Опять же, потребуется "расшивать" и соединение Литвы с Латвией, и Латвии с Эстонией. Кроме того, Эстония энергетически соединена со скандинавскими странами, входящими в энергообъединение NORDEL – то есть нужно ещё технически совместить эстонские сети с UCTE. Необходимы серьёзные инвестиции и в безопасность – могу напомнить, что за первые двадцать четыре месяца работы подводного энергокабеля Nord Balt, соединяющего Литву и Швецию, зафиксировано двадцать пять аварий. А пока что мы видим политические декларации, но требуются ведь ещё и договоры хозяйствующих субъектов. И либо страны Балтии превзойдут темпы сталинских пятилеток, либо к февралю 2025 года они синхронизироваться с ЕС не успеют», – отмечает Б. Марцинкевич.
Экономика для властей стран Балтии несущественна
Эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков утверждает, что для России выход Прибалтики из энергокольца проблем не создаст. «Мы, в отличие от прибалтийских стран, за счёт энергокольца свою систему не балансируем: у нас достаточно своих энергообъектов, которые позволяют нормально функционировать. И мы ничего практически не зарабатываем на этих перетоках, поэтому ничего не потеряем», – говорит И. Юшков.
В свою очередь, директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков отмечает, что потеря прибалтийского энергетического рынка (доля поставок российской электроэнергии в потреблении стран Балтии составляла всего около 10%) для нашей страны не критична – эти поставки можно перенаправить на другие рынки, минимизировав финансовые потери. Более чувствительны потери Белоруссии, которая, обзаведясь собственной АЭС, получила избыточные энергетические мощности. Но и она, в общем-то, переживёт, тем более что прибалты с самого начала, уже четыре года назад объявили войну БелАЭС, наотрез отказавшись покупать произведенное ею электричество.
А вот как будет выживать Прибалтика, полностью отказавшись от дешёвого российского электричества? «Думаю, что она рассчитывает во многом на спад энергопотребления, который наблюдается в целом в последнее десятилетие и особенно в последние годы. Тогда есть надежда выехать на собственной генерации плюс на закупке электроэнергии в пиковые периоды потребления через энергомосты в Швецию и Польшу. Другое дело, что шведы и поляки будут брать с них за электроэнергию дороже», – полагает И. Юшков.
Он добавляет, что скандинавская электроэнергия имеет свою специфику, которая будет создавать сильную головную боль прибалтам. «Когда погода дождливая или когда зима снежная, то по весне у скандинавов возникает очень много лишней электроэнергии от гидростанций, поэтому цена на неё снижается, и они с радостью готовы продавать её соседям. Но как только в скандинавских странах возникает жара и засуха, электроэнергия сразу становится в дефиците и очень дорогой, в такое время скандинавы сами вынуждены её импортировать. В этот период скандинавская энергия будет стоить очень дорого для желающих ее купить», – объясняет эксперт.
Я. Кабаков же напоминает, что цены на электричество в странах Балтии находятся и без того на высоком уровне. «В Литве они выросли с 2020 по 2023 год на 50 процентов. Ожидается дальнейший рост цен на электроэнергию, который приведет к удорожанию производства и товаров, что вызовет общий рост инфляции. В Латвии в 2023 году инфляция уже достигла восьми процентов, что на три процента выше среднего по ЕС. Основное подорожание коснется энергоемких отраслей, таких как металлургия, химическая промышленность и транспорт. Экономики Латвии, Литвы и Эстонии могут столкнуться с серьезными проблемами, что увеличит риски рецессии», – говорит Я. Кабаков. Не стоит также забывать и финансовые расходы на создание новой инфраструктуры.
Впрочем, все вышеприведённые аргументы для властей стран Балтии, судя по всему, несущественны. Выход из БРЭЛЛ – это не первое и не последнее решение, принятое Прибалтикой в ущерб собственной экономике, лишь бы сильнее отгородиться от России и Белоруссии. И если эти страны задумали совершить медленное экономическое самоубийство, то явно не Москва и Минск могут этому помешать.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram